Цель урока: научить распознавать по внешним признакам растения семейств: крестоцветных, розоцветных, паслёновых.
Задачи урока:
- закрепить знания по признакам класса и семействам;
- изучить характерные признаки растений крестоцветных, розоцветных, паслёновых;
- учить определять по внешним признакам представителей данных семейств;
- формировать умения работать по заданному алгоритму;
- развивать логическое мышление, правильно определять свой уровень учебных достижений
Оборудование: таблицы на печатной основе, гербарии, дидактические карточки-инструкции с заданиями.
Ход урока
1. Систематизация знаний по предыдущему материалу.
а. Понятийный диктант.
Объясните следующие понятия. (Записать на доске)
Отдел покрытосеменные, обоеполые цветки, двойной околоцветник, чашечка, венчик, пестик, тычинка, класс растений.
б. Рассмотрите рисунок.
Определите признаки двудольных растений и признаки однодольных растений. Заполните таблицу.
Признаки однодольных и двудольных растений.
Основные признаки класса | Класс двудольные | Класс однодольные |
Корневая система | ||
Жилкование листа | ||
Кол-во семядолей в зародыше. |
2. Проверка заполнения таблицы. (За правильно выполненное задание поставьте 1 балл.)
2.1. Введение в изучение темы. (Рассказ учителя)
Каждый класс растений включает в себя большое количество семейств по определённым родственным признакам.
2.2. Из перечисленных признаков укажите те, которые указывают на принадлежность к семейству. Выбранные признаки подчеркните.
Плоды, особенности стебля, особенности листа, особенности строения цветка, количество семядолей в зародыше, особенности строения корневой системы, жилкование листа, расположение листьев на стебле.
Проверка выполнения задания. (За правильно выполненное задания поставьте 1б).
3. Работа над формированием новых знаний.
3.1. Создание проблемной ситуации через решение творческой задачи.
“Ученики получили задание: изготовить гербарий из дикорастущих растений произрастающих на заброшенных участках. Букет состоял из следующих растений: сурепка обыкновенная, ярутка полевая, лапчатка прямостоячая, шиповник коричный, клевер ползучий, белена чёрная, дурман вонючий. Во время работы один из учеников почувствовал себя плохо. Вызванный врач поставил диагноз – отравление. Причиной отравления оказались растения. Чего не знали ученики?”
3.2. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.
Чтобы не случилось такого с вами необходимо хорошо изучить признаки некоторых растений наиболее часто встречаемых, а также знать их использование и к каким семействам они относятся.
3.3. Организация работы над изучением нового материала.
Изучить характерные признаки семейств поможет исследование “Выявление признаков семейств по внешнему строению растения”. Для выполнения работы имеется дидактическая карточка № 1 “Семейство крестоцветные”, № 2 “Семейство розоцветные”, №3 “Семейство паслёновыё”. Проверьте их наличие. Порядок проведения исследования будете проводить согласно инструкции в карточке “ Учёта знаний”. Работаете в парах. Начало изучения: признаки растений семейства крестоцветных. Выполните последовательно задания карточки-инструкции. Полученные данные внесите в таблицу. Выполнение работы поэтапное. После изучения растений каждого семейства проверка, оценивание. (Обучающиеся ставят 1б за правильно выполненное задание). Карточка-инструкция – это руководство к действию для изучения каждого семейства.
4. Итог урока:
Вернёмся к растениям, собранным ребятами в гербарий и ответим на поставленные вопросы.
Вопрос № 1
- К каким семействам относятся перечисленные растения?
Вопрос № 2
- Какие растения оказались ядовитыми? К какому семейству они принадлежат? (Если учащиеся затрудняются ответить можно выдать краткую ботаническую справку).
5. Беседа с учащимися о вреде курения.
6. Выставление оценок по количеству набранных баллов.
Критерии (записать на доске)
5-6 бал - оценка “5”,
4 бал - оценка “4” и т.д.
7. Домашнее задание – творческое на выбор.
1) Составить краткую ботаническую справку по крестоцветным и розоцветным.
2) Приготовить интересное сообщение об известном растении изученных семейств.
Приложение 1
Карточка-инструкция
1. Рассмотрите цветок.
- Какой околоцветник: двойной или простой. Подчеркни.
2. Подсчитайте и запишите число чашелистиков.
3. Рассмотрите чашелистики.
- Срастаются ли они между собой?
- Как называется чашечка такого цветка. Подчеркни правильный ответ.
А) сростнолепестная Б) раздельнолепестная
4. Подсчитайте и запишите число лепестков.
5. Рассмотрите венчик.
- Срастаются ли между собой лепестки?
- Как называется венчик такого цветка? Подчеркни правильный ответ
А) сростнолепестной
Б) раздельнолепестной
6. Подсчитайте число тычинок и запишите.
- Все ли тычинки одинаковы по размерам?
7. Рассмотрите строение пестика. Запишите его количество.
8. Рассмотрите строение плода. Дайте название плоду.
9. Запишите формулу цветка.
10. Откройте учебник на стр. 81, 82. Выпишите названия растений, изученных семейств.
11. Полученные данные внесите в итоговую таблицу.
Приложение 2
Ботаническая справка
Среди растений семейства паслёновых много пишевых культурных растений, а также много ядовитых. Наиболее важными являются: табак, дурман, белена.