Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием “Вес тела”.
- Развитие наблюдательности, умственных операций: обобщение, сравнение, анализ.
- Воспитание устойчивого интереса к предмету через познание окружающего мира.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Мы продолжаем с вами путешествие по островам в физическом океане знаний: это остров Тяготения и остров Упругости. Сегодня познакомимся с достопримечательностями острова Веса.II. Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним основные моменты пройденного материала.
На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова. Кроме этого, мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.
1. При любом виде деформации возникает ... (сила упругости). (Слайд 2)
2. Сила упругости направлена ... (противоположно деформации). (Слайд 3)
3. Точка приложения силы упругости - это... (точка соединения тела и пружины). (Слайд 4)
4. Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: ... (формула) называют законом ... (Гука) по имени его первооткрывателя.(Слайд 5).
5. Коэффициент пропорциональности k в законе Гука называется...(жесткостью) пружины. (Слайд 6)
6. Жесткость тела зависит от:
- Формы тела;
- Размеров тела;
- Материала, из которого изготовлено тело. (Слайд 7).
7. Составьте формулы, используя буквенные обозначения: Fупр, k, ?l. (Слайд 8).
- закон Гука ... ;
- жесткость пружины ... ;
- удлинение пружины ... .
8. Назовите силы, изображенные на рисунке. (Слайд 9).
9. Формула силы тяжести: ... (Слайд 10)
III. Актуализация знаний.
Что такое m в формуле силы тяжести? Правильно, “масса”
Вопрос к (Слайду 11)
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?
Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.
А теперь те, кто считает, что говорим неправильно.
Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет.
Скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим? Но это не совсем верно.
Разобраться в этом вам поможет новая тема. Сформулируйте её.
“Вес тела” (слайд 12). Запишем ее в тетрадь.
IV. Изучение нового материала. (Слайд 13)
Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело.
То есть возникает деформация тела, которое давит на опору (подвес) с некоторой силой.
Эта сила называется весом тела.
Итак, Весом тела в физике называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес, вследствие земного притяжения. (Слайд 14)
Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?
Существует план изучения физических величин: (Слайд 15).
- Определение.
- Вектор (направление и точка приложения) или скаляр.
- Буквенное обозначение.
- Формула.
- Единица величины.
- Прибор для измерения.
Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина, а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения.
Эти пункты плана мы и рассмотрим, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.
1. Определение. Итак, определение весу тела мы дали.
Если Вес – это сила, значит это какая величина: векторная или скалярная? Правильно!
2. Вектор.
Каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле. (Слайд 16)
3. Буквенное обозначение.
Р
(Слайд 17)Но, если сила тяжести приложена к телу (к его центру тяжести), то вес тела приложен к опоре (подвесу) в их точке соприкосновения. (Слайд 18-20)
4. Формула.
Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то Р = F тяж.=mg (Слайд 21)
Однако эта формула верна не всегда.
Мы с вами уже знакомы с прибором для измерения силы – динамометром. Так как вес-это сила, значит, мы можем измерить её с помощью данного прибора, и измеряется вес тела тоже в ньютонах.
Возьмём динамометр и гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево-вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, динамометр показывает, что вес гири равен 4 Н. (Слайд 22)
5
. Единица измерения.[ P ] = [ Ньютон ] = [ H ] (Слайд 23)
Динамометр
– прибор для измерения веса тела. (Слайд 24)Итак, вернёмся к нашему спорному вопросу:
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет 20 кг? (Слайд25)
Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 20 кг - это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.
V. Закрепление.
Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес тела, находящегося на вашем столе. Для этого воспользуемся весами и прибором для измерения силы – динамометром.
Тело и динамометр (подвес) неподвижны, поэтому вес тела по числовому значению должен быть равен силе тяжести. Проверим это.
Инструкция по выполнению работы у вас на столе. Работаем в парах. Не забываем о правилах взвешивания – стр. 162 в учебнике.
Оборудование: штатив, динамометр, тело, весы.
Определяем массу тела: m=.... г. Переведём в кг.
Определяем по формуле силу тяжести: Fтяж= m g=....Н
g=9,8 Н/кг
Проверяем экспериментально, с помощью динамометра, значение силы тяжести: Fтяж=....... Н
Сравниваем значение силы тяжести экспериментальное и теоретическое.
Р= Fтяж=...Н
Изображаем графически силу тяжести и вес тела.
Итак, работу завершили. Определитесь, кто от пары будет озвучивать результат. Слушаем.
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
- Что было сложного при изучении нового материала?
- Что было непонятно?
- Что было интересно?
Дополнительно, если осталось время:
1. Работа в группах: завершим восхождение на самую высокую вершину острова Веса.2. Задача. (Слайд 26)
Определите вес груши.
Как вы думаете, что такое “нет веса”, “невесомость”?
VIII. Домашнее задание: Слайд (27)
- Параграф 26
- Упр. 9(2,4)
- Упр. 9(3,5) – по желанию.
- Сообщение “Невесомость тел” - по желанию