Цели: образовательные
- знать:
- понятие “ точка”, “линия”, “кривая линия”, “прямая линия”, “отрезок”;
- свойства линии и отрезка
- уметь:
- употреблять в речи новые понятия;
- сравнивать линии и отрезки;
- чертить прямые, кривые линии и отрезки.
- Развивающие
- развивать любознательность, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), память;
- развивать устную монологическую речь.
Воспитательные
- аккуратность при работе с карандашом и линейкой;
- интерес к предмету;
- умение слушать учителя и друг друга.
Оборудование:
- Проектор, экран, ПК
- Для учащихся:
- Лист в клетку формата А5, разделённый на 4 части.
- Линейка
- Простой карандаш
- Цветные карандаши
- ПК
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Устный счет.
- Посчитайте от одного до 10 и обратно через 1 хлопками.
- Назовите число, которое при счете стоит перед числом 4.
- Назовите число, которое при счете стоит за числом 2.
- Какое число стоит при счете слева от числа 5?
- Какое число при счете стоит справа от числа 3?
- Какое число стоит между числами: 1 и 3?
- Назови соседей числа 4.
Вставь пропущенные знаки:
- 2...3 = 5
- 5...4 = 1
- 2...2 = 4
Вставь пропущенные цифры:
- 1 +...= 4
- 4 -...= 3
- 3+...= 5
Решите задачу и запишите решение:
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
3. Повторение состава числа 5.
- Откройте тетради на печатной основе на стр. 15.
- Состав какого числа мы вчера проходили?
Обсуждение и самостоятельная работа.
4. Работа в группах. Составление числового поезда.
Детям выдается конверт, в котором лежат 5 карточек с примерами. Надо, посчитав примеры, поставить их в порядке нумерации (от 1 до 5)
5. Работа над основным материалом.
1) - Когда я ходила, проверяя работу, то увидела, как у некоторых групп аккуратно стоят карточки-вагончики. Говорят – стоят в одну линию.
- А вы знаете, как родилась линия? Какие бывают линии?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
2). - Послушайте сказку:
Жила была синяя Точка в городе Геометрии (учитель ставит магнит на доске, а дети – в верхнем левом углу точку) Скучно было Точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла синяя точка за калитку, а навстречу ей тоже точка идет, только желтая. Подходит желтая точка к синей и спрашивает, куда та идет.
– Иду искать друзей. Вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать. (Рядом с синей ставят желтую точку). Через некоторое время встречают синюю точку. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становится все больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия. Точки шли прямо, и получилась какая линия?
- Возьмем линейку и проведем по ней прямую линию синим карандашом.
- А когда точки идут неровно, получается какая линия?
- Нарисуем рядом простым карандашом кривую линия.
- Теперь вы познакомились с прямой и кривой линиями и узнали, как они родились.
- Кто из вас наблюдал, за летящим самолетом? (учитель прикрепляет на доску самолет)
Его след дает представление о линии. О какой из линии можно сказать, что это след от самолета? (ребенку предлагается провести на доске прямую линию к самолету)
- Какая линия показывает полет листа? (ребенок рисует кривую линию)
- Если бы самолет летел и летел, что стало бы с линией?
Следовательно, линию, нарисованную на доске можно проводить вправо и влево как угодно далеко. Но бесконечную линию на доске и в тетради изобразить невозможно. Мы чертим ее часть, а подразумеваем, что она не имеет ни начала, ни конца. В математике говорят, что любая линия бесконечна.
3). - Поставьте в нижнем левом углу точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку. Какую линию вы получили?
- Можно ли начертить ещё линию, чтобы она снова прошла через эту точку? Проделайте эту работу несколько раз.
- Сколько прямых можно провести через одну точку?
4). – А точке стало интересно посмотреть на прямой след от самолет. Вышла и наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая, и на ее месте появился ЛУЧ.
Он тоже был очень длинный. Но не совсем такой, как прямая. У него получилось начало. (Дети чертят луч в верхнем правом углу)
Испугалась точка. “Что я наделала!” Хотела убежать и опять наступила на луч. И на месте луча появился отрезка. У него уже были и начало и конец. (Дети чертят в нижнем правом углу отрезок)
5). – С какими фигурами мы познакомились?
6). – Откройте учебник на стр. 41
- Работаем в парах, как показывает значок.
Учащиеся, выполняющие задания 1 варианта, говорит учащимся, выполняющим задания 2 варианта, где они видят кривые линии.
Учащиеся, выполняющие задания 2 варианта, говорит учащимся, выполняющим задания 1 варианта, где они видят лучи.
- А я вас хочу всех спросить, где отрезки?
7). Тетрадь стр. 15 № 1.
8). Компьютер.
(До этого на уроке информатики дети учились в ПЕРВОЛОГО рисовать домик, солнышко)
- Из каких геометрических фигур состоит наш рисунок?
- Добавьте лучи к солнышку? Чем луч отличается от отрезка?
- Нарисуйте прямую дорожку справа от домика.
- Нарисуйте кривую дорожку слева от домика.
- Чем прямая отличается от кривой?
5. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Оцените свою работу.