Актуальность проблемы
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей. Это период свободного общения детей.
Поскольку в образовательном учреждении используются информационные технологии в работе с учащимися на всех уровнях и этапах обучения и воспитания, главным направлением деятельности пришкольного лагеря можно считать проектно-исследовательское.
Так как в последнее время увеличился рынок профессий, то важным для образовательного учреждения будет просветительская деятельность в этом направлении. Изучая запросы родителей, мы сделали вывод, что необходимо проводить мероприятия, нацеленные на профориентацию учащихся. Это значит, что нужно создать условия, побуждающие детей активно изучать профессии, взаимодействуя в игровой ситуации.
Именно поэтому мы решили совместить игру и проектно-исследовательскую деятельность, потому что в игровой ситуации снимается излишнее напряжение, скованность ребят, просыпаются творческие силы, процесс коллективного проектирования проходит легко и непринужденно.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- актуальностью задач обозначенных в программе по социализации учащихся;
- повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых;
- модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач воспитательной системы школы.
Данный проект по своей направленности является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности проект является краткосрочным, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся школ из близлежащих сёл в возрасте 7–13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Закон РФ “Об образовании”.
- Постановление РФ “Об организации отдыха, оздоровлении и занятости детей и молодежи в летнее время”.
- Конвенция о правах ребёнка.
Цель: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи.
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Формировать исследовательские умения, практические и общеучебные навыки; расширять кругозор.
4. развивать устойчивое стремление к личному росту и самосовершенствованию.
5. Формирование интереса к знакомству с различными профессиями.
6. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
7.Формирование качеств, составляющих культуру поведения.
8. Формировать коммуникативные навыки детей.
Основное содержание.
Реализация цели и задач программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры. Каждый день - это станция, какой-либо профессии. Ежедневно проводится сюжетно-ролевая игра, целью которой является знакомство с профессией. Детям предоставляется возможность не только узнавать о профессии из информационных источников, но самостоятельно презентовать полученные знания. Группы детей проектируют деятельность по различным направлениям. Защита проекта проходит в виде рекламы какой-либо профессии. Основными направлениями деятельности являются:
— исследовательское;
— творческое;
— патриотическое;
— изобретательское;
— общественно-полезное.
№ п/п | Ключевое мероприятия проекта | Ответственный |
1 день | Заезд участников смены. Открытие смены. Презентация “Все работы хороши - выбирай на вкус”; Костёр дружбы. | Руководитель проекта; педагоги школы. |
2 день | Моё гордое имя “Строитель”. Защита проекта “Стройка века”. |
Учитель технологии; руководитель проекта. |
3 день | Журналистом можешь ты не быть, но грамотно писать обязан. Журналисты. |
Учитель русского языка; руководитель проекта. |
4 день | Мы лес обязаны беречь. Лесник – хранитель лесных тайн. | Лесничий Кумарского лесничества; учитель биологии; руководитель проекта. |
5 день | Не одежда красит человека. Модельер. | Учитель технологии; учитель ИЗО; руководитель проекта. |
6 день | Роли бывают разные. Профессия актёра. | Руководитель кукольного кружка; руководители делегаций. |
Участники программы:
- Педагоги и обслуживающий персонал МОКУ “Саскалинская СОШ”;
- 30 учащихся близлежащих школ района (Симоново, Новогеоргиевка, Ушаково);
Сроки действия программы:
I этап.
Подготовительный – апрель-июнь
За 2 месяца до открытия профильной смены начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону; издание приказа по школе о проведении летней кампании; разработка программы деятельности профильной смены; подготовка методического материала для работников лагеря; отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап.
Организационный – июль
Этот период короткий по количеству дней, 1 день. Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; запуск программы “Кем быть?”; знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап.
Практический – июль
Основной деятельностью этого этапа является: реализация основной идеи смены; вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел; работа творческих мастерских.
IV этап.
Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является: подведение итогов смены; выработка перспектив деятельности организации.
Материально-техническое, финансовое кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта необходимо:
- 1 кабинет информатики для занятий;
- необходимое количество канцелярских товаров;
- актовый зал (рекреация);
- спортивный зал;
- столовая;
- спортивная площадка;
- медицинский кабинет;
- школьная библиотека;
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов – преподавателей школы, имеющие первую и высшую квалификационные категории. К работе в лагере привлекаются библиотекарь, учителя физкультуры, медицинские работники.
Чтобы жизнь детей в смене была интересной, содержательной, насыщенной, необходимы согласованные действия педагогического коллектива, его осведомленность о целях и задачах воспитательного процесса, информированность о содержательной стороне смены. Поэтому ещё до начала работы проводится первое заседание педсовета лагеря, на котором излагается идея проекта. На педсовете же обсуждаются основные направления, ориентиры работы, и каждый педагог, определяет для себя, чему он может научить детей за предстоящую смену, какие полезные знания и умения может передать.
Финансирование профильной смены осуществляется из средств областного бюджета, предусмотренных на оздоровление в 2012 году. Приблизительная сумма на смену составляет 180 рублей на 1 человека в день (180 x 6 x 30 = 32400 руб.)
Инновационные педагогические технологии:
В процессе деятельности профильной смены “Кем быть?” используются:
- технология проблемного обучения и воспитания;
- информационно-коммуникационные технология;
- индивидуальные и коллективные формы работы;
- методика коллективно-творческого воспитания Иванова;
- традиционные методы (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов)
- метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии);
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Повышение интеллектуального уровня детей, овладение приемами работы с различными источниками информации.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений в результате составления проектов по защите профессий.
7. Расширение кругозора детей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
9. Личностный рост участников смены.
Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- заинтересованность педагогов в реализации программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Смета расходов проекта:
- подвоз участников смены: Ушаково - Саскаль; Саскаль - Симоново - Симоново – Саскаль – 1500 руб.
- питание участников проекта – 32400;
- приобретение канцелярских товаров – 2000 руб.
- отъезд участников: Саскаль – Симоново – Симоново – Саскаль – Ушаково – 1500 руб.
- итого: 37400 руб.
Информационная карта проекта
1 | Название проекта | “Кем быть?” |
2 | Цель проекта | Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина. |
3 | Форма проведения | Профильная смена |
4 | Специализация проекта (направление деятельности) | Проектная-исследовательская деятельность |
5 | Краткое содержание проекта | Реализация цели и задач программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры. Каждый день - это станция, какой-либо профессии. Ежедневно проводится сюжетно-ролевая игра, целью которой является знакомство с профессией. |
6 | Ожидаемый результат | 1. Общее оздоровление детей,
укрепление их здоровья. 2. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. 3. Повышение интеллектуального уровня детей, овладение приемами работы с различными источниками информации. 4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. 6. Приобретение новых знаний и умений в результате составления проектов по защите профессий. 7. Расширение кругозора детей. 8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. 9. Личностный рост участников смены. |
7 | Авторы проекта | Никитенко Наталья Александровна, учитель начальных классов. |
8 | Руководитель проекта | Никитенко Наталья Александровна, учитель начальных классов. |
9 | Название проводящей организации | Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение “Саскалинская средняя общеобразовательная школа” |
10 | Адресат проектной деятельности | Учащиеся 7-13 лет школ Шимановского района (Симоново, Саскаль, Ушаково). |
11 | Телефон, электронный адрес | 97-6-18; natanikite@yandex.ru |
12 | Предполагаемая база проведения | Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение “Саскалинская средняя общеобразовательная школа” |
13 | География участников проекта | Учащиеся школ села Саскаль, Симоново, Ушаково |
14 | Количество участников проекта | 30 учащихся |
15 | Сроки проведения | 2–7 июля 2012 г. |
16 | Кадры | Педагогический и обслуживающий персонал МОКУ “Саскалинская СОШ” |
17 | Условия участия в проекте | Необходимое количество учащихся – по 10 от каждой школы; творческий потенциал педагогов школ; |
18 | Имеющийся опыт реализации проекта | Участие и проведение районной профильной смены “Вместе весело шагать”. |
19 | Финансовое обеспечение проекта | Финансирование профильной смены осуществляется из средств областного бюджета, предусмотренных на оздоровление в 2012 году. |