Задачи:
- Закрепить знания детей о грибах, уметь различать съедобные и несъедобные грибы; отгадывать загадки про грибы по их характерным признакам; классифицировать.
- Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и только после обработки.
- Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Учить разрезать сухой лист пополам.
- Развивать мелкую моторику руки, точность движений и координацию силы нажима.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Художественная литература", "Физическая культура", "Безопасность", "Труд", "Музыка".
Материал: Картинки с изображением грибов, силуэты грибов, шапочки грибов для инсценировки, сухие листья, корзинка.
Ход занятия
Дети входят в зал, их встречает осень.
Осень.
Здравствуйте, мои друзья!
Снова видеть вас всех рада я.
Сегодня я хочу пригласить вас в свой осенний лес за грибами.
По дорожкам, по тропинкам
В лес осенний мы пойдём.
Под берёзкой, под осинкой
Мы грибочков наберём.
Но в начале мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не срывать, не растаптывать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса, они ими лечатся;
- не собирать грибы у дороги;
- собирать только съедобные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
– Дети, а какие грибы вы знаете? Назовите. Все ли грибы можно употреб лять в пищу? (Съедобные, несъедобные).
– Сейчас я проверю, как вы знаете грибы и умеете их различать.
Я буду загадывать загадки, а вы находить картинки – отгадки и расклады вать их отдельно: ядовитые и съедобные.
Игра "Разложи по группам" – классификация
1. Растут в лесу ребятки
Семейкой или грядкой.
Расселись на пенечках
Вкусные грибочки. (Опята.)2. Словно красный светофор,
В красной шляпе ... (Мухомор.)3. Под осиной его дом,
Шляпка красная на нем. (Подосиновик.)4. Вот растет гриб очень бледный
Его обходит даже еж.
Для здоровья очень вредный –
Лучше ты его не трожь! (Бледная поганка.)5. Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масел все ... (Маслята.)6. Украшают лес собой
Ярко-рыжие сестрички.
Привлекают красотой
Очень вкусные ... (Лисички.)7. Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов. (Белый гриб.)8. Розовый, приятный цвет,
И колечек яркий след.
Так волнуются подружки,
Это же грибы ... (Волнушки.)
– Что можно приготовить из грибов? (Их жарят, маринуют, солят, делают солянки, варят грибной суп, пекут пироги, пиццу и т.д.)
– А если вдруг попался ядовитый гриб, когда мы уже готовим, как узнать? (Надо бросить в кастрюлю луковицу, если есть хоть один ядовитый гриб, то луковица станет синей; если посыпать на срез ножки гриба соль, то на ядовитом грибе она пожелтеет.)
– А сейчас мы отдохнем и поиграем.
Игра со словами: "Грибник и грибы"
– Я грибник,
– А мы грибы.
– Быстро прячьтесь под дубы.
– 1, 2, 3, 4, 5
– Я иду грибы искать!
Осень.
В лесу на пенечке
Выросли грибочки.
Вот присядем, посидим
Сказку о мухе и грибах поглядим.
Инсценировка (на стихи П. Синявского)
Муха.
Я, муха – красавица.
Кому я не нравлюсь?
Все меня гонят прочь.
Я купалась в воскресенье
В отличном клубничном варенье,
В понедельник – в вишневой наливке,
Во вторник – в лимонном желе,
А в четверг – в киселе,
В пятницу – в простокваше,
В компоте и манной каше...
В субботу помылась в чернилах,
Решила: я больше не в силах!
Уж-жасно, жуж-жасно устала...(Смотрит в зеркало)
Но, кажется, толще не стала!
Ах, мне все мало, мало!
Полечу-ка я по грибы:
Ах, грибочки, вы грибочки мои!
Воспитатель.
Выскочил тут гриб Боровик,
Он грозит кулаком и стучит каблуком.
Боровик.
Я, Боровик, не в духе!
Меня покусала муха!
Я объявляю мухе войну!
Она жужжит над ухом,
Как только я засну!
Воспитатель.
На войну идти не пустяк,
И грибы отвечали так:
Масленок.
Я – маленький Масленок,
Ребенок – несмышленок,
Дитя не виновато,
Мне в биту рановато.
Сморчок.
Сморчок – весною в силе!
Что раньше не просили?
Сейчас я не воюю,
Пора на боковую.
Горькушка.
На что годна Горькушка?
Ведь я уже старушка!
Пошла бы на засолку,
Да тоже мало толку!
Лисичка.
Лисички – не вояки,
Мы не выносим драки!
Мы в бой идти не станем,
Мы личики румяним!
Рыжик.
А я – веселый Рыжик,
И мухи не обижу!
Мухомора надо звать,
Он будет всем нам помогать!
Мухомор.
Запах шляпок наших мерзкий,
И не стоит в рот нас брать,
Но сегодня с мухой дерзкой,
Будем дружно воевать.
Инструменты вы берите,
И на них вы пошумите.
Шумовой оркестр.
Муха.
Ой, ой, не могу!
Шума я не выношу.
Давайте вместе дружно жить,
Буду очень вас любить.
Осень. Моя знакомая белочка, летом болела и не успела запасти себе грибов на зиму. Давайте поможем ей!
Дидактическая игра "Засуши на зиму"
(Собрать грибы на ниточку только те, которые молено есть).
– А чтобы больше было грибов у зверей, давайте еще сделаем им грибы.
Дети выполняют коллективную аппликацию из листьев "Грибная полянка".
Осень. Мне пора уходить, но как-то грустно с вами расставаться. Спойте мне на прощанье песню.
Исполняют песню "Осень милая шурши"
Осень. На прощанье я хочу вас угостить грибочками (печенье "Веселые грибочки").