Цели:
- Образовательные: знакомство с технологией приготовления щей; уточнение знаний о бытовой технике, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, выстраивать ответы логически правильно;
- Коррекционно-развивающие: активизация словаря по теме “Овощи”; развитие мелкой моторики; внимания, памяти.
- Воспитательные: формирование чувства единства, положительной установки на участие в деятельности, желание помогать ближнему.
Оборудование: овощи, терки, овощерезка, мультимедиа.
Ход деятельности
Дети играют.
Влетает Карлсон.
Карлсон: Привет, малыши! Я пролетал мимо и решил заглянуть к вам. Где тут у вас варенье, конфеты, торты и другие сладости?
Дети: У нас ничего нет.
Карлсон: Ну, я так не играю, у меня же пропеллер требует подзарядки с помощью сладостей. Ребята, а что у вас сегодня на обед? Где у вас меню?
Дети приносят Карлсону меню.
Карлсон: Так посмотрим. На завтрак манная каша. Все ели кашу? Булка с маслом... А у вас булки не осталось? Очень жаль. Какао – мой любимый напиток! Лучшая зарядка для пропеллера! И какао не осталось? Что у нас на обед? Щи? Никогда не слышал про такое блюдо. А что такое щи?
Воспитатель: Садись Карлсон поудобнее и послушай.
Щи одно из самых известных традиционных блюд русской кухни, о них народ сложил множество пословиц и поговорок:
- Щи да каша — пища наша.
- А где щи, тут и нас ищи.
- Без капусты щи не густы.
Это сейчас щи варят на газовых или электрических плитах в красивых разноцветных кастрюлях. А в давние времена их готовили в больших печах, которые топились дровами. А вместо кастрюли пользовались чугунными горшками. Традиционный способ приготовления щей — в русской печи, где они томились по нескольку часов. Щи варили и с мясом, и с рыбой, и постные – на воде. Клали в них капусту, репу, грибы, крупу, щавель, фасоль. Репа заменяла картофель, которого тогда в России еще не было. Картофель был привезен царем Петром I из Голландии.
Ребята, все вы кушали щи, давайте вспомним, что необходимо для их приготовления и поиграем в игру “Собери урожай” (Дети выбирают из корзинки необходимые продукты, оставляют макароны, яблоки, сахар и др.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, перечислите, что необходимо для того, чтобы приготовить щи. А вы знаете, в какой последовательности кладут эти продукты?
Ответы детей.
Карлсон (смеется): Представляю, какое это смешное блюдо щи – вилок капусты, клубни картофеля, морковь и помидоры плавают в воде.
Воспитатель: Карлсон, так овощи в щи кладут не целиком, а порезанные, и для каждого овоща свой способ нарезки. Посмотрите на экран. (На экране изображение нарезанных овощей).
- Лук мелко режут, но можно добавлять его и луковицей – для вкуса.
- Морковь натирают на крупной терке.
- Картофель режут кубиками или соломкой.
- А вот капусту шинкуют.
Карлсон: Терка – стерка. Что это за зверь?
Воспитатель: Карлсон, неужели ты не видел терку? Ребята, давайте покажем нашему гостю, как трут морковь.
Дети с помощью пластмассовых терок трут морковь.
Карлсон (пробует натертую морковь): Вкусно, но долго тереть морковку. Вот если бы к терке приделать пропеллер, как у меня, тогда другое дело.
Воспитатель: Какой ты дальновидный – есть такой кухонный прибор – называется овощерезка. Только пользоваться этим электрическим прибором могут только взрослые. Ребята, Карлсон, посмотрите, как с помощью него легко и быстро можно нарезать любые овощи.
Воспитатель режет заранее приготовленные овощи.
Воспитатель: Как называется этот прибор? Для чего он предназначен?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди придумали бытовую технику для облегчения труда и экономии времени. Какая техника еще помогает людям на кухне?
Ответы детей.
Карлсон: Какой прибор полезный, обязательно куплю себе.
Воспитатель: Ребята, чтобы лучше запомнить, как приготовить щи, давайте поиграем.
Физминутка
Началась у нас игра.
Мы сегодня повара.
Приготовим куклам щей
Из полезных овощей.
Чтобы суп был очень вкусный,
Положу в него капусты.
И лучка совсем немножко.
Размешаю супчик ложкой.
Посолю и поперчу.
Вкусный суп сварить хочу!
А морковку и картошку
Положу я понарошку.
Много нужно овощей
Для полезных, вкусных щей!
Карлсон: Я понял, что за блюдо – щи. Только оно не сладкое.
Воспитатель: Но зато очень полезное. Сколько в нем овощей – сколько витаминов!
Ребята, расскажите Карлсону, какие витамины содержатся в овощах.
Рассказы детей.
Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов.
Картофель по праву называют вторым хлебом. В картофеле много крахмала.
Он отличается не только вкусовыми достоинствами, но и высокой пищевой ценностью, хорошо усваивается организмом.
Помидоры славятся превосходными вкусовыми качествами. Они очень полезны. В томатах имеется аскорбиновая кислота и другие витамины.
Морковь, особенно ярко окрашенные корнеплоды, содержит в большом количестве каротин, из которого в организме человека образуется витамин А. По содержанию каротина, морковь превосходит многие другие овощи. Кроме каротина в моркови содержатся и другие витамины.
Белокочанная капуста - существенный источник витамина С. В капусте есть и много других витаминов, что позволяет капусту считать не только полезной, но и целебной.
Лук не просто полезный продукт, но и лекарство от всех болезней. Каждый день мы добавляем лук почти во все блюда нашего стола, но даже не задумываемся, какой клад витаминов и минералов содержат как луковки, так и их зеленые побеги. Он укрепляет иммунитет и лечит простудные заболевания.
Стоит отметить, что лук практически не теряет лечебных свойств даже при термической обработке.
Карлсон: Какие ребята, молодцы, как много знают. А ребята умеют разгадывать кроссворды?
Ответ детей.
Разгадывание кроссворда на экране.
Карлсон: Ребята, а можно мне остаться у вас на обед? Так хочется щей попробовать...
Дети приглашают Карлсона на обед.