Задачи: Продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине “Карлсон в гостях”; использовать предложения с предлогами и приставочными глагола; подбирать слова с противоположным значением; развивать межполушарное взаимодействие; развивать чувства ритма, закреплять знания детей о временах года, развивать координацию речи с движением, воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу; чувство сопереживание детей к персонажу, желание прийти на помощь.
Оборудование: цветные карточки: белые, зеленые, красные, жёлтые по количеству детей; предметные картинки для игры “Хвастунишки”; изображение конфет для игры на развитие чувства ритма; серия сюжетных картин “Карлсон в гостях”; пчёлы, кучка, цветы, номерки для игры с пчёлами; банка с вареньем, кассета с записью музыки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости прейдёт наш общий знакомый, который живёт не в доме, не на улице – а на крыше.
Смешной человечек
На крыше живёт
Варенье он любит,
Конфеты и мёд.
Вы догадались кто это? (Это Карлсон, который живёт на крыше.) Карлсон с крыши спустится только тогда, когда вы со мной поиграете в игру “Обезьянки” (зеркало)
2. Игра “Обезьянки” (зеркало) упражнения для развития динамической координации рук.
Детям предлагается стать обезьянкой (или зеркалом) и повторять всё, что делает логопед:
- “Весёлые маляры”: синхронные движения обеих кистей рук вверх – вниз, затем – влево вправо.
- “Колокола”: активные хлопки над головой.
- “Вертушки”: руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, повороты кистей рук от корпуса и обратно, лёгкие хлопки ладонями.
- “Волна”: плавное движение одной рукой влево, вправо.
- “Кулачки”: руки в стороны, одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак другую разжимать, выпрямляя пальцы.
Звучит музыка залетает Карлсон (взрослый)
Карлсон. Здравствуйте ребята! (Радостно.) Я рад вас видеть! Мне так приятно, что Наталья Сергеевна пригласила меня к вам в гости. Но грустно, от того, что я не могу найти свою банку с вкусным, полезным и сладким малиновым вареньем.
Логопед и дети успокаивают Карлсона. Обещают ему помочь и предлагают ему остаться и поиграть в игры. Карлсон соглашается.
3. Закрепление знаний детей о временах года.
Логопед. Карлсон, а ты знаешь, какое сейчас время года… нет не знаю, а вы ребята знаете? (Весна.) Назовите три весенних месяца (Март, апрель, май.) А какой сейчас месяц весны? (Второй, апрель.)Назовите времена года по порядку? (Зима, весна, лето, осень).
Игра “Времена года”
Логопед читает строчки из стихотворений. Дети определяют, о каком времени года они написаны, и поднимают карточку соответствующего цвета (зима – белую, весна – зелёную, лето – красную, осень жёлтую.)
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
П. ВоронькоОй, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой вода!
Нету снега, нету льда.
Украинская народная песняЯ пройдусь по лесам,
Много птичек есть там;
Все порхают, поют,
Гнёзда тёплые вьют.Что не день – то резче ветер
Рвёт в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает всё поздней.
И. Мазнин
4. Подбор слов с противоположным значением.
Карлсон, а ребята хотят показать тебе игру.
Игра “Хвастунишки” (по типу игры “Наоборот”) с использованием предметных картинок.
Играет музыка, дети образуют пары встают лицом друг к другу.
Один ребёнок:
У меня волосы длинные,
У меня волосы светлые,
У меня сандалии белые,
У меня дома собака злая,
Я люблю холодное молоко,
Я люблю горькую пищу,
Мне нравиться день,
Я ростом высокий,
Я сижу,
Я весёлый,Второй ребёнок:
а у меня волосы короткие.
а у меня волосы темные.
а у меня сандалии чёрные.
а у меня дома собака добрая.
а я люблю горячее молоко.
а я люблю сладкую пищу.
а мне нравится ночь.
а я ростом низкий.
а я стою.
а я грустный.
Логопед. Карлсон тебе понравилась наша игра “Хвастунишки”.
Карлсон. Да, очень понравилась!
5. Игра “Конфеточки” развитие чувства ритма
Карлсон. Ребята, я тоже не люблю горькую пищу. Я люблю всё сладкое: печенье, пряники, шоколад, мёд, варенье, конфеты. Предлагаю вам поиграть в игру “Конфеточки”
Карлсон на фланелеграф помещает конфеты, которые показывают определённый ритмический рисунок. Дети прохлопывают ритмический рисунок.
6. Динамическая пауза “Самолёт” развитие координации речи с движением
Руки в стороны – в полёт Дети бегут на носочках расставив руки в стороны. Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Поворот через правое плечо. Левое крыло вперёд, Поворот через левое плечо. Полетел наш самолёт. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
7. Составление рассказа “Карслсон в гостях” по сюжетной картине. Примерный рассказ.
Сегодня четверг. В нашу группу залетел удивительный человек – Карлсон, который живёт на крыше. Все группа была готова к встречи Карлсона и гостей. Мы накрыли столы. Поставили красивый чайный сервиз: чашки с блюдцами, сахарницу, заварочный чайник, вазочки для варенья и для конфет, всем разложили чайные ложечки. А потом мы дружно сели за стол стали пить горячий чай.
8. Составление предложений с предлогами и приставочными глаголами
Карлсон. Ребята, а где же варенье, чтобы пить чай? Мы забыли его найти?
Логопед. Ребята, мы забыли про варенье Карлсона. Посмотрите, что это за пчелиная кучка.
Карлсон. Да это все пчёлы собрались на моё сладкое и вкусное варенье, что делать?
Логопед. Ребята тебе помогут. Посмотри на руках у детей номера. Сейчас они по очереди будут называть, где сидит пчела, если они ответят правильно, то пчела улетает.
Первый ребёнок. Эта пчела сидит на цветке.
Второй ребёнок. Эта пчела летит в улей.
Третий ребёнок. Эта пчела летает над цветами.
Четвёртый ребёнок. Эта пчела вылетела из улья.
Пятый ребёнок. Эта пчела перелетает от цветка к цветку.
9. Итог занятия
Логопед. Карлсон, вот и все пчёлы улетели. Сейчас мы можем открывать банку с вареньем и пить чай.
Дети. Уважаемые гости! Приглашаем вас на чаепитие!