Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление об атмосфере как оболочке Земли;
- изучить состав воздуха и содержание понятий климат, погода;
- уметь объяснить образование облаков и ветра.
развивающие:
- Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;
- расширить кругозор детей;
- формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности, формировать навыки общения внутри группы;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.
методы изложения нового материала:
а) демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;
б) беседа;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: задача.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент (2 мин.) |
Приветствует обучающихся | Проверяют готовность рабочих мест |
II. Повторение (3 мин.) |
Фронтальный опрос о Земных сферах | Дают определения сфер, опоясывающих Землю |
III. Изучение новой темы (30 мин.) |
Определите тему урока, разгадав загадку (слайд 1) Выясняет, какими свойствами обладает воздух Выясняет, что нового дети хотели бы узнать об атмосфере на этом уроке Корректирует план (слайд 2) Рассказ учителя о составе воздуха (слайд 3) Рассказ учителя о строении атмосферы (слайд 4) Проблемный вопрос: как изменяется температура воздуха с высотой? Страничка для всезнаек: решение задачи (слайд 5,6) Путешествие на воздушном шаре: учитель раздает индивидуальные задания экипажам (слайд 7) Зачитывает стихотворение о значении атмосферы (слайд 15) |
Отгадывают загадку- записывают тему урока в рабочих листах Отвечают на вопросы учителя Составляют план урока Записывают его в рабочих листах Отмечают на диаграмме процентное содержание газов в воздухе Запись в рабочих листах Находят ответ в тексте учебника стр. 85 Самостоятельно решают задачу с последующим и объяснением Каждый экипаж работает с учебником, отвечает на вопросы, поставленные учителем, далее делает отчет о проделанной работе (слайды 8-14) Определяют значение атмосферы, делают записи в рабочих листах |
IV. Первичное закрепление знаний (5 мин.) | Откройте рабочие тетради стр. 45 упр.1, проверьте друг у друга правильность выполнения | Выполняют упр, взаимопроверка |
V. Рефлексия (2 мин.) | Составьте синквейн на тему атмосфера | Составляют синквейн |
VI. Подведение итогов (3 мин.) | Домашнее задание, оценки | Домашнее задание, оценки |
I. Организационный момент (2 мин.)
– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места
II. Повторение (3 мин.)
Вы уже знаете, что Земля обладает уникальными особенностями — её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Давайте вспомним их название.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Гидросфера – водная оболочка Земли
Литосфера – каменная оболочка
Биосфера – живая оболочка Земли.
III. Изучение новой темы (30 мин.)
– Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:
(Запись темы урока в рабочих листах)
Что вы знаете о воздухе? Какой он?
Для ответа используем подсказку загадку
Учитель: Напишите в рабочем листе, что нового вы бы хотели узнать по теме урока.
ПЛАН
- Состав воздуха
- Строение атмосферы
- Явления, происходящие в атмосфере
- Значение атмосферы
Состав воздуха
Какие вещества могут входить в состав воздуха?
Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.
В состав атмосферы входит 78% азота, 21% кислорода и 1% приходится на долю прочих газов, в т.ч. углекислого газа.
Отметьте, пожалуйста, на диаграммах количественное содержание азота, кислорода и других газов в атмосфере.
Строение атмосферы
Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.
Следующий слой стратосфера достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. Одним из результатов этого является потепление воздуха в этом слое. Но более важно то, что озон препятствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей. Часть этих лучей полезна, но значительное количество ультрафиолета губит жизнь на Земле. Поэтому очень важно, чтобы все выбросы в атмосферу не оказывали разрушительного воздействия на озоновый слой. В последнее время замечено возникновение так называемых «озоновых дыр». Некоторые ученые связывают их появление с тем, что в атмосферу в результате деятельности человека поступает большое количество газов, разрушающих озон. Через озоновую дыру солнечные ультрафиолетовые лучи в избытке попадают на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.
За стратосферой – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос.
Проблемный вопрос? А сейчас, ребята, я попрошу вас помочь мне ответить на давно интересующий меня вопрос. Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу?
Развитие внимательности
Читают информацию о том, как с высотой изменяется температура. Дают ответ на вопрос, делают записи в рабочем листе.
Решают задачу. Условие задачи появляется на экране.
Разбираем задачу.
Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре” (10 мин.)
Условия игры:
Класс делится на группы по 2-3 человека - это экипаж воздушного шара.
1 экипаж – изучает облака и осадки;
2 экипаж – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;
3 экипаж – изучает основную информацию о погоде и климате;
Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):
тема. “Облака”
Прочитай текст учебника (стр. 85, абзацы 4 и 5). Ответьте на вопросы
Как образуются облака?
Какие облака изображены на рисунке (стр. 87)?
На какой высоте образуется каждый вид облаков?
С какими облаками связано выпадение осадков?
тема. “Ветер”
Прочитай текст учебника (стр. 85–86, абзацы 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.
тема “Погода и климат”
Прочитай текст учебника (стр.86, от 2 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:
Погода – это…(определение).
Климат – это…(определение).
Найди отличия погоды от климата.
Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды) ?
Значение атмосферы (5 мин.)
Учитель: внимательно прослушайте стихотворение, и определить, какое значение для планеты играет наличие атмосферы.
Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!
IV. Первичное закрепление знаний
Рабочая тетрадь на печатной основе стр. 45 упр. 1
(взаимопроверка)
V. Рефлексия
Синквейн на тему атмосфера
VI. Домашнее задание
Ответить на вопросы 1-3 на стр. 90 учебника (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)
При подготовке к уроку был использован материал Семёновой Елены Петровны, учителя биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы д. Новое Овсино имени Героя Советского Союза Георгия Туруханова.