Цели: информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке; расширять знания учащихся о вреде курения на организм человека; научиться заботиться о своём здоровье; пропагандировать здоровый образ жизни, убеждая учащихся отказаться от курения.
Оборудование: плакат “Органы дыхания человека”, рисунки с изображениями курящих людей, мультимедийное сопровождение, словарь.
Структура урока
1.Организационный момент.
Учитель.
Я снова думаю сейчас:
Зачем хожу я в школу, в класс?
Чтоб писать, считать, решать,
Чтоб мир окружающий изучать.
2. Работа над новым материалом.
а) Беседа.
Учитель: Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке? (Слайд 1)
- Так о чём мы будем говорить на уроке?
Дети: Мы сегодня на уроке будем говорить о курении.
Учитель: Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме?
Определим основные компоненты табачного дыма по словарю.
б) Словарь.
Никотин - это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы - это название нескольких веществ, которые образуются при горении табака.
Угарный газ - это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание - это состояние, при котором кажется. Что бросить курить невозможно.
Учитель: Никотин - химический компонент табачных листов. Это психоактивное вещество, влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее привыкание. Никотин - яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении.
Табачный дым, кроме никотина, содержит ещё сотни химических веществ, включая смолы и окись углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их.
Учитель: Что такое табак? (Слайд 2)
Учитель: Откуда пришёл к нам табак?(Слайды:3, 4, 5)
12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля “Пинта” знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: “Впереди земля!” Колумб предполагал, что перед ним берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю Гуанахани. Колумб дал ей новое имя-Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения “петум” Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки.
После второго похода Христофора Колумба (1493-1496) семена табака были завезены в Испанию.
(Слайды: 7, 8, 9)
Итак, к концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.
Вредные свойства табака до 19 века практически не были изучены. И врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петр 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идёт борьба против “пассивного” курения...
в) Учитель: На какие органы влияет табачный дым?
(Посмотрите на плакат “Органы дыхания”)
- Что с ними происходит?
Дети: - Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщиков жёлтыми;
- изо рта курящего плохо пахнет;
- у курящего плохой аппетит;
- дым сигарет загрязняет лёгкие и вызывает кашель;
- никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс;
- курящий человек становится раздражительным ,напряжённым.
Учитель: Дурная привычка курения у детей вызывает задержку роста, приводит к снижению физической и умственной работоспособности. (Слайды: 10, 11, 12, 13)
Болезни курильщиков:
1) рак губы, горла, пищевода, гортани, лёгких ;
2) сердечно-сосудистые заболевания;
3) респираторные заболевания;
4) заболевания пищеварительной системы.
Учитель: Курение наносит огромный вред не только организму курильщика , но и организму окружающую
Среду уходит 50% табачного дыма, который вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, это явление называют пассивным курением. При пассивном курении некурящий человек нередко страдает больше, чем курящий. Ученик, который вынужден постоянно находиться в комнате, где курят взрослые, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости.
г) Работа по парам.
Учитель: Рассмотрите рисунки у себя в паре.
- Какие ещё последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение?
Дети: - Одежда и волосы курильщиков плохо пахнут;
- курение - частая причина пожаров;
- курение - это причина ссор подростков с их родителями;
- на сигареты тратится много денег.
Учитель: Давайте подсчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течение года. Например, 27руб.*365дней=9855руб. – Подумайте, что можно купить на эти деньги?
- В помещении появляется стойкий, неприятный запах.
Учитель: Почему же многие люди курят?
Дети: - Потому что трудно бросить курить;
- Никотин вызывает привыкание.
Учитель: Разумно не начинать курить вообще. Для того, чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях нужно хорошо себя чувствовать. Быть здоровым и сильным. Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.
Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например Дарвин, Ньютон, композитор С.В.Рахманинов и даже учёный – терапевт С.П.Боткин, - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?
д) Хочу привести вам на этот счёт некоторые высказывания известных людей. (Слайды: 14, 15)
3. Итог урока.
Учитель: Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие факты были наиболее интересными?
- Дети:
- курение табака вредно для здоровья;
- курение приводит к излишним тратам денег, конфликтам с некурящими людьми, пожарам;
- курение и спорт- несовместимы.
Учитель: Некоторые считают, что сигарета придаёт элегантность. Скорее, она придаёт вульгарность.
Важно, чтобы вы поняли и то, что в будущем, став взрослым, вред, наносимый курением вашему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии вашего ребёнка ещё задолго до его рождения.
Подумайте обо всём этом. Будьте разумны и воздержитесь от сигареты.
Безвредного табака нет!
(Слайды:16,17,18, 19)