Тип урока: урок введения нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с согласными звуками и буквой их обозначающей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;
- отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами, создать условия для ознакомления учащихся со звуками . Научить различать данные звуки на слух.
Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);
- содействовать развитию фонематического слуха;
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе;
- умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету;
- формировать коммуникативные умения.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог);
- информационно-коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звуки в словах, записывать их соответствующими печатными и письменными буквами;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Структура урока.
I. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Самоопределение к деятельности.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
– Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. (Презентация)
– Чему учились на прошлых уроках? (Учились читать и писать слоги, слова и высказывания, учились составлять звуко-буквенные модели слов, записывать печатный и письменный текст.)
Посмотрите на экран, перед вами звуковые человечки, что вы о них знаете (они имею звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, мы можем разделить на группы) <слайд 1>
– Что нам поможет успешно ,быстро и правильно читать? (дыхательная и артикуляционная гимнастика)
– Дыхательная гимнастика: снежинка, сугроб
– Артикуляционная гимнастика: колокольчик
III. Создание проблемной ситуации.
– Как звенит колокольчик? (дин-дон)
– Проверим, хорошо ли мы умеем составлять звукобуквенные модели слов.
– Составьте модель слова дин.
Ученик у доски составляет звуковую модель: <слайд 2>
– Обозначим звуки буквами.
– Назовите первый звук.
– Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой? (Нет.)
– Что же делать? (Нужно ввести новую букву.)
IV. Поиск пути решения. Открытие детьми нового знания.
– Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)
На экране появляется новая буква. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем.
На доске и в тетради появляется запись.
Аналогично ведётся работа со словом дон. <слайд 3>
– Мы сейчас выполнили звуко-буквенный анализ слов.
V. Включение нового знания в систему знаний.
Куда отнесём букву. <слайд 4>
– Кто подскажет, как мы дальше будем работать на уроке с этой буквой?
Составляется план работы: <слайд 5>
1. Услышать звук в словах.
2. Знакомство с печатным и письменным образом буквы Д.
– Запишем в тетради, как пишутся печатная маленькая буква Д.
Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.
3.Чтение слогов и слов с буквой Д.
4. Обобщение всех знаний на урок.
VI. Осмысление, решение проблемы.
1. Ладошки приготовили, я называю слово, вы услышали звук, хлопайте: Дорога, друг, зима, дружба.
У вас тоже есть ладошки на столе, которые показывают, как вы работаете на уроке. Картинка переворачивается на доске. (Приложение 1) Покажите ладошку, запишите в оценочный лист. (Дети показывают, записывают)
2. Знакомство с печатным образцом буквы Д
Печатная тетрадь стр.20
Знакомство с письменным образцом буквы Д <слайд 6>
Линейки в прописи точность, ширина, высота, наклон. Самооценка.
Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму О.В. Пронина стр.14)
Оценивание в оценочном листе.
Физкультминутка <слайд 7>
– Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)
3. Чтение и письмо слогов с буквой Д.
Чтение слогов с буквой Д. <слайд 8>
Чтение слов с буквой Д <слайд 9> Слова: друг, дружба, раздор, дума, дрёма
Какие слова нам помогут работать в группе, так как дальше чтение слов я предлагаю вам выполнить в группе. <слайд 10>
Работа в группе. Дети рассаживаются по 4 человека, берут набор карточек и составляют сюжетную картинку. Предлагаемые слова (Приложение 2): дом, дед, дорожка, дятел, ягода, дождь, виноград, дыня, дерево, град
Оценивание групп.
В итоге получается 4 времени года. Какая картинка подходит к нашему времени годы? (Зима) Какое дерево хотелось бы добавить зимой, в ней нет нужной буквы.
VII. Рефлексия.
Поэтому мы соберём все буковки в хоровод вокруг ёлочки. Оцените свою работу на продолжении всего урока, кто научился писать , читать , узнавать и слышать букву Д. Приклейте ладошку на доску. Получилась ёлочка разного цвета, почему? У нас есть цель на следующий урок продолжить читать, писать.
– Спасибо всем за работу! В подарок ёлочка! <слайд 11> Попробуйте дома рассказать родителям то, чему вы учились сегодня на уроке. А поможет вам в этом Букварь.