Цель:
- познакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым; составлять предложения, в которых необходимо тире; умение конструировать предложения по схемам, по алгоритму; применять полученные знания на практике;
- развивать внимание, мышление, речь;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Задачи:
- создать условия для ознакомления обучающихся с темой “Тире между подлежащим и сказуемым”;
- помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- развивать коммуникативные умения обучающихся, умения слушать и слышать своего партнёра по общению,
- развивать умения работать в группе, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль, умение анализировать явления, делать выводы.
Форма проведения: урок-проект “Где и как?”
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Методические приёмы: эвристическая беседа, презентация проектных и исследовательских работ, выполнение тестовых работ.
Ход урока
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке, позитивно настроиться на урок; Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: – создать положительный эмоциональный настрой; – создать условия для партнёрского общения; – обсудить методы самоконтроля и взаимоконтроля. Методы организации работы на начальном этапе: словесные, объяснительно-иллюстративные |
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада
нашей встрече. Сегодняшний урок мы проводим в форме учебного проекта. Вы
представите результат своей работы, и я, надеюсь, что вы готовы слушать
друг друга, но и постараетесь услышать своего партнёра по общению,
поработаете в команде, сумеете проанализировать услышанное и вступить в
диалог. Оценивать работу мы будем с помощью цветных жетонов, которые лежат у вас на столах (розовый – “5”; жёлтый “4”; голубой –“3” балла) на группу. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
2 | Опрос обучающихся по заданному на
дом материалу, включающий:
цели и задачи, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: – повторить изученный материал; цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе: проверить знания учащихся по изученному ранее материалу; выяснить степень освоения обучающимися предыдущего материала; – подготовить учащихся к восприятию нового материала; – методы, способствующие решению поставленных целей и задач: беседа, тестирование; – критерии достижения целей и задач данного этапа урока: устные и письменные ответы; – методы организации совместной деятельности учащихся – коллективные; – методы мотивирования (стимулирования) учебной деятельности учащихся в ходе опроса – похвала, внешние регуляторы: кивок, улыбка; – методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса – самооценка. |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение
раздела “Главные члены предложения”. А сейчас давайте повторим
пройденный материал при помощи тестирования.
Тест (выводится на экран) 1. Грамматическая основа: а) все члены предложения; 2. Сказуемые подчёркиваются: а) волнистой линией; 3.Сказуемое может быть: а) простым глагольным; 4. Простое глагольное сказуемое выражается: а) одним глаголом в одном наклонении; 5. Составное глагольное сказуемое состоит: а) из одного глагола; 6. Составное именное сказуемое состоит: а) из одного глагола; Ключ: 1б; 2б; 3абг; 4а; 5б; 6б. Самооценка результатов теста (оценка в тетрадь) |
3 | Изучение нового материала.
– цель, которая должна быть достигнута обучающимися: – учащиеся должны: опознавать, различать, группировать полученную информацию; – изучить условия, при котором ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым; проанализировать, привести примеры, систематизировать и сформулировать правило; – уметь грамотно презентовать результаты своих проектных и исследовательских работ; – уметь оценивать значимость данных работ; – цели и задачи, которые ставит учитель на данном этапе урока: – побудить обучающихся к активности при изучении нового материала; – создать условия для понимания учащимися данной темы; – организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний; – организовать работу в группах для совместной познавательной деятельности; – координировать работу учащихся в группах; – методы организации учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, проблемно – поисковые, методы самостоятельной работы; – методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся –групповая проектная и исследовательская работа над проблемным вопросам; – критерии определения уровня понимания к изучаемому учебному материалу – таблица, работа по алгоритму; – описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе усвоения нового материала – самооценка и взаимооценка групп. |
Послушайте загадку (выводится на
экран) слайд Я минус в математике, – О чём она? Речь идёт о тире. Дома вы должны были повторить §17. Он сегодня вам поможет. – Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. – Тема урока: “Тире между подлежащим и сказуемым” – Сегодня мы с вами изучим условия, при котором ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым. – Опять вернёмся к домашнему заданию (ответы детей) – Работа с учебником. – Сегодня мы будем работать в группах. Откройте § 174. Посмотрите на экран (приём “Инсерт”) таблица (у каждой группы на столе): ученики читают материал §174, заполняют таблицу, материал систематизируется и делаются выводы. – При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире? – Наглядно раскроем это на примерах (на экран выводится текст с заданием: соотнесите примеры с правилом, которые сейчас вы вывели) слайд – Чтобы пользоваться нашим правилом, мы должны составить его алгоритм. – Вспомним, что такое алгоритм? (пошаговое выполнение действий или схема выполнения) – Составление алгоритма (слайд) – Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым? Что для этого нужно? – Алгоритм 1. Обозначить грамматическую основу. 2. Определить, чем выражены главные члены предложения. 3. Посмотреть, нет ли между главными членами предложения союзов или частиц: не, будто, словно, точно. 4. Сделать вывод об употреблении тире . – Посмотрите, у вас на столах лежит алгоритм правила. Это своего рода руководство – пособие. А теперь применим это руководство на практике. – Применение алгоритма (слайд) Дифференцированная работа (учащиеся по желанию выбирают вид работы). – Физминутка (музыкальная: на мелодию песни “Голубой вагон” “) (слайд). – Возьмитесь за руки, пусть строчки из песни о дружбе помогут сегодня вам дружно поработать! – Защита исследовательской работы. – Презентация “Где и как?” (Как даётся правило “Тире между подлежащим и сказуемым” в школьных учебниках В.В.Бабайцевой, С.Г.Бархударова и С.И.Львовой. Общее и различие.) Вывод: данный материал структурирован ( в таблицу) , дан в полном объёме для того, чтобы им можно было пользоваться при подготовке к экзамену по русскому языку(ГИА,ЕГЭ). Практическая работа в группах по выполнению проблемного задания. (При каких условиях ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым?) |
4. | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока) закрепить полученные знания, наблюдая и выполняя практические задания; уметь анализировать, сопоставлять ,выделять изученный материал; обобщать полученные знания, делать выводы; цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока: создать условия для закрепления изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию; организовать работу в группах по практической работе; координировать работу обучающихся в группах; оценить деятельность учащихся по конечному результату; – формы и методы для достижения целей в ходе закрепления нового материала – групповая работа по практической работе; – методы репродуктивные, методы самостоятельной работы и под руководством; Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала: знание условий постановки тире между подлежащим и сказуемым, умение опознавать, различать тире в данной теме. Итог урока. Рефлексия. |
1. Мини – проект “Цифровой диктант” на
тему “Родное село” Задание: обозначить цифрами, где есть, а где нет тире между подлежащим и сказуемым (работа в группах). Ключ: т н т т 2. Мини-проект “Создание собственного текста с применением правила “Тире между подлежащим и сказуемым” Задание: найдите в тексте предложения, соответствующие данному правилу. 3. Переконструировать предложения таким образом, чтобы те, где стояло тире, его лишились, а те, где его не было, приобрели (на столах тексты для выполнения задания). 1. Для нас этот дом – очень дорог! 2. Я – учитель. 3.Глаза – как небо, голубые… 4. Хорошо учиться вот наша задача. 5. Чистота – залог здоровья. 6. Пятью пять двадцать пять. 7. Любовь – не картошка, не выкинешь в окошко. 4. Тест (выводится на экран) слайд Ключ: 3; 3; 3,4; 1. Вывод: При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым? |
5 | Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы, в которой работал. | Мы сегодня посмотрели несколько проектных работ. Ребята, захотелось ли вам попробовать применить свои знания, опыт в проектной деятельности? Успешная или неуспешная сегодня была у вас работа? Покажите это жетонами, которые набрала ваша группа. |
6 | Задание на дом. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: отрабатывать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение самостоятельно работать с упражнениями, с теоретическим материалом учебника; критерий успешного выполнения домашнего задания – работа по алгоритму. |
Подготовить теоретический материал по §
174. Выполнить упр.134. Подберите или составьте предложения на разные случаи применения правила “Тире между подлежащим и сказуемым” (руководствуйтесь алгоритмом правила) |