Автоматизация звука [с] с использованием схем

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Компьютерная игра для детей 4 – 6 лет позволяет отрабатывать произношение звука [с] изолированно, в закрытых слогах, словах, в чистоговорках с опорой на схемы, осуществлять формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза, вести работу по развитию интонационной выразительности речи, обогащению и активизации словаря, коррекции внимания, памяти, мышления. Это особенно актуально в современных условиях, когда педагогам приходится все чаще сталкиваться в работе с детьми, имеющими тяжелые сочетанные нарушения речи, сопровождающиеся нарушениями эмоционально-волевой сферы, обусловленные неврологической симптоматикой.

Нарушение звукопроизношения, недоразвитие процессов фонематического анализа и синтеза способствуют возникновению стойких специфических нарушений устной, а впоследствии и письменной речи. Коррекция данного вида нарушений требует значительных временных затрат. Интерактивная компьютерная игра позволит в занимательной и непринужденной форме компенсировать указанные нарушения.

Предлагаемая игра должна входить в систему коррекции звукопроизношения, коррекции свистящих звуков, в которой выделяют этапы развития фонематических процессов, развития артикуляционной моторики со специфической для звука [с] гимнастикой, непосредственно вызов звука, автоматизация звука в слогах разного типа, в словах, предложениях, в связной речи. Приступать к игре рекомендуется после отработки произнесения гласных и знакомства с комплексом артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков, упражнений для развития фонематического слуха. Схематическое изображение гласных и звука [с] несет сжатую информацию об артикуляции, тем самым облегчает ребенку произнесение того или иного звука, слога или чистоговорки, одновременно закрепляется связь слухового образа звука [с] с его символическим изображением.

Смена слайдов осуществляется с помощью щелчков левой клавишей мыши, управляющих кнопок, гиперссылок, что позволяет взрослому строить коррекцию звука в зависимости от этапа работы, от индивидуальных особенностей ребенка. Надо помнить и о дозированном общении ребенка с компьютером.

На втором слайде ребенок знакомится с игровой ситуацией: одному из персонажей смешариков, Нюше очень нравятся цветы, но у нее пока только один цветок, в процессе игры ребенок получает цветы для Нюши, определяет, есть ли звук [с] в их названии.

На третьем слайде размещены звезды для выбора того или иного задания игры: звезда с зеркалом для повторения артикуляционного уклада звука [с] у зеркала, звезда с изображениями “ветер”, “душ”, “насос” для повторения звука [с] в звукоподражаниях, звезды со слогами для автоматизации звука [с] в слогах ас, эс, ис, ос, ус, в чистоговорках с этими слогами.

Слайды № 4, 5 предназначены для закрепления правильной артикуляции звука [с] и определения наличия - отсутствия звука [с] в названии цветка для Нюши. Объекты на слайдах появляются по щелчку левой клавишей мыши. Начиная со слайда № 4, после правильного выполнения заданий по щелчку мыши появляется цветок для Нюши, в названии которого есть звук [с]. Начиная со слайда № 5, в левом нижнем углу каждого слайда есть кнопка возврата на слайд № 3. При необходимости можно перейти к повторению артикуляции звука [с] или к автоматизации звука [с] в другом слоге.

Слайды № 6, 7 предназначены для закрепления звука в звукоподражаниях: “течет вода”, “ветер”, “вода в душе”, “насос”. Картинки на слайде №7 (“ветер”, “душ”, “насос”) появляются поочередно, по щелчку.

Сизова Э.Я. предлагает начинать автоматизацию звука [с] с закрытых слогов, что отличается от. автоматизации звука [с] в открытых слогах, предложенной Хватцевым М. Е. Автор данной статьи в своей практической работе опирается на последовательность автоматизации с закрытых слогов, считая ее наиболее физиологичной, а, следовательно, и более доступной для ребенка.

На слайдах № 8, 9, 10 ребенку предлагается поиграть со слогом ас: во время выполнения задания слайда № 8 ребенок повторяет слог ас столько раз, сколько астр появилось, считает, сколько раз произнес этот слог, и после этого появляется очередной цветок. Чистоговорки можно произносить с хлопками в ладоши.

На слайдах № 11, 12 ребенок может произносить слог эс, на слайдах № 13, 14 - слог ис, на слайдах № 15, 16 - слог ос, на слайдах № 17, 18 - слог ус. Последовательность слогов предопределяется участием губ в артикуляции того или иного гласного.

Чистоговорки, предлагаемые для произнесения:

Ас, ас, ас – у нас ананас.
Ас, ас, ас – мы пьем квас.

Эс, эс, эс – мы идем в лес (можно сопровождать движениями пальцами).

Ис, ис, ис – иди вниз.
Ис, ис, ис – хитрый лис.
Ос, ос, ос – не вешай нос.
Ос, ос, ос – у будки пёс.
Ус, ус, ус - я ем арбуз.
Ус, ус, ус - вот это ус!

Слайды № 13, 15, 17, 18 возможно использовать для произнесения чистоговорок с разной интонацией. Слайд №15 содержит фразеологический оборот “не вешай нос”, со значением которого знакомится ребенок.

Слайд № 19 позволяет развивать память ребенка, речевое творчество, если предложить придумать свою чистоговорку для мальчика с девочкой, для Нюши (слайд № 20).

В итоге Нюша получает букет (слайд №21), а ребенку в поощрение Нюша дарит воздушные шары (слайд № 22).

Игра успешно апробирована с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи с различными неврологическими диагнозами), и может быть использована дошкольными и школьными логопедами в совместной образовательной деятельности индивидуально и в подгруппах (в качестве демонстрации задания или игры “по очереди”), родителями в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.