Литературное чтение во 2-м классе "Зачем поют колыбельные песни"

Разделы: Начальная школа


Данный урок проводится во 2 классе по теме «Зачем поют колыбельные песни». Эта тема завершает изучение раздела «Сказка мудростью богата». Тип урока изучение нового материала.

Аристотель сказал «Начало – половина целого». Для создания положительного климата на уроке дети желают друг другу добра. Речевая разминка необходима для развития речевого аппарата и для запланированной творческой работы в конце урока.

Для создания рабочего настроения, быстрого включения в работу, тему урока дети выводят по ключевым словам. Этот приём решает задачу мотивации и возбуждения интереса.

Этап актуализации знаний помогает выявить зону ближайшего развития учащихся, позволит понять готовность ребят к работе по теме.

Чтобы показать образец чтения литературного произведения с устаревшими словами первичное знакомство с произведением провожу сама.

Словарная работа осуществляется через коллективный поиск с использованием различных источников информации – словарь учебника, словарь Ожегова, обращение к жизненному опыту. На данном этапе применяется наглядно-иллюстрированный метод, который помогает более эффективно объяснить детям незнакомые слова.

При подготовке выразительного чтения дети сами выбирают необходимые параметры чтения, после чего читают в парах и дают рекомендации для чтения вслух.

При чтении колыбельных песен дети выбирают для себя роль, от имени кого они будут читать или петь.

Это является основой для дальнейшей творческой работы на следующем этапе урока. Творческая работа связана с эмоциональными переживаниями, сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции. Групповая работа учащихся способствует созданию атмосферы сплочённости, взаимной поддержки, коммуникативных навыков. На заключительном этапе урока учащиеся применяют имеющиеся знания в новой ситуации.

В течение всего урока создается кластер, который помогает наглядно зафиксировать основные мысли урока. Это помогает при подведении итогов урока.

Итоговая рефлексия проводится по методу вопросов и незаконченных предложений. Она направлена на проверку познавательных достижений учащихся, степени реализации целей урока и уровня удовлетворённости учащихся результатом проделанной работой.

Урок построен таким образом, чтобы в активную работу вовлечь учащихся с разными каналами восприятия: зрительными, слуховыми, кинестетическими. 

Цель: актуализировать и обогатить субъектный опыт детей при работе с жанрами устного народного творчества.

Задачи.

Развивающие:

  • развивать интерес к культуре русского народа;
  • развивать умение самостоятельно работать с текстом;
  • развивать умение оценивать себя и своих товарищей;
  • развивать эмоциональность, артистичность, творческие способности;
  • развитие добрых и нежных чувств.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и заботы к своим близким;
  • воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и семейных ценностях;
  • приобщать к традициям народной культуры;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство гордости за свой народ.

Образовательные:

  • через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа;
  • дать представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере, истоках;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, пения;
  • учить видеть красоту и многообразие слова;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения.

Формируемые УУД.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • умение работать в паре и в группах.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные:

  • умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, аудиозапись колыбельной песни.

Ход урока

I. Приветствие. Настрой на урок.

– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Каждый урок – это частичка вашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был добрый друг, способный понять и помочь. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.

Я желаю тебе добра,
Ты желаешь мне добра,
Мы желаем друг другу добра,
Если тебе будет трудно, я помогу.

– Сегодня на уроке я приглашаю вас к разговору о творчестве, о прекрасном и о тех людях, которые умеют видеть это прекрасное и передавать нам в своём творчестве

II. Речевая разминка.

1. Работа со скороговоркой.

ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ

– Что записано на доске? Для чего мы работаем со скороговорками?

– Кто это – Дарья и Дина?

– Прочитайте молча, шепотом, друг другу.

– Прочитайте с интонацией удивления, восторга, с вопросительной интонацией.

– Что можно сказать о Дарье? (добрая, щедрая, хороший друг)

2. Игра «Подбери рифму»

Подберите рифмы к словам:

  • Спать (кровать, целовать, ждать)
  • Крошка (ложка, матрешка, дорожка)

– Какие значения есть у слова крошка?

III. Предположение темы.

На доске:

  • СПАЛЬНЯ
  • ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
  • СЛАДКИЙ СОН
  • МАМА
  • ПЕСНЯ
  • НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

– Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?

– Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока?

– Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Звучит аудиозапись колыбельной песни)

– Подтвердилось ли ваше предположение?

– Что вы сейчас прослушали?

– Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

(пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

IV. Сообщение темы и цели урока.

– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Колыбельные песни – самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве. Тема урока «Зачем поют колыбельные песни».

– Ваши ожидания от урока? Что нового вы хотите узнать?

– Цель урока расширить свои знания о колыбельной песне, ее характере, истоках.

V. Актуализация знаний.

– Сколько лет существует колыбельная песня?

– Кто их автор? Как называются такие колыбельные песни?

– Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?

– Благодаря чему они дошли до нас?

– Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка, оберегали его сон.

– Почему песню назвали колыбельной?

КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА)

– В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев – колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки, матери, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие песни. Так создалась форма колыбельной песни.

VI. Работа над колыбельными песнями.

(тетрадь по литературному чтению с.38)

1. Чтение колыбельной учителем.

2. Чтение про себя выделение непонятных слов.

3. Словарная работа.

«Баю – баюшки – баю..» строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова «баять» т.е. говорить, рассказывать.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

4. Работа над выразительностью чтения.

На доске запись, дети отмечают нужные интонации.

– Почему колыбельную песню называют еще маминой?

– С какими чувствами мама поет колыбельную своему ребенку? (любовь, забота, ласка, нежность)

5. Чтение колыбельной в парах.

6. Выразительное чтение колыбельных песен несколькими учащимися.

– А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

– Кто рекомендует своего соседа для чтения вслух и почему?

7. Чтение следующих колыбельных песен и их сравнение.

а) Чтение учителем

– Что общего в этих колыбельных? (присутствуют животные – кот и заяц)

– Почему животные часто становятся героями колыбельных песен?

б) Чтение про себя и разбор непонятных слов

Лыко – значение слова находят в тетради по литературному чтению.

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу.

в) Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению.

– Кто еще может петь ребенку колыбельную? (сестра, брат, бабушка)

– Выберите одну из этих колыбельных и роль, от имени кого вы хотите ее спеть.

г) Исполнение песен, оценивание детьми.

По ходу урока постепенно составляется кластер

VII. Творческая работа.

– Как вы думаете, трудно ли сочинить колыбельную песню?

– Для кого мы можем сочинить колыбельную?

– Можем сочинить для мамы?

Работа в группах – сочинение колыбельных песен.

В помощь даны слова: баю – баюшки – баю, спи, спокойно, засыпай…

VIII. Итог урока. Рефлексия.

  • Что я знал до нашего урока о колыбельных песнях?
  • Что я узнал об этом сегодня на уроке?
  • Что мне хочется узнать об этом ещё?
  • Самое главное на уроке для меня было…

IX. Домашнее задание.

– Каким может быть домашнее задание?

– По выбору:

  • выразительное чтение
  • выучить колыбельную наизусть
  • сочинить колыбельную песню
  • нарисовать иллюстрацию