Внеклассное мероприятие по математике "Академия веселых наук"

Разделы: Математика


“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным”.
Б.Паскаль

Цель:

  1. Развивать математическую речь, внимание, память, логическое мышление, интерес к знаниям.
  2. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Ход внеклассного мероприятия

Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Тут затеи и задачи, игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи – за работу – в добрый час!

Презентация

Знаменитый французский ученый Блез Паскаль сказал слова, которые взяты эпиграфом нашего
конкурса:

“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного
 занимательным”.

Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных
областях знаний. Один из важнейших разделов математики – арифметика.

Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиями над ними.

Время, в которое мы живем, называют эрой математизации знаний. Без математики, без ее законов,
невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу,
работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук,
золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого,
математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

“Математика царица всех наук”. Так считали многие известные ученые, писатели и художники. В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

“Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” Архимед.

Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!

Вот и мы решили не упускать случая и представить вам возможность увидеть строгую, серьезную науку математику несколько необычной. А для этого предлагаем совершить экскурсию в Академию Веселых Наук.

Вот она, наша Академия.

Итак, сегодня замечательный день, ярко светит солнышко, по небу плывут облака. Ребята, посмотрите внимательно на облака. Какое вам больше нравится? Почему?

Мы рады, что у вас хорошее настроение. Можно начинать экскурсию. Но прежде чем отправиться в путь, надо проверить, а готовы ли наши пятиклассники к такому путешествию.

Условие игры – дружелюбие, тактичность, остроумие.

Ход игры:

БРЕЙН-РИНГ

Вопросы по литературе:

  1. Какая литературная величина в произведениях бывает положительной и отрицательной (герой, литературный персонаж)?
  2. Что создают писатели и поэты? (Произведение)
  3. В сказке “Конек-Горбунок” мы встречаем следующие слова: “Приезжаю – тьма народу! Ну, ни выходу, ни входу!”. Сколько было народа? (10 000)
  4. Сколько человек тянуло репку? (3)
  5. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н. Толстой)
  6. “В математике есть своя красота, как в поэзии”. Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
  7. Сколько зубов у Бабы-Яги? (1)
  8. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4)
  9. Как звали первую женщину – летчицу? (Баба-Яга)
  10. Сколько дочерей было у купца в сказке “Аленький цветочек”? (3)
  11. Где правит король, который не может умножить 100х100? (Королевство кривых зеркал)
  12. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять углей. Сколько птиц? Ответь скорей? (5)

Урок иностранного языка

  1. Переведите на русский язык греческие слова – моно, ди, поли и латинские – уни, би, мульти (один, два, много).
  2. Какая цифра в переводе с латинского означает “никакая”? (0)
  3. Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра (периферия).
  4. Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает “ступень, шаг, степень”? (Градус)
  5. Какой геометрический термин образовался от латинского слова “отвесный”? (Перпендикуляр)
  6. О какой науке Цицерон сказал: “Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки”? (Геометрия)
  7. Используя римскую систему счисления, запишите год выхода “Арифметики” Л.Ф.Магницкого – MDCCIII. (1000+500+100+100+3= 1703 год)
  8. Как на Руси обозначали число и читали 1,2,3.

Урок музыки

Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке? Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили – пифагоров строй.

Когда полюбишь формул сочетанье,
Сухие цифры сразу оживут.
В них музыка, романтика.
Дерзанье народов опыт и упорный труд
И откровеньем станет теорема
Светло и ясно открывая даль
И каждая задача, как поэма,
Которой сердце отдавать не жаль.

Предлагаю вам спеть песню, в которой есть элементы математики. Команды поют песни о математике в их жизни (домашнее задание команд).

Жюри подводит итог конкурса.

Ведущий: Итак, команды готовы, можно начинать экскурсию. В нашей академии веселых наук много интересного. Давайте заглянем в эти окна и посмотрим, что же там. Первое окно открывает команда, у которой больше очков.

Веселые вопросы Задачи со спичками Логические задачи.
Переливание Ребусы Геометрия

Веселые вопросы.

  1. Чтобы найти пиратский клад, надо пройти от старого дуба 12 шагов на север, потом 5 шагов – на юг, потом еще 4 шага – на север и еще 11 шагов – на юг. Узнай, где зарыт пиратский клад.
  2. Коля мечтает о шоколадке, длина которой – 2 метра, а ширина – 1 метр. Толя мечтает о шоколадке такой же длины, но втрое большей площади. На сколько метров ширина шоколадки, о которой мечтает Толя, длиннее, чем у Коли?
  3. Никому не известное число увеличилось вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. Какое это было число до увеличения вдвое?
  4. Боксер, каратист и штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок?

Задачи со спичками.

  1. Из спичек построен дом. Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
  2. Спичечный рак ползет вверх. Переложить три спички так, чтобы он пополз вниз.

Логические задачи.

1. Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурому: "Любопытно. Что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии". Какой цвет волос имеет каждый из беседующих? Составьте таблицу.

Решение

Для решения задачи воспользуемся таблицей 3*3. По условию задачи Белокуров не русый, Чернов не брюнет, и Рыжов не рыжий. Это позволяет поставить знак минус в соответствующих клетках. Кроме того, по условию Белокуров не брюнет, и, значит, в клетке на пересечении строки Белокуров и столбца Черный также нужно поставить знак минус. Из таблицы следует, что Белокуров может быть только рыжим. Поставим знак плюс в соответствующей клетке. Отсюда видно, что Чернов не рыжий. Обозначим это знаком минус в таблице. Теперь ясно, что Чернов может быть только русым, а Рыжов брюнетом. Использование таблицы помогло наглядно оформить решение задачи.

2. В очереди за билетами в кино стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что:

1) Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега;
2) Володя и Олег не стоят рядом;
3) Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит?

Решение: Первым стоит Олег, вторым – Юра, третьим – Володя, четвертым – Миша, пятым – Саша.

У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью "Огурцы", "Цветы" и "Ромашки". Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью "Ромашки"?

A – огурцы; B – колокольчики;

C – ромашки; D – нельзя определить; E – арбузы.

Решение: В силу своей рассеянности, хозяйка не могла посадить в ящик с названием "Цветы" ни ромашки, ни колокольчики. Следовательно, она посадила в этом ящике огурцы.

Теперь осталось ей посадить ромашки и колокольчики. Для них осталось два ящика с надписями: "Ромашки" и "Огурцы". Но рассеянная хозяйка не посадила ромашки в ящик с названием "Ромашки", как они того они заслуживали, а посадила их в ящик под названием "Огурцы". А колокольчики она посадила в ящик с надписью "Ромашки”. Так что в ящике с названием "Ромашки" у нее вырастут колокольчики. Верный ответ – B.

Переливание.

1. Можно ли, имея два сосуда емкостью 3 и 5 л, набрать из водопровода 4 л воды?

1сосуд (5л) 2 л 2 л 0 л 5 л
2 сосуд (3л) 0 л 3 л 0 л 2 л 2 л 3 л

2. Банка, емкостью 12 л, наполнена квасом. Имеются еще пустые банки в 8 и 3 л. Как разлить квас в две банки по 6 л каждая?

1 сосуд (12 л) 12 л 9 л 9 л 6 л 6 л
2 сосуд (8 л) 0 л 0 л 3 л 3 л 6 л
3 сосуд (3 л) 0 л 3 л 0 л 3 л 0 л

Ребусы: 1. Минус. 2. Вершина, 3. Задача.

Геометрия.

1. Найди на рисунке три четырехугольника и три треугольника

2. Площадь квадрата равна 256 кв.ед. Чему равна его сторона?

3. Как изменится объем параллелепипеда, если его длину увеличить в 4 раза, ширину уменьшить в 6 раз, а высоту увеличить в 3 раза?

Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. А.П. Конфорович.

Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И на уроке отличился.

Слово жюри: Жюри подводит итог конкурса.