Проблема поведения в трудных жизненных ситуациях получила достаточно широкое освещение в теоретических и эмпирических исследования зарубежных и отечественных психологов. Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как “критические события”, “негативные жизненные события”, “стрессовые жизненные события”, “травматические события” и др. Они вынуждают человека прилагать разного рода усилия. Особенности психологической характеристики отрицательного влияния современных критических ситуаций сводятся к тому, что большинство из них заставляет испытывать человека страх, который привносится из прошлого и приумножается настоящим. Человек привыкает к страху и живет с ним постоянно, что в существенной степени меняет саму личность и влияет отрицательно на качество отношений между людьми.
Для конструктивного решения своих проблем, как социальных, так и психологических, субъект должен, прежде всего, избавляться от гнева, злости, страхов, стрессов, агрессии и др. отрицательных проявлений в своем поведении.
Каждый человек в своей жизни, в том числе и подросток, проходит через различные сложные ситуации, которые тем или иным образом отражаются на его дальнейшем жизненном пути. Подчас вереница неприятных событий захлестывает человека и ставит его в врасплох – человек больше не понимает, куда ему двигаться и как жить дальше. В подростковом возрасте это чаще всего кризис, связанный с поиском своего места в социуме.
Таким образом, мы видим необходимость создания программы, где особое внимание уделяется способам разрешения конфликтных ситуаций, ценностным ориентациям подростков, самопознанию, саморазвитию и саморегуляции. Работе со стрессами и агрессией. Развитие уверенности в себе, работа со страхами, снижение тревожности. Для подростка общение со сверстниками во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности, поэтому развитие и совершенствование общения со сверстниками важная сторона психологической работы. В данной программе мы не охватываем учителей и родителей, но считаем, что профилактическая или коррекционная работа свыше указанными лицами, которые постоянно взаимодействуют с подростками, параллельно должна вестись.
Наша задача не избавление ребенка от всех тревог, а научение его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.
Настоящая комплексная программа предназначена для групповой коррекционной работы психолога с подростками. Программа “Превратиться в бабочку” составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. Она решает следующие задачи:
- психическое развитие подростка в эмоциональном, мотивационном, поведенческом плане на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;
- формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
- обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.
Программа состоит из 16 занятий по темам, актуальным в подростковом возрасте. Каждое занятие определяет свои цели. Периодичность встреч 2 раза в неделю длительностью 1 час.
Возраст: 13-14.
Количество часов: 18.
Тематический план
№ | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Занятие 1. Знакомство. | 1 ч. |
2 | Занятие 2. Кто я, или что я думаю о себе? | 1 ч. |
3 | Занятие 3. Самопознание | 1 ч. |
4 | Занятие 4. Мои эмоции и чувства. | 1 ч. |
5 | Занятие 5. Преодоление негативных эмоциональных состояний | 1 ч. |
6 | Занятие 6. Обида. | 1 ч. |
7 | Занятие 7. Что мне делать с агрессией? | 1 ч. |
8 | Занятие 8. Уверенность в себе. | 1 ч. |
9 | Занятие 9. Построение партнерских отношений. | 1 ч. |
10 | Занятие 10. Ассертивное поведение. | 1 ч. |
11 | Занятие 11. Смыслы и ценности в жизни человека. | 3 ч. |
12 | Занятие 12. Конфликт как возможность развития. | 1 ч. |
13 | Занятие 13. Развитие креативности. | 1 ч. |
14 | Занятие 14. Как не стать созависимым. | 1 ч. |
15 | Занятие 15. Развитие ответственности | 1 ч. |
16 | Занятие 16. Итоговое занятие. | 1 ч. |
17 | Вcего: | 18 |
Список литературы
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПБ.: Питер, 2006. – 160 с.
- Гущина Т.Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М.: АРКТИ, 2008. – 128 с.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
- Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 510 с.
- Микляева А. В. Я подросток. Программа уроков психологии (7, 8 классы). – СПб.: Речь, 2003.
- Морозова Г. Как не стать созависимым: Техники преодоления созависимого поведения / Галина Морозова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы. – М.: Генезис, 2005. – 207 с.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.