Солнце не восходит два раза в день, и жизнь даётся не дважды.
А.П. Чехов
Помните – от ошибки на уроке может зависеть жизнь ребенка!
Согласно Федеральному закону “О безопасности дорожного движения”, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Проблема аварийности на транспорте - Правительством России названа одной из острейших, угрожающих национальной безопасности страны. За последние 10 лет на наших дорогах пострадали более 2 миллионов человек, более 300 тысяч погибли.
Уровень детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении многих десятилетий остается высоким. В прошедшие годы отмечается рост числа погибших и раненых среди участников дорожного движения в возрасте до 16 лет. Более половины из числа пострадавших детей составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет. Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать
"в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).
Профилактика травматизма детей возможна не только при условии их специальной подготовленности к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и к формированию у них высокого уровня транспортной культуры.
В Российской Федерации за 12 месяцев 2012 года зарегистрировано 187 098 ДТП, в которых число погибших составило 25 695 человек, и раненых - 237 471 .
Цифры заставляют задуматься: каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько жителей в некоторых маленьких городах. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город.
Предпосылкой для создания данного продукта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между
- возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;
- необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью учебно – методических пособий, в т.ч. электронных, для изучения ПДД в школе;
- знаниями и умениями, приобретаемыми учеником в школе, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения (родителей, знакомых, учителей).
Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у учащихся культуру безопасного поведения на дороге, создание на уроках и во внеурочной работе условий для успешной деятельности и сознательного отношения учащихся к изучению и применению на практике знаний Правил дорожного движения.
На уроках по изучению Правил дорожного движения активно используется мультимедийная техника, интерактивная доска, которая позволяет учащимся не только изучать теорию, но и создавать, решать ситуационные задачи. Школьным отрядом юных инспекторов движения совместно с ГИБДД проводятся регулярные рейды. Целью данных рейдов является профилактика ДДТТ, а так же сбор информации о действиях участников дорожного движения. В дальнейшем данная информация используется на уроках.
В рамках опорной школы по ОБЖ в течение ряда лет провожу семинары с учителями начальных классов города Мурома по методике преподавания Правил. Это позволяет развивать преемственность в изучении ПДД, и добиваться единой трактовки.
Заинтересованный школьник лучше учится, поэтому начинать работу следует с формирования учебной мотивации школьников. Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интерес ребенка к новому служит необходимой предпосылкой в обучении.
Цель создания данного продукта, повышение мотивации учащихся к изучению ПДД через использование интерактивных и игровых форм обучения.
Задачи:
- повышать качество знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге;
- обучать учеников целенаправленному поиску, систематизации информации, умению применять методы поиска и отбора;
- привлечь внимание всех участников образовательного процесса, общественности, заинтересованных ведомств к проблеме ДДТТ;
- включить в решение данной проблемы педагогов, учащихся, родителей;
Презентация содержит 29 слайдов (1 слайд – титульный лист, 2 слайд – система навигации по блокам, с 3 по 27 слайды учебный материал, 28 слайд – лист результатов игры, 29 слайд – информация об авторе). 2 слайд – система навигации по блокам, позволяет учащимся выбирать блоки вопросов, номер вопроса в блоке.
Учебный материал включает в себя 5 блоков, элементы дорог, обязанности пешехода, обязанности пассажира общественного транспорта, дорожные знаки для пешеходов, ребусы на тему ПДД. Данную презентацию можно использовать при изучении нового материала, во внеурочной деятельности (проведение викторины по знанию ПДД), с целью закрепления знаний правил.
Данный продукт является методическим пособием для учителей начальных классов, преподавателей – организаторов ОБЖ, работающих в 5-6 классах. Работа выполнена с учетом возрастных особенностей и возможностей младших школьников в интересной форме.
Презентацию я использовал при проведении урока изучения нового материала, урока закрепления полученных знаний, при проведении внеклассного мероприятия. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с учащимися помогает добиться поставленных целей. Так же она демонстрировалась на общешкольном родительском лектории, т. к. пример родителей – основной ресурс обучения ребёнка безопасному поведению на дороге. Поэтому только совместная работа педагогов школы, учащихся и их родителей позволяет добиться положительных результатов.