5 класс
Цель урока: повторить известные признаки глагола, его синтаксическую роль.
Задачи урока:
- обобщить знания учеников о глаголе как части речи;
- развивать умение употреблять глаголы в речи;
- совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам;
- вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;
- прививать навыки работы с текстом;
- развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультипроектор, экран, карточки с изображением цветка, цветные карандаши.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим то, что вы узнали о глаголе в начальной школе: вспомним его морфологические признаки, поговорим о синтаксической роли. (Слайд 1). Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.
Психологический настрой.
(Дети с закрытыми глазами повторяют последнее слово каждой фразы хором )
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ...
-Видят !
- Уши внимательно слушают и все...
-Слышат !
- Голова ясно и хорошо ...
- Думает !
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю не просто читать, писать и отвечать на уроке, а еще и вырастить волшебный цветок. Как он называется, я не скажу, вы сами отгадаете его название.
Посмотрите на доску (слайд 2). У нас есть горшок, в который мы посадим волшебное семечко. Вот и появился побег. Вам интересно узнать, что это за цветок? Тогда вы должны выполнить задание.
3. Работа по теме урока.
(Слайд 3).
Прочитайте стихотворение А.Кушнера.
Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись,
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались,
Нас, конечно, разнимали,
Мы, конечно, упирались.
Найдите слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь.
- Давайте проверим, верно ли вы выполнили первое задание. (Самопроверка. Слайд 4).
- К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы)
- Кто-нибудь догадался, как называется посаженный нами цветок? Верно, глагол (слайд 5). Но что это? Наш волшебный цветочек не хочет распускаться. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он зацвел?
- Так как цветок у нас волшебный, то и забота ему нужна особенная: вы должны будете выполнить все задания, которые я буду вам давать, и тогда наш цветок распустится.
- Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол (слайд 6)
- Давайте проверим, так ли это. (Слайд 7)
- Посмотрите, на нашем цветке появился первый лепесток. Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол. (Слайд 8)
- А сейчас рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь? (Слайд 9) (О времени глаголов).
- Правильно, вот и появился второй лепесток на нашем необычном цветке. (Слайд 10)
- Сделайте вывод, какое время может быть у глагола.
- Следующее задание: спишите предложения. Укажите время глаголов. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет. (Слайд 11)
- А сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли выполнена работа. (Слайд 12)
- А сейчас проявите смекалку. Разгадай загадку. (Слайд 13)
- Какие признаки имеют глаголы? (Глаголы имеют лицо и число).
- Верно, сделайте вывод, как могут изменяться глаголы. (Слайд 14)
- Вы хорошо поработали, давайте отдохнем немного, проведем физкультминутку для глаз. (Слайд 15) Следите глазками за бабочкой.
- Мы отдохнули, давайте продолжим работу.
- Спишите глаголы, распределяя их по столбикам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число.
Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете, смотрю, любит, шьешь. (Слайд 16)
- Давайте проверим, нет ли у вас ошибок. (Слайд 17)
- Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы!
- Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени? (Слайд 18)
- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени. (Слайд 19)
- А сейчас посмотрите внимательно на доску и подберите к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род. (Слайд 20)
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети читают записанные слова, называя род глаголов).
- Чтобы наш цветок распустился полностью, осталось выполнить всего одно задание. Спишите, подчеркните глаголы как члены предложения.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев (Слайд 21)
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу. (Слайд 22)
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть глагол. (Слайд 23)
4. Итог урока.
- Ребята, посмотрите, какой замечательный вырос у нас цветок! Как я уже говорила, это не простой, а волшебный цветок. А волшебство его заключается в том, что с его помощью любой из вас может рассказать о глаголе как о части речи. Давайте попробуем это сделать. (Дети, пользуясь схемой – цветком, рассказывают о глаголе).
5. Рефлексия.
- Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, вырастили чудесный цветок, вспомнили о глаголе то, что изучили в начальной школе. А сейчас возьмите карандаши, листочки с изображением цветка и, пользуясь подсказкой, расположенной на доске, раскрасьте свои цветы. Лепестки могут быть разного цвета. (Слайд 24)
6. Объяснение домашнего задания. (Слайд 25)
- Дома нужно будет прочитать и выучить правило в параграфе 16. После этого выполнить творческое задание: сочинить небольшую сказку о любимом цветке, используя при этом как можно больше глаголов. Глаголы подчеркнуть как член предложения. Выбрать из получившегося текста любые 5 глаголов и в скобках указать их время, лицо, род (если есть) и число.
Пока дети записывают домашнее задание, учитель собирает цветы, крепит их на доске.
- Ребята, посмотрите, какая клумба у нас в классе выросла! Красивая, яркая, веселая! Ее вырастили вы своим трудом, знаниями и старанием. Я желаю, чтобы ваше настроение было таким же веселым и ярким, как эта клумба, а все следующие уроки такими же плодотворными. Урок окончен, всем спасибо. До свидания. (Слайд 26)