Тексты для внеклассного чтения по произведениям Ганса-Христиана Андерсена

Разделы: Начальная школа


К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

Программа по внеклассному чтению, разработанная Светловсгай Н.Н. утратила свою актуальность. Новых программ нет. Педагогу предоставлена свобода выборов авторов и изучаемых произведений. Однако во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения или заменили уроки формальными читательскими дневниками, в которых родители пишут, чтобы не упасть лицом в грязь, такое неимоверное количество прочитанных его ребенком страниц, что просто диву даешься. На мой взгляд, это недопустимо.

Цель уроков внеклассного чтения - обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Начинать можно с любимых детьми авторов, с произведениями которых они знакомы ещё с детского сада. Это могут быть Маршак С.Я. (“Кошкин дом”, “Кто колечко найдет?”. “Сказка о глупом мышонке”, “Багаж”, “Вот какой рассеянный”,“Двенадцать месяцев”),Чуковский К. И. ( “Мойдодыр”, “Федорино горе”, “Телефон”, “Тараканище”, “Краденое солнце”), Носов Н.Н.(“Огурцы”, “Заплатка”, “Замазка”, “На горке”), сказки Перро Ш. (Красная шапочка, “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Мальчик с пальчик”, “Спящая красавица”, “Рике с хохолком” ), сказки Андерсена Г.Х. (“Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Огниво”, “Свинопас”, “Ребячья болтовня”, “Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Новое платье короля”, “Русалочка”, “Принцесса на горошине”); сказки Братьев Гримм (“Стоптанные туфельки”, “Король Дроздобород”), Уайльда О. (“Великан-эгоист”, “Соловей и Роза”, “Преданный друг”, “Счастливый принц”, “Замечательная ракета”, “Молодой король”).

После изучения творчества писателя, я задаю читать детям на неделю одно-два произведения, потом в классе дети пишут тест по прочитанному произведению. Когда будет прочитано и проработано несколько произведений изучаемого автора провожу обобщающий урок-викторину, КВН, уроки-аукционы, предлагаю детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.

Предлагаю некоторые тесты по произведениям Ганса-Христиана Андерсена.

Новое платье короля

1. На что тратил король все свои деньги?

А) на армию б) на драгоценности в) на наряды г) на еду

2. Как жилось людям в этой столице?

А) очень весело б) постоянно воевали между собой в) испытывали нужду и голод

3. Сколько портных шило новое платье?

А) много б) два в) три или четыре

4. Чем поразила короля новая ткань?

А) переливающаяся расцветка б) отливала золотом и серебром

В) становилась невидимой для всякого человека, который был непроходимо глуп

5. Что было необходимо портным для того, чтобы выткать ткань?

А) тончайший шелк и чистейшее золото б) хлопок высшего качества

В) заморское кружево и нитки

6. Что делали ткачи около станков?

А) просиживали за пустыми станками с утра до поздней ночи

Б) усердно трудились с утра до ночи

В) ели и пили с утра до ночи

7. Кто первый пошел по приказу короля посмотреть на работу портных?

А) королева б) сам король в) честный странный министр г) шут короля

8. Что сделал посетитель портных, когда увидел их работу?

А) поднял скандал и выгнал портных б) подтвердил, что доволен работой мастеров

В) объяснил королю, что они обманщики.

9. Как можно охарактеризовать министра и сановника после посещения мастерской?

А) глупые б) честные в) умные

10. Понравилась ли ткань королю

А) ничего не увидел б) понравилась, и он с довольным видом кивал головой

В) высказал кучу претензий к мастерам

11. Как король наградил портных?

А) выгнал из королевства б) дал полкоролевства

в) рыцарским крестом в петлицу и званием придворных ткачей

12. Как долго шилось платье?

А) ночь б) два дня в) целую неделю

13. Каким был король в новом платье?

А) неотразимо красивым б) платье совсем не подходило королю в) король был голым

14. Кто королю сказал правду о его новом наряде?

А) малыш из толпы б) его служанка в) королева г) министр.

Свинопас

1. Каким был принц?

А) бедный б) богатый в) знатный и почтенный

2. На ком решил он жениться?

А) на дочери министра б) на простой девушке в) на дочери императора

3. Как цвёл куст на могиле отца?

А) круглый год б) каждый год в) один раз в три года г) один раз в пять лет

4. Что положил принц в ларец для принцессы?

А) золото и серебро б) соловья и розу в) драгоценное кольцо

5. Кем был принц при дворе?

А) свинопасом б) конюхом в) артистом в оркестре

6. Куда поселили принца?

А) в комнату б) в подвал в) в сарай г) в жалкую, крошечную каморку

7. Какое первое чудо сделал принц?

А) дудочку

б) горшочек с бубенчиками

в) волшебную палочку

8. Сколько стоило это чудо?

А) 10 поцелуев

б) 15 поцелуев

в) карманы золота

9. Какое второе чудо сделал принц?

А) трещотки

б) бубен

в) балалайку

10. На сколько поцелуев согласилась принцесса?

А) только на поцелуи своих фрейлин

б) 10 поцелуев принцесса, остальные фрейлины

В) 50 – принцесса, 50 – фрейлины

г) ей удалось уговорить свинопаса отдать чудо без поцелуев

11. Что сделал император, увидев целующуюся дочь со свинопасом?

А) приказал жениться

б) запер принцессу под домашний арест, а свинопаса выгнал

В) выгнал обоих

12. Чем закончилась сказка?

А) принц отказался от принцессы

б) сыграли свадьбу принца и принцессы, и был пир

В) король принцессу выдал замуж за заморского принца.

Стойкий оловянный солдатик

1. Кто была мать оловянных солдат?

А) кусок олова б) ложка в) оловянная коробка

2. Сколько было одинаковых солдатиков?

А) 25 б) 24 в) 23 г) 26

3. Почему у одного солдата была всего одна нога?

А) олова не хватило б) мальчик сломал в) солдат сломал её, когда упал со стола

4. Что больше всего бросалось в глаза из игрушек, лежавших на столе?

А) заводная машинка б) серебряная трубочка в) чудесный дворец из картона

5. Из чего была сделана танцовщица?

А) из пластмассы б) из глины в) из картона

6. Кому очень не нравился оловянный солдатик?

А) щелкунчику б) троллю в) грифелю г) канарейке

7. Как солдатик попал на улицу?

А) мальчик выкинул его б) случайно выпал из окна

в) закатился под стол и его случайно вынесли с мусором

8. На чём плыл оловянный солдатик?

А) на плоту б) на деревянной лодочке в) на лодочке из бумаги

9. Кого встретил солдатик под мостом?

А) крысу б) мышь в) большую рыбу

10. Какая неприятность ждала его в канале?

А) утонул б) съела рыба в) пристал к берегу, и его раздавила повозка

11. Какая неожиданность ждала солдатика?

А) попал в море б) переплавили в) оказался в том же доме

12. Как солдатик закончил свою жизнь?

А) выкинули б) бросили на чердак

в) превратился в маленькое оловянное сердечко г) ещё как-то

Гадкий утёнок

1. В какой траве сидела утка на яйцах?

А) в камышах б) в осоке в) в лопухах г) в кустах ивы

2. Сколько утят вывелось у утки?

А)9 б)12 в) нисколько г)5-6

3. На кого были похожи утята?

А) на отца б) все как один вылитая мать в) на породу благородных уток

4. Куда утка повела утят на другой день?

А) поплавать по реке б) на птичий двор в) на птичий базар г) на луг погулять

5. Кого должны были остерегаться дети?

А) злого петуха б) хозяина двора в) кошки г) коршуна

6. Чем отличалась знатная утка от других?

А) красивое оперение б) самая жирная в) красный лоскуток на ноге

7. Что посоветовала старая утка матери утёнка?

А) выгнать из семьи б) переделать в) заклевать всем двором

8. Куда убежал утёнок с птичьего двора?

А) в лес б) на речку г) на болото

9. Кто решил дружить с утёнком?

А) утки б) два гусака в) два лебедя

10. Почему их дружба не состоялась?

А) началась охота б) утёнок не согласился

в) те раздумали, потому что он был уродливым

11. Куда прибежал утёнок с болота?

а) нашёл домик на берегу болота б) вернулся к птичьему двору в) к бедной избушке

12. Почем хозяйка приняла утёнка в сою семью?

А) очень понравился б) будут утиные яйца

в) просили курица и кот, так как им будет веселее

13. Кто был господином в доме?

А) кот б) курица в) пёс

14. Что решил сделать утёнок после разговора с курицей?

А) уйти, куда глаза глядят б) остаться дома и больше не спорить с курицей

в) остаться дома и утвердить своё “Я” в доме

15. Как утёнок оказался в семье у крестьянина?

А) пришёл на двор, т.к. наступила зима б) поранил крылышко, и его поймали

в) обессилил, приостановился и весь обмёрз

16. Сколько красивых птиц увидел утёнок?

А) стаю б) три в) две

17. Что он решил сделать?

А) скрыться в кустах б) улететь от них, пока они его не заметили в) полечу-ка я к этим царственным птицам

18. Что сделали лебеди, увидев нового лебедя?

А) плавали вокруг него и ласкали б) стали громко кричать в) уплыли в сторону, а потом поднялись в воздух и улетели.

19. О чём эта сказка? _______________

Дюймовочка

1. Кто дал женщине ячменное зёрнышко?

А) фея б) волшебница в) старая колдунья

2. Что за цветок вырос из семечка?

А) тюльпан б) роза в) лилия

3. В скорлупе какого ореха была сделана кровать Дюймовочки?

А) лесного б) миндалевого в) кедрового г) грецкого

4. Куда высадили жабы мать и сын бедную Дюймовочку?

А) в тростник б) на лист кувшинки в) на лист осоки

5. Кто спас Дюймовочку от жаб?

А) мотылёк б) птички в) рыбки г) майский жук

6. Почему майский жук отказался от Дюймовочки?

А) он не отказался, она сама от него сбежала б) майские жуки назвали её уродливой

в) её похитили

7. В какое время года Дюймовочка пришла к полевой мыши?

А) конец лета б) в начале осени в) поздней осенью г) зимой

8. Какой недостаток был у соседа мыши?

А) слишком толстый б) слепой в) старый и глухой г) бедный

9. Чего не должны были пугаться мышь и Дюймовочка по дороге к домику крота?

А) мёртвой птицы б) темноты в) посторонних звуков

10. Какая птичка лежала в галерее?

А) пичужка б) стриж в) ласточка

11. Что испугало Дюймовочку, когда она пришла к птице?

А) пошевелились лапки б) забилось сердечко в) птичка открыла глаза

12. Почему птичка не улетела с другими птицами в тёплые края?

А) не успела, начались холода б) поранила крылышко в) сломала лапку

13. Почему Дюймовочка отказалась от услуги птицы?

А) старуха очень огорчилась бы б) помешала мышь-старуха в) за Дюймовочкой строго следил крот

14. Что должна была готовить Дюймовочка летом?

А) зерно на зиму б) сено для постелек в) приданое

15. Кто помогал Дюймовочке?

А) четыре паука б) мышь в) муравьи г) гусеницы

16. Когда должна была состояться свадьба?

А) в конце лета б) в начале осени в) ближе к зиме

17. С кем прощалась Дюймовочка в день свадьбы?

А) с друзьями б) с мышью в) с солнышком

18. Где было гнездо ласточки?

А) под крышей белого мраморного дворца б) под крышей каменного высокого дома

В) в скале на берегу моря

19. Кем стала Дюймовочка в тёплых краях?

А) обыкновенной Дюймовочкой, каких было много здесь б) королевой эльфов

В) нянькой для ласточкиных деток

20. Какой подарок был самым лучшим?

А) воздушное платьице б) прозрачная кроватка в) пара стрекозьих крылышек

Г) пара башмачков

Снежная королева

1. С помощью чего дети оттаивали окна зимой? __________________________

2. Сколько осколков кривого зеркала попало Каю в глаза? _________________

3. На чём катались дети на городской площади? __________________________

4. Сколько раз сани Снежной королевы объехали вокруг площади? __________

5. Как выглядела Снежная королева? (опишите её)_________________________

6.Сколько раз поцеловала Снежная королева Кая?_________________________

Почему не 3 раза? ____________________________________________________

7. На чём Кай добрался до царства Снежной королевы?_____________________

8. Кому Герда рассказала о горе? ________________________________________

9. Какого цвета были башмачки у Герды? _________________________________

10. Какие цветы уничтожила старушка в своём саду? _______________________

Почему?_____________________________________________________________

11.Кого принцесса хотела в себе мужья?

Чтобы он_____________________________________________________________

12. Как принцесса наградила ворона и ворону? ____________________________

13. Сколько дней гостила Герда при дворе? _______________________________

14. Кто провожал Герду в карете? _______________________________________

15. Опишите старуху-разбойницу:

У неё была____________________________________________________________

16. Как дочь разбойницы спасла Герду, когда та вытащила нож?_______________