С переходом на профильное обучение перед учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики.
Каким образом учитель информатики может осуществлять обучение по своему предмету? Какие формы работы будут более эффективны? Какие современные образовательные технологии могут быть использованы на уроках информатики для развития устойчивого интереса к предмету?
Презентация 1. Слайд 1.
Хотелось бы отметить, что "Информатика" разделилась на две практически самостоятельные части: теоретическая информатика и информационные технологии. Слайд 2
Технология представления теоретического материала основана на использовании опорных конспектов.
Информационные технологии решают одну из задач предмета: "осознанное применение информационных технологий в практической деятельности". Ее решение лежит в профильной направленности применения информационных технологий, тогда обучающиеся видят, каким образом информационные технологии сопровождают их практическую деятельность.
Применение компьютерных технологий играет большую роль в изучении теоретического материала. В основном используются мультимедийные презентации, которые делятся на три категории:
1. Опорные конспекты по новой теме, использующиеся для объяснения материала учителем, которые выводится с помощью проектора на доску; материал содержит вопросы и задания для усвоения материала. Слайд 3. Ссылка.
2. Материал для индивидуальной работы обучающихся, который может содержать новый материал, материал для повторения и закрепления, размещается на все компьютеры в классе. Слайд 3. Ссылка.
Индивидуальная работа с презентацией позволяет обучающимся самостоятельно освоить материал. Содержит практическую работу после изучения темы.
3. Использование наглядности на уроках несет представление об изучающем объекте, и вызывают интерес у обучающихся. Чаще всего используются презентации, но иногда может использоваться наглядность, которую можно потрогать руками и посмотреть, как она устроена. Например, при изучении темы “История вычислительной техники” лучше всего использовать презентацию (Слайд 3. Ссылка), а при изучении темы “Устройства системного блока” обучающие лучше усваивают материал, если им дается возможность посмотреть, потрогать комплектующие, самим собрать системный блок.
Использование Интернета также играет немаловажную роль в изучении предмета. Поиск информации по определенной теме или группе вопросов и представление найденного материала обучающимся вносит разнообразие на уроках.
Кроме презентаций на уроках часто используются карточки, содержащие алгоритм выполнения действий или несущие поясняющий материал. Слайд 4
Различные формы уроков также развивают интерес к предмету. Слайд 5.
Интеграция уроков информатики тесно связана с профилем обучающихся: Слайд 5. Ссылка.
Часто подбираются задания с учетом профиля. Рассмотрим некоторые задания, представленные в таблице.
Информационно-технологический профиль | Физико-математический профиль | Социально-экономический профиль |
Тема: Алгоритмизация, языки программирования | ||
Дискета вмещает 1,44 Мбайт. Рукопись содержит 450 страниц текста. На каждой странице 60 строк по 80 символов в каждой. Сколько потребуется дискет для сохранения рукописи? (Написать программу, подсчитывающую любое количество страниц текста). | Написать программу вычисления сопротивления электрической цепи, состоящей из двух сопротивлений. Сопротивления могут быть соединены последовательно или параллельно. | Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы |
Написать программу вычисления силы тока в электрической цепи. | Написать программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 3% предоставляется в том случае, если сумма покупки больше 500 рублей, в 5% - если сумма больше 1000 руб. | |
Документ содержит текст из 32 строк по 60 символов в каждой и точечную черно-белую фотографию 10х15 см. Каждый квадратный сантиметр содержит 300 точек, любая точка описывается 4 битами. Каков общий информационный объем документа в Кбайтах? | ||
Написать программу вычисления объема параллелепипеда. | ||
Написать программу вычисления площади кольца. Программа должна проверять правильность исходных данных. | ||
Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить прирост суммы вклада за первый, второй, …, десятый месяц. | ||
Написать программу
проверки знания истории архитектуры. Программа
должна вывести вопрос и три варианта ответа, а
пользователь – выбрать правильный ответ и
ввести его номер. Невский проспект получил свое название:
|
||
Написать программу, которая выводит на экран список трех поэтов под номерами, затем запрашивает у пользователя номер поэта и выводит на экран какое-нибудь его четверостишие. |
Занимательные задачи.
Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, подсчитывающую общую сумму денег, подаренных к N дню рождения. | ||
На каждом следующем дне рождения Винни-Пух съедает столько же пищи, что и на двух предыдущих. На двух первых днях рождения у Пятачка и Кролика он съел по 100 г. пищи. Написать программу, определяющую, сколько килограммов пищи съест Винни-Пух на пятнадцатом дне рождения. | ||
Тема: Решение задач в Excel, графики в Excel | ||
На сервере почтовой службы накопилось 220 тысяч писем с спамом. Коэффициент ежедневного увеличения спама – 0,7. Коэффициент ежедневного удаления спама на сервере равен 0,3. Рассчитайте динамику спама в течение 6 дней при различных значениях коэффициентов получения и уничтожения. | Постройте график функции x = sin3z, y = cos4z. Переменная z изменяется от 0 до 2П с шагом = П/12. |
Вычислите 10-летнюю ипотечную ссуду покупки квартиры за 800 тысяч рублей с годовой ставкой 13% при начальном взносе 20% . Сделайте расчет для ежемесячных и ежегодных выплат. |
Рассчитать значение
функции
х =[-4;4] шаг = 0,5 |
||
Рассчитайте зарплату сотрудников больницы, если известен оклад каждого сотрудника, дополнительные выплаты, удержания. | ||
Составить расчетную таблицу нахождения корней квадратного уравнения. |
Тема “Создание графиков в Excel” может быть интегрирована с другими темами в информатике, например с темой “Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления”. Такой урок дает возможность повторить пройденный материал и закрепить данный с помощью такого задания:
Карточка № 5
Переведите числа из различных систем счисления в десятичную и по полученным координатам постройте изображение в Excel.
Полученный результат
Тема: Презентации в PowerPoint | ||
История развития вычислительной техники | Самые знаменитые математики (физики) и их вклад в развитие науки | Полезные ископаемые Сибири (Кемеровской области) |
Гороскоп | ||
Драгоценные и поделочные камни | ||
Тема: Моделирование | ||
Исследовать модель распространения компьютерного вируса в сети Интернет | Исследовать модель
криволинейного движения тела. Построить модель падения тела с высоты. Рассчитать время падения. |
Исследовать модель
ограниченного роста численности популяций. Исследовать модель кредитования |
Исследовать популярность школьного сайта |
На уроках используется работа в группах, индивидуальные формы работы. При выполнении зачетной работы или в проектной деятельности также просматривается интеграция уроков.
В качестве зачетной работы для социально-экономической группы можно предложить рассчитать количество денег, необходимых студенту для того, чтобы прожить учебный год, если известна ежемесячная стипендия и коэффициент инфляции. Слайд 5. Ссылка.
Для физико-математической и информационно-технологической групп можно предложить разработать комплекс программ по информатике, математике или физике по определенным темам, которые могут включать в себя теорию, примеры использования тех или иных законов, формул, а также практическую часть.
Проектная деятельность раскрывает творческую направленность обучающихся, так как подразумевает использование различных программ: PowerPoint, Adobe Photoshop или GIMP, Publisher, платформы создания сайтов, интегрированные среды программирования и др.
Для осуществления интеграции уроков необходимо сотрудничество с учителем-предметником для разработки интересного урока или проекта.
Использование игровых элементов или занимательных заданий также вызывают у учащихся интерес к предмету. Слайд 5. Ссылка. При изучении темы “Алгоритмизация” перед учащимися ставятся задачи:
Составить алгоритм работы автомата по продаже банок “Pepsi”.
Составить алгоритм похода в кино на 12 часовой сеанс.
Решить алгоритмическую задачу “Переправа” (К берегу реки, где была лодка, вмещающая только двух человек, подошли два разбойника и два путешественника. Разбойники не решались напасть на путешественников. В случае если на берегу останется один путешественник и два разбойника, они нападут на него. Как надо переправиться через реку разбойникам и путешественникам, чтобы последние смогли избежать нападения?)
При изучении темы “Логика” используются задачи:
На территории школы обнаружен правонарушитель.
Просьба ко всем, помогите установить личность нарушителя.
Имеются свидетельские показания.
Преступник брюнет с усами.
Преступник блондин без усов.
Преступник блондин, но без портфеля.
Преступник шатен с портфелем.
Каким был правонарушитель?
Собрался Иван-Царевич на бой со Змеем Горынычем, трехглавым и треххвостым
“Вот тебе меч-кладенец, говорит ему Баба Яга. – Одним ударом ты можешь срубить:
- либо одну голову
- либо две головы
- либо один хвост
- либо два хвоста
Запомни:
Срубишь голову – новая вырастет
Срубишь хвост – два новых вырастут
Срубишь два хвоста – голова вырастет
Срубишь две головы – ничего не вырастет.”
За сколько ударов Иван-Царевич может срубить Змею все головы и хвосты?
В профильных классах большой акцент отводится подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике. Разрабатываются опорные карточки, конспекты, тесты по каждой теме.
Осуществляется работа над созданием программы подготовки ЕГЭ по информатике. Собран материал, который систематизируется и вносится в программу. Приложение 1
Уроки информатики с учетом профиля формируют у учащихся:
- общую информационную компетентность - общее умение работать с информацией;
- ИКТ-компетентность — умение решать распространенные информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники);
- ИКТ-квалификацию — умение использовать общедоступные информационные ресурсы для решения распространенных задач.