Цели и задачи урока:
- Углубить и расширить знания о природе родного края;
- Дать характеристику климата Подмосковья, сезонов года;
- Закрепить навыки работы с климатическими картами;
- Познакомить учащихся с опасными метеорологическими явлениями.
Ход урока.
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
II. Основная часть.
Вступительное слово учителя
Есть много других, кроме нашего края,
И он для меня на равнине твоей
Не хуже, не лучше, а только милей
Сегодня на уроке мы должны составить характеристику климата нашего края по сезонам и в целом за год. Но,чтобы ее составить необходимо определить географическое положение области.(Центр Русской равнины, средние широты, умеренный климатический пояс)
1. Повторим основные понятия климата.
- Что называется климатом?
(Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.) - Перечислите основные элементы климата.
(температура, ветер, осадки) - Какие факторы влияют на формирование климата?
(угол падения солнечных лучей или географическая широта,движение воздушных масс, географическое положение, подстилающая поверхность) - Какова роль географической широты местности в формировании климата?
(Чем ближе к полюсу находится пункт, тем меньше угол падения солнечных лучей,тем меньше тепла получает поверхность в течении года. Положение области в средних широтах обуславливает поступление солнечной радиации по сезонам года, иными словами преобладает сезонность.) - Какой из океанов оказывает большее влияние на климат Подмосковья?
(Атлантический) - Какая воздушная масса господствует в области?
(Морская умеренная со стороны Атлантики)
2. Практическая работа с картами
- По картам температуры воздуха изучите годовой ход температуры воздуха. Сделайте вывод.( Холоднее на востоке области.)
- Изучите по карте годовое количество осадков. Сделайте вывод. ( В среднем 600мм. Больше всего на западе области, в июле, меньше всего в феврале.)
- Высота солнца над горизонтом в Подмосковье. Зависит ли климат области только от неё.( Нет. Зависит еще от подстилающей поверхности и приходящих воздушных масс )
- Определить направление ветров в Подмосковье по розам ветров. Сделать вывод.(В Подмосковье преобладают западные ветра.)
- Проанализировать состояние неба по облачности.(Число пасмурных дней в области больше всего-140 за год.)
- Охарактеризовать продолжительность сезонов года.(Самое продолжительное время года –зима, самое короткое- весна.)
- Проанализировать карту Московской области зимой. Презентация учащихся
- Проанализировать карту Московской области весной. Презентация учащихся
- Проанализировать карту Московской области летом. Презентация учащихся.
- Учитель знакомит учащихся с отклонениями температуры в отдельные годы, аномальными климатическими явлениями и прогнозами погод.)
3. Опасные метеорологические явления в Подмосковье.
Учитель знакомит с опасными метеорологическими явлениям (грозы с сильными ливнями, бури, шквалы и смерчи, град ) и их аномалиями. Презентация учащихся.
4. Загадки о климате.
Крикнул вол на сто сёл, на тысячу городов.
Выше леса, тоньше колоса.
В холоде – горой, в избе – водой.
Серое сукно тянется в окно.
Рассыпался горох на 77 дорог. Никто не подберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица.
5. Времена года в картинах известных художников.
Представляются 3 картины. Учащиеся должны назвать авторов.
Времена года в литературных произведениях.
Зачитываются строки из произведений известнейщих русских поэтов и прозаиков, где очень наглядно описаны различные типы погод.Учащиеся должны их назвать.
6. Закрепление полученных знаний.
Своя игра.Вопросы.Самое продолжительное время года. Самая повторяемая облачность…
7. Заключение.
От чего зависит погода и климат
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также - от настроения.