«Если учитель имеет только любовь к
делу, то он будет хороший учитель; если только к ученику, то будет
лучше того учителя, который прочитал все книги; если учитель
соединяет в себе любовь к ученикам и делу – он совершенный учитель». Л.Н. Толстой |
Я согласна с высказыванием Льва Николаевича Толстого, который отразил в нём два подхода к обучению: традиционный и гуманистический.
«Если учитель имеет только любовь к делу», то он является представителем традиционной, консервативной, авторитарной педагогики или субъектно-объектной парадигмы обучения. Для такого учителя дети – это объекты педагогического воздействия, а цель – вооружить знаниями учащихся, сформировать в них качества, чётко заданные «социальным заказом». Контакт между субъектом и объектом учебного процесса минимальный, основанный на дистанции. Педагог наиболее часто использует такие средства, как приказы, инструкции, советы, замечания, угрозы. Процесс обучения становится жёстким, по заданной программе. В результате такого педагогического воздействия психологическая атмосфера в классе становится напряжённой: учащиеся испытывают дискомфорт, ими движут внешние мотивы учебной деятельности, они стараются зарекомендовать себя перед учителем.
В этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя, у которого нет собственной внутренней мотивации поведения.
«Если учитель имеет только любовь к ученику», то он представитель гуманистической, либеральной педагогики или субъектно-субъектного подхода к обучению. Для него школьники – субъекты педагогического взаимодействия. Целью обучения становится не приобретение знаний как набора фактов, теорий, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача педагога – способствовать познавательной активности, сделать так, чтобы они сами учились, а не пассивно подчинялись требованиям учителя, дать возможность развития, саморазвития личности, содействовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации. Контакт между субъектами педагогического взаимодействия свободный, без дистанции. Урок протекает в диалогической форме. Процесс обучения становится гибким, плавным, в результате чего обеспечивается благоприятная обстановка в классе. Школьники проявляют заинтересованность, самостоятельность, творческую активность, а также стремление к саморазвитию. Ими движут положительные внутренние мотивы к обучению.
Главная проблема гуманистической педагогики – ослабление роли учителя и систематичности обучения.
«Если учитель соединяет в себе любовь к ученикам и делу – он совершенный учитель». Наверное, любой педагог должен стремиться к этому, то есть искать пути сближения традиционной и гуманистической моделей образования и воспитания и найти оптимальный подход. Учение должно быть направлено и на ученика, и на учебный предмет. Таким образом, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения, они взаимодействуют или находятся в режиме диалога. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: отвечать самому, выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности подобной формы работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между воспитанниками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку ребят, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
В моей педагогической деятельности доминирует гуманистический, или личностно-ориентированный подход и моя задача: способствовать развитию творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной позитивно воздействовать на мир и современно адаптироваться к изменениям, происходящим в нём; способствовать развитию нравственно здоровой личности, владеющей определённой суммой знаний и умений, готовой к определению своего места в жизни, к преобразованию мира и самого себя; способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, сделать так, чтобы они сами учились, а не пассивно подчинялись требованиям учителя, чтобы ими руководили собственные внутренние мотивы поведения.
Смотреть на мир глазами ребёнка и не занимать позицию всезнающего учителя, а находиться с ним во взаимообучающем диалоге: учиться и действовать вместе – вот моя жизненная позиция и педагогическое кредо!
Литература
Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.