Цели и задачи урока.
Образовательные:
- формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечивать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, учить применять на практике;
- углублять знания, навыки безопасного поведения на дороге.
Задача:
- создавать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность;
- развивать навыки правильной оценки дорожной ситуации и принятия правильного быстрого решения.
Задача:
- развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, логическое мышление, познавательные интересы, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитание стремления детей к учебе, умения адекватно оценивать свой труд; чувства дружбы и товарищества;
- формировать способность к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
Задача:
- избавление детей от чувства неуверенности в себе; воспитание интереса к уроку.
Оборудование:
- таблица по правилам дорожного движения, стендовый материал;
- карточки с заданиями для самостоятельной работы;
- рабочие листы;
- мультимедийная презентация;
- компьютер
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.
Ход урока
І. Мотивация. Создание проблемной ситуации
1.1. Психологический настрой
Игра: “Здравствуйте”
Учитель говорит фразу, а учащиеся отвечают: “Здравствуйте!”.
- Здравствуйте, самые классные ребята Троицкой гимназии!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте те, кто пришёл в гимназию с весёлым настроением!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте те, кто с нетерпением ждал нашей встречи!
- Здравствуйте!
Здравствуйте, дорогие ребята! Начинается наш урок математики. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость и удачу.
- Садитесь. Возьмите рабочие листы. Запишите число. Классная работа. Приложение 1
1.2. Организационный момент и сообщение темы урока
Слайд 1
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять.
Будем правильно считать.
- Кто из вас сегодня по дороге в школу переходил дорогу?
- Как вы себя вели при переходе дороги?
- Кто вас сопровождал при переходе через улицу?
1.3. Актуализация знаний
Я сегодня наблюдала такую ситуацию: по улице ехала грузовая машина с прицепом. На прицепе было объявление: “Вынос прицепа – 1,5 метра”. Мальчик пропустил машину, стоя на расстоянии 1 метра от края проезжей дороги. Нарушал ли он правила дорожного движения? (Да, так как при заносе машины, его мог бы сбить прицеп).
Грузовик едет по первой полосе, а автомобиль по второй. Какое транспортное средство представляет большую опасность для ученика, решившего перебежать дорогу перед идущим транспортом? (Легковой автомобиль опаснее, так как едет быстрее, и водитель может не увидеть из-за грузовика перебегающего дорогу школьника).
IІ. Постановка темы урока
Чтобы определить, чем мы будем заниматься на уроке, вам нужно выполнить предлагаемые задания:
Слайд 2,3
Ребята, отгадайте, пожалуйста, ребус, загадку.
1. Скорость.
2. Время.
Слайд 4,5
Найдите значения выражений, расставьте числа в порядке возрастания, восстановите слово по слогам.
3. Расстояние.
Слайд 6,7,8,9
Как вы понимаете эти слова?
Это расстояние, пройденное за единицу времени; степень быстроты.
Продолжительность чего-нибудь, измеряется в сек, мин., ч.
Пространства между чем-нибудь.
Кто из вас догадался, над чем мы с вами будем работать сегодня на уроке?
Определите тему нашего урока.
Слайд 10
Дети проговаривают тему: Решение задач на движение. Повторение правил дорожного движения.
Девизом урока будут слова венгерского, швейцарского, американского математика Д. Пойа “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”.
Правильно, сегодня мы повторим решение задач на движение. А с какой целью взрослые постоянно напоминают детям об этих самых правилах движения?
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днем машины
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!
IIІ. Работа над темой урока
3.1. Активизация знаний, умений, навыков.
Поговорим о величинах, необходимых при решении задач на движение.
Слайд 11
- Какие величины не используют в задачах на движение?
- По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?
Слайд 12
- Дополните таблицу.
Слайд 13
- Назовите предметы, объясните, для чего они предназначаются?
- Выберите лишние.
- Почему весы и термометр оказались лишними среди остальных предметов?
Слайд 14
- Рассмотрите предметы и животных на следующем слайде. Попробуйте определить их средние скорости.
Слайд 15-18
- Повторим основные правила, формулы-подсказки.
Слайд 19-20
Давайте проведём небольшой блиц-турнир. Решите задачи:
- Помоги Маше
- Составь и реши задачу про лыжников
Слайд 21
Физминутка
3.2. Решение задач
Слайд 22
Прочитайте задачу. Перечитайте только её условие.
Назовите данные этой задачи. Что обозначает каждое из чисел?
Давайте посмотрим, как всё это происходило по схеме.
Что требуется узнать в задаче?
Слайд 23
Давайте запишем данные и вопрос задачи в таблицу на рабочих листах, сверим с доской.
Давайте над решением задачи поработаем в группах.
Какие формулы нам потребуются для решения задачи?
Запишите решение на рабочих листах, а затем проверим работу.
Слайд 24
Проверка.
Слайд 25
Физминутка. Зарядка для глаз.
Давайте дадим своим глазам отдохнуть, проследите глазами за движением фигур на слайде.
3.3. Чтение текста с листа вслух цепочкой.
(Набрать текст заранее на компьютере, а также можно приготовить карточки с текстом). Приложение 2
Машина – это транспортное средство. Какие виды транспорта вы знаете? (Пассажирский, грузовой).
Современное развитие науки, техники и производства привело к тому, что на улицах появилось большое количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. По этой причине возросло количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ежедневно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей, в том числе и дети. Среди пострадавших каждый седьмой школьного возраста.
Чаще всего в числе пострадавших школьников оказываются мальчики. А среди младших школьников мальчики получают травмы различной тяжести в 5 раз чаще девочек.
Исследования показывают, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
- неумение оценивать дорожную обстановку;
- незнание мер обеспечения безопасного движения;
- отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;
- нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежения ими;
- подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице;
- неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правила безопасности движения.
А в результате можно увидеть такую страшную трагедию:
Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину… О. Бедарев
Кому из вас приходилось видеть дорожно-транспортное происшествие? Какое впечатление после этого осталось? Какие выводы вы можете сделать для себя? Назовите причины дорожно-транспортных происшествий.
Какие выводы вы сделали для себя? (Соблюдать правила дорожного движения необходимо всегда, только так можно избежать опасности для своего здоровья и здоровья других людей).
Слайд 26
3.4. Самостоятельная работа
Решение задачи с. 165 № 565
Слайд 27
Проверка.
Какие формулы вам потребовались для решения задачи?
IV. Закрепление знаний, умений, навыков
Слайд 28-30
- Решите задачи, выберите единственно правильный ответ из предложенных на экране.
- Чем последняя задача отличается от предыдущих? Верно, это задача с избыточными (лишними) данными.
Слайд 31
Вам необходимо соединить условие и вопрос, чтобы получилась задача, которую можно решить.
Проверка.
Выслушиваются мнения детей.
Слайд 32
При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
V. Подведение итогов. Рефлексия деятельности
Слайд 33-35
Узелок на память
- В каких единицах измеряется скорость, время, расстояние?
- Выбери правильное утверждение.
- Соедини части правила-формулы.
Слайд 36
Составьте пословицу (Тише едешь, дальше будешь). Как вы понимаете её? (Если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий).
Соблюдать правила дорожного движения необходимо всегда, только так можно избежать опасности для своего здоровья и здоровья других людей.
Я. Пишумов писал в своем стихотворении:
Вот она азбука, -
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Он написал для тог, чтобы дети помнили правила дорожного движения и почаще обращали внимание на знаки дорожного движения. (Учитель открывает стенд со знаками дорожного движения, а дети отвечают, что они обозначают). Приложение 5
На какие группы делятся все знаки дорожного движения? (Предупреждающие, запрещающие и разрешающие. Есть знаки дорожного движения, которые указывают на сервисные услуги, которыми можно воспользоваться по пути движения транспорта).
Какие правила дорожного движения вы знаете? О правилах движения Я. Пишумов написал даже “Песенку о правилах”. Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения, а вы затем ответите на вопрос, почему правила движения нужно знать так же хорошо, как таблицу умножения?
… Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
Слайд 37
Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц - быстрый ответ на вопрос. У вас на партах карточки (Приложение 3) с заданиями, около каждого стоит номер. Задание заключается в том, что вам необходимо быстро выполнить их, и обозначить правильный ответ.
- Уменьшите в 6 раз сумму чисел 80 и 40. (20)
- Сколько знаков в записи любого числа, содержащего 8 единиц второго класса? (4)
- Скорость полета орла 30 м/с, а сокола 23 м/с. На сколько больше пролетит орел, чем сокол, за 1 секунду? (7 м)
- Определи делимое в записи ? : 5 = 9 (ост.3) (48)
- Стрекоза летит со скоростью 10м/с. Какое расстояние пролетит стрекоза за полчаса? (300 м)
- Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 9, 18, 27, 36, 45.… Каким числом нужно продолжить этот ряд? (54)
- Во сколько раз увеличили число 300, если получили число 4800? (в 16 раз)
- Сколько километров в 9000 м? (9 км)
Итак, проверяем на таблице. Какая цифра получилась? (“5”).
В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.
VI. Итоговая рефлексия
Слайд 38
- Какие виды работ выполняли на уроке?
- Какое задание было для вас интересным?
- Подумайте, какое из высказываний вам будет ближе. Уверены ли вы в своих знаниях при решении на движение, или есть какая-то еще неуверенность, или вы сомневаетесь в своих силах при решении задач этого вида?
- Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
- Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
VII. Домашнее задание
Слайд 39
Выберите то домашнее задание, которое вам будет ближе, интереснее, понятнее.
Слайд 40
Спасибо за работу.
В конце урока проходит презентация проекта “Письмо водителю”. Приложение 6
Резерв № 1
Ребятам предлагается карточка с задачами на движение различного уровня сложности. Дети самостоятельно определяют для себя уровень сложности выполняемого задания. Приложение 3
Резерв № 2
Игра “Колесо фортуны” - “В гостях у Светофорчика”. Приложение 4
Используемые источники:
- Н.Б. Истомина. Математика, 4 класс. Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2010 г.
- Н.Б. Истомина. Рабочая тетрадь по математике, 4 класс. Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2010 г.
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации. Пособие для учителя, 4 класс. Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2007 г.
Комментарии: данный урок проводится в 4 классе (обучение по УМК “Гармония”). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 2 физкультминутки. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.