Урок "Вес тела". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием “Вес тела”.
  • Развитие наблюдательности, умственных операций: обобщение, сравнение, анализ.
  • Воспитание устойчивого интереса к предмету через познание окружающего мира.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мы продолжаем с вами путешествие по островам в физическом океане знаний: это остров Тяготения и остров Упругости. Сегодня познакомимся с достопримечательностями острова Веса.

II. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним основные моменты пройденного материала.

На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова. Кроме этого, мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.

1. При любом виде деформации возникает ... (сила упругости). (Слайд 2)

2. Сила упругости направлена ... (противоположно деформации). (Слайд 3)

3. Точка приложения силы упругости - это... (точка соединения тела и пружины). (Слайд 4)

4. Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: ... (формула) называют законом ... (Гука) по имени его первооткрывателя.(Слайд 5).

5. Коэффициент пропорциональности k в законе Гука называется...(жесткостью) пружины. (Слайд 6)

6. Жесткость тела зависит от:

  • Формы тела;
  • Размеров тела;
  • Материала, из которого изготовлено тело. (Слайд 7).

7. Составьте формулы, используя буквенные обозначения: Fупр, k, ?l. (Слайд 8).

  • закон Гука ... ;
  • жесткость пружины ... ;
  • удлинение пружины ... .

8. Назовите силы, изображенные на рисунке. (Слайд 9).

9. Формула силы тяжести: ... (Слайд 10)

III. Актуализация знаний.

Что такое m в формуле силы тяжести? Правильно, “масса”

Вопрос к (Слайду 11)

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?

Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.

А теперь те, кто считает, что говорим неправильно.

Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет.

Скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим? Но это не совсем верно.

Разобраться в этом вам поможет новая тема. Сформулируйте её.

“Вес тела” (слайд 12). Запишем ее в тетрадь.

IV. Изучение нового материала. (Слайд 13)

Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело.

То есть возникает деформация тела, которое давит на опору (подвес) с некоторой силой.

Эта сила называется весом тела.

Итак, Весом тела в физике называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес, вследствие земного притяжения. (Слайд 14)

Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?

Существует план изучения физических величин: (Слайд 15).

  • Определение.
  • Вектор (направление и точка приложения) или скаляр.
  • Буквенное обозначение.
  • Формула.
  • Единица величины.
  • Прибор для измерения.

Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина, а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения.

Эти пункты плана мы и рассмотрим, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.

1. Определение. Итак, определение весу тела мы дали.

Если Вес – это сила, значит это какая величина: векторная или скалярная? Правильно!

2. Вектор.

Каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле. (Слайд 16)

3. Буквенное обозначение.

Р (Слайд 17)

Но, если сила тяжести приложена к телу (к его центру тяжести), то вес тела приложен к опоре (подвесу) в их точке соприкосновения. (Слайд 18-20)

4. Формула.

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то Р = F тяж.=mg (Слайд 21)

Однако эта формула верна не всегда.

Мы с вами уже знакомы с прибором для измерения силы – динамометром. Так как вес-это сила, значит, мы можем измерить её с помощью данного прибора, и измеряется вес тела тоже в ньютонах.

Возьмём динамометр и гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево-вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, динамометр показывает, что вес гири равен 4 Н. (Слайд 22)

5. Единица измерения.

[ P ] = [ Ньютон ] = [ H ] (Слайд 23)

Динамометр – прибор для измерения веса тела. (Слайд 24)

Итак, вернёмся к нашему спорному вопросу:

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет 20 кг? (Слайд25)

Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 20 кг - это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.

V. Закрепление.

Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес тела, находящегося на вашем столе. Для этого воспользуемся весами и прибором для измерения силы – динамометром.

Тело и динамометр (подвес) неподвижны, поэтому вес тела по числовому значению должен быть равен силе тяжести. Проверим это.

Инструкция по выполнению работы у вас на столе. Работаем в парах. Не забываем о правилах взвешивания – стр. 162 в учебнике.

Оборудование: штатив, динамометр, тело, весы.

Определяем массу тела: m=.... г. Переведём в кг.

Определяем по формуле силу тяжести: Fтяж= m g=....Н

g=9,8 Н/кг

Проверяем экспериментально, с помощью динамометра, значение силы тяжести: Fтяж=....... Н

Сравниваем значение силы тяжести экспериментальное и теоретическое.

Р= Fтяж=...Н

Изображаем графически силу тяжести и вес тела.

Итак, работу завершили. Определитесь, кто от пары будет озвучивать результат. Слушаем.

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия.

  • Что было сложного при изучении нового материала?
  • Что было непонятно?
  • Что было интересно?

Дополнительно, если осталось время:

1. Работа в группах: завершим восхождение на самую высокую вершину острова Веса.

2. Задача. (Слайд 26)

Определите вес груши.

Как вы думаете, что такое “нет веса”, “невесомость”?

VIII. Домашнее задание: Слайд (27)

  • Параграф 26
  • Упр. 9(2,4)
  • Упр. 9(3,5) – по желанию.
  • Сообщение “Невесомость тел” - по желанию