Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого обучающегося по его возможностям. Особая роль в этом отводится учителю технологии (обслуживающего труда). Он должен обладать творческой индивидуальностью и общей технологической культурой, иметь хороший уровень знаний и умений, владеть различными технологиями, связанными с обработкой материалов, в том числе техниками художественного лоскутного шитья. Это послужит основой для творческой, эффективной работы с детьми (технологическому мастерству декоративно-прикладного характера).
Организация прикладной художественно-творческой деятельности обучающихся - важное условие для успешного формирования их технологической культуры. С этой целью я создаю адаптированную программу на учебный курс “Художественное лоскутное шитьё”. Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетического воспитания. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического развития. Этот курс повысит художественно-эстетическую культуру обучающихся, расширит изучение раздела “Рукоделие” для девочек 6-8-х классов, поможет приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках художественного лоскутного шитья.
Программа художественного лоскутного шитья по целевой направленности является - прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. Сшивание лоскутков в том или ином виде встречается практически во всех культурах мира. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях, народном костюме конца ХIХ – начала ХХ века. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.
Курс рассчитан на 68 часов и состоит из двух частей:
1. “Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья”. В этой части состоится знакомство с терминами, основой цветовой грамоты, видами орнаментов и самыми популярными приёмами шитья из лоскутов (34 часа).
2. “Современные формы традиционного лоскутного творчества”. Здесь повторив и применив пройденное в первой главе и “сочинив” что-нибудь собственное, оригинальное создаются разнообразные изделия (34 часа).
Каждое занятие проходит один раз в неделю продолжительностью 2 часа. Занятие состоит из теоретической части (теоретические сведения), практической (показ способов и приёмов лоскутного шитья, выполнения образцов).
Приступая к ознакомлению обучающихся с творческим художественным лоскутным шитьём, необходимо уделять большое внимание изучению различных технологий изготовления, закономерностям цветовых сочетаний, художественно-теоретическим основам декоративно-прикладного творчества.
Цели курса:
1. Создать условия обучающимся для повышения художественно-эстетической культуры, получению знаний и умений по конструированию и пошиву оригинальных изделий из лоскута.
2. Создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Задачи курса:
в области образования:
- расширять и углублять знания обучающихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, ИЗО, история, литература;
- предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес в области художественного лоскутного шитья;
- приобретать специальные знания по гармоничному сочетанию цветов;
- формировать понятия о современных формах традиционного лоскутного шитья.
в области воспитания:
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
- формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности - как высшей меры воспитанности;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы.
в области развития:
- развивать художественно-творческие способности, потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер; положительные эмоции и волевые качества.
При изучении курса “Художественное лоскутное шитьё” обучающиеся закрепляют теоретические знания на практике, выполняя образцы различных техник и изделия в натуральную величину.
В результате усвоения учебного курса:
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тематический план
№ | Темы | Количество часов | Теор. занятия |
Практ. занятия |
1 | Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Технологические основы лоскутного шитья. | 2 | 2 | |
2 | Художественная обработка текстильного лоскута. | 2 | 2 | |
3 | Основы цветовой грамоты | 6 | 2 | 4 |
4 | Техники и приёмы лоскутного
шитья. Техники: “Полоска”, “Разноцветная спираль”. |
8 | 2 | 6 |
5 | Основные понятия об орнаменте. Техники: “Весёлые квадратики”, “Удивительные треугольники”, “Необычные ромбы”. |
10 | 4 | 6 |
6 | Техники: “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”, “Свободная техника”. | 6 | 2 | 4 |
7 | Современные формы традиционного лоскутного шитья. Одеяло. | 8 | 2 | 6 |
8 | Лоскуты и фантазия. Технология
работы над лоскутным изделием. “Уютные лоскуты”. Подушка. Панно: “Аппликация”. |
8 | 2 | 6 |
9 | Экскурсия | 1 | 1 | |
10 | Приёмы получения разнообразных фактур. Хитроумные техники: “Витражи”, “Пуфики”. | 8 | 2 | 6 |
11 | Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы. |
7 | 2 | 5 |
12 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
13 | Итого |
68 | 22 | 46 |
Программа курса
1 часть: “Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья”34 ч.
1. Введение. (2 ч.)
Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.
Технологические основы лоскутного шитья.
Традиционное лоскутное шитьё.
2. Художественная обработка текстильного лоскута (2 ч.)
Термины: текстиль, лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, лоскутная пластика, аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стёжка. Получение разнообразных фактур: фактура, декоративная вышивка.
О развитии лоскутного шитья.
Традиционное лоскутное шитьё России.
Ткань как материал для творчества, инструменты и оборудование.
Организация рабочего места.
Технология лоскутного шитья.
Практическая работа: схема взаимосвязи видов, способов и приёмов работы с текстильным лоскутом. (Приложение 1)
3. Основы цветовой грамоты (6 ч.)
Цвет: группы, спектр, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, локальный цвет, обусловленный цвет. Цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов: одноцветная, смежная, тональная. Гармонии контрастных цветов: контраст, парная гармония, гармония триады, цветовая гамма. Контраст цветов: светлотный (тоновый) и цветовой (хроматический); сильные контрасты, слабые контрасты, средние контрасты, контрасты между холодными и тёплыми цветами, лёгкие и тяжёлые. Соотношение цветовых площадей, краевой контраст, контур. Пространственное смешение цветов. (Приложение 2)
Практические работы:
1. Сравнить восприятие одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.
2. Составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.
3. Проиллюстрировать на тканях проявление светлотного и цветового контрастов.
4. Выполнить образцы из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.
5. Изготовить 12-членный цветовой круг, пользуясь дополнительной литературой (Приложение 1, рис. 2.1).
4. Техники и приёмы лоскутного шитья (8 ч.)
Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника “Полоска”: общие правила при работе с полоской, возможности техники. Выполнение рисунков из полосок одной ширины: диагональная раскладка, прямая раскладка, “Паркет”, “Колодец”, “Квадрат”, цветные кольца, полосы.
Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. (Приложение 3)
Понятие: “Спираль или крейзи (сумасшедший)”, “Зрачок”, основные правила выполнения “Разноцветной спирали”. (Приложение 4)
Практические работы:
1. Подготовить 5-8 тканей различного цвета и тона.
2. Выполнить из ткани по одному образцу рисунка в каждой технике (8 шт.)
3. Отработать приёмы создания различных фактур.
5. Основные понятия об орнаменте (10 ч.).
Виды орнаментов: геометрические, изобразительные. Закономерности орнаментальных построений: понятие о композиции орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия, статичные и динамичные композиции (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся), композиционные решения лоскутных полотен. Законы и правила орнаментальной композиции: закон пропорциональности, закон соподчинения, закон контраста и простоты, закон орнаментального контрапункта. Работа над творческим проектом.
Практические работы:
1. Построить статическую раппортную композицию (8х8 см) В раппорте мотив треугольник. (Приложение 5)
2. Построить раппортную орнаментальную композицию – элемент мотива треугольник.
3. Изготовить панно “Звезда”.
4. Построить статическую раппортную композицию (6х6 см.). В раппорте один мотив (квадрат, ромб).
5. Выполнить образцы квадрата и ромба размером 30х30 см. из нескольких раппортов.
6. Используя один и тот же мотив, построить несколько вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента.
6. Техника “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”.
“Свободная техника” (6 ч.).
Работа с уголками весёлая и интересная. Особенность этой техники – настрачивание рядами на основу. Другое название “мозаики” – английский пэчворк. Соединяют лоскутки вручную.
“Свободная техника” лоскутного шитья – соединение лоскутков различных форм и размеров, подобранных по цвету и тону.
Практические работы:
1. Выложить и выполнить из “уголков” декоративную салфетку.
2. Выполнить в старинной технике “Мозаика” декоративную салфетку размером 35х35 см.
3. Выполнить в “Свободной технике” схему “Роза”.
2 часть: “Современные формы традиционного лоскутного творчества”. 34 ч.
7. Современные формы традиционного лоскутного шитья (8 ч.).
К ним подходит пословица “глаза бояться, а руки делают”.
Знакомство с техникой “Витража”, техника “весёлые квадратики”. (Приложение 6)
Практические работы:
1. Изготовление декоративной наволочки (размер наволочки 41х41 см, величина однотонного цветка 9х9 см) в технике “Витраж”.
2. Изготовление диванной подушки в технике “Пуфики или бисквиты” размером 30х30 см.
8. Лоскуты и фантазия (8 ч.).
Технология работы над лоскутным изделием.
“Уютные лоскуты”. Подушка. Панно в виде “Аппликации”. (Приложение 7)
Работа над творческим проектом.
Практические работы:
1. Панно “Яблонька” размер 30х35 см – аппликация.
2. Подушка в технике “Спираль” размер 40х40 см.
9. Экскурсия (1 ч.).
В музей “Победы” на ежегодную выставку декоративно-прикладного творчества (март).
10. Хитроумные техники: “витражи”, “пуфики” (8 ч.).
Самодельные лоскутные вещи - одеяла, панно, диванные подушки – создают особую теплоту и уют в доме. (Приложение 8)
Практическая работа:
1. Детское одеяло размером 140х140 см. из 9 квадратов размером 30х30 см. (в готовом виде), соединены 4 короткими полосами фона шириной 10 см, длиной – 30 см. и 4 длинными (10х10 см.). Ширина каймы – 15 см.
Узоры в квадратах выполнены различными техниками лоскутного шитья, которые уже хорошо знакомы. Одеяло с таким расположением узоров называется “Семплер”.
11. Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы (7 ч.).
История, назначение и способ изготовления русской тряпичной куклы.
Несшивная (закрутка), сшивная, этнографическая кукла.
Русский народный костюм.
Основы русского кроя:
Рубаха – основа всех женских костюмов;
Понева – древнейший вид поясной женской одежды.
Сарафан – известная женская народная одежда.
Цвет в народном костюме.
Орнаментальный декор народного костюма.
Практические работы:
1. Изготовить куклу – закрутку.
2. Выполнить народный костюм для куклы.
12. Итоговое занятие. (2 ч.)
1. Защита творческих проектов.
2. Выставка творческих работ.
Ожидаемые результаты:
- получение знаний об истории, культурных традициях, современных возможностей лоскутного шитья;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей;
- приобретение опыта в поиске необходимой информации, оценки и анализа;
- приобретение опыта изготовления лоскутных изделий и возможности самостоятельного применения.