Цель урока: развить и закрепить умение определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте.
Оборудование: глобусы, карты полушарий и физическая карта России.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Опрос
- Что называют географической широтой?
- Покажите широты. Какие они бывают, почему?
- Что такое долгота?
- Покажите долготы, какими они бывают?
- От какого и до какого градуса они отсчитываются?
- Что такое географическая координата?
- Как определить координату?
Задание на проверку усвоения закономерностей.
• Определите, какая точка расположена:
а) дальше всех от экватора; 1. 400 с.ш
б) ближе всех к экватору; 2. 200 ю.ш.
в) самая северная; 3. 100 с.ш.
г) самая южная; 4. 500 ю.ш.
• Какой меридиан является продолжением нулевого, 200 в.д., 500 в.д.?
• Чтобы кругосветное путешествие было короче, вы должны будете двигаться по 200 с.ш. или 500 ю.ш.?
Задание на проверку умений.
- Определите координаты влк. Котопахи по карте полушарий.
- Определите координаты г. Москвы по карте России.
- Определите удаленность г. Омска до экватора и северного полюса в градусах и километрах.
- Определить удаленность г. Омска до нулевого меридиана в градусах и километрах. При расчетах пользуйтесь данными таблицы.
Длины дуг параллелей.
Географическая широта |
Длина дуги 1 в км |
Географическая широта |
Длина дуги 1 в км |
00 | 111,30 | 00 | 71,68 |
100 | 109,62 | 600 | 55,79 |
200 | 104,63 | 700 | 38,18 |
300 | 96,47 | 800 | 19,39 |
400 | 85,38 | 900 | - |
Географический диктант.
а) Самое южное место на Земле –
б) К югу от Северного полюса на расстоянии 20000 км. находится –
в) Параллели наименьшей длины находятся-
г) Продолжением нулевого меридиана является-
д) Географическая широта экватора составляет-
е)Достаточно знать географическую широту для определения местоположения экватора или Южного полюса?
ж) Нулевой меридиан проходит через Париж или Лондон?
з) Двигаясь только на юг можно или нельзя совершить кругосветное путешествие?
и) Южнее расположен северный тропик или северный полярный круг?
к) 180 меридиан пересекает Атлантический или Тихий океан?
3. Практическая работа
Вариант 1
Пользуясь картами атласа, определить географические координаты.
Название географического объекта |
Географическая широта |
Географическая долгота |
Бразилия | ||
О-ва Кергелен | ||
Магадан | ||
Г. Белуха | ||
Г. Мак-Кинли |
Герои романа Жюля Верна “Таинственный остров” отправились в путешествие на воздушном шаре из американского города Ричмонда (380 с.ш., 780 з.д.). Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове (350 ю.ш., 1500 з.д.). Обозначьте на карте маршрут и направление их путешествия.
Вариант 2
По уже имеющимся координатам определить название географического объекта.
Географическая широта |
Географическая долгота |
Название географического объекта |
00 с.ш. | 500 з.д. | |
300 с.ш. | 320 в.д. | |
340 ю.ш. | 200 в.д. | |
160 ю.ш. | 520 в.д. | |
340 ю.ш. | 190 в.д. |
Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плавание на папирусной лодке “Ра” из порта Сафи (330 с.ш., 80 з.д.) к о.Барбадос (180 с.ш., 590 з.д.). Нанесите на карту маршрут, укажите направление движения лодки “Ра”.
4. Домашнее задание
Приготовить сообщения по теме “Картографические проекции”.