Подготовительные упражнения при обучении нападающему удару в волейболе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение.

В основе игры в волейбол лежит совокупность технических приемов, которые используются волейболистами для ведения игры.

Волейбол располагает большим разнообразием технических приемов. Чем выше класс игры волейболиста, тем большим количеством приемов он владеет, и тем свободнее их использует в матче.

Важнейшим элементом игры в волейболе являются нападающие удары – самое эффективной средство нападения.

Российские волейболисты всегда славились сильным нападением, что во многом обеспечивало им успешное выступление на международной арене. В нападающих ударах как в фокусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его притягательная сила. Но это и самые сложные технических приемы, требующие от тренера высокого профессионального искусства при обучении им волейболистов. Организационная структура нападающего удара достаточно сложна. Поэтому прежде чем обучать этому техническому приему, необходимо подготовить спортсмена к восприятию этого приема, т.е. обеспечить специальную физическую и техническую подготовленность. Эта задача может быть разрешена, если в процессе тренировки использовать специальные упражнения: подготовительные и подводящие. Эти

упражнения являются составной частью всей методики обучения спортсменов техническим приемам игры, а от ее эффективности зависит весь процесс учебно-тренировочных занятий, т.к. “Если обучение приемам было поставлено правильно, то совершенствование техники будет осуществляться быстрее и успешнее” (Железняк Ю.Д, 1988; 1998).

Глава 1. Состояние вопроса по литературным данным.

Вопросам методики обучения техническим приемам игры в волейбол в современной спортивной литературе уделяется первостепенное значение, т.к. “техника физических упражнение – это наиболее эффективный способ выполнения двигательного акта” (Матвеев Л.П., 1985). Большое значение в методике обучения техническим приемам имеют подготовительные и подводящие упражнения, об этом пишут многие авторы: “Тренировочные упражнения волейболистов призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать их надежности и эффективности. Они складываются из специальных и общеразвивающих упражнений. Специальные упражнения делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой технических приемов. К подводящим упражнениям относятся имитационные упражнения (выполнение технических приемов без мяча)” (Железняк Ю. Д., 1998).

Становление навыков начинается с физической подготовки, которая непосредственно связана со спецификой волейбола (развитие физических качеств и способностей). Подводящие упражнения позволяют овладеть структурными элементами технических приемов игры. На этой базе с помощью упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приемов игры.

Первая фаза становления навыка требует от педагога максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приема, создать такие условия, чтобы при первых попытках выполнить прием, его ощущения соответствовали таковым при правильном выполнении приема вообще, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния всякого рода помех и т.д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие упражнения.

Рациональная техника игры в волейбол доступна детям уже к 10–12 годам. Первое условие успешного обучения -хороший отбор занимающихся, второе – развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений.

Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не исключая при этом сущности. Примером может служить нападающий удар по мячу в держателе, блокирование, стоя на подставке с ластами в руках, и т.д. Эти упражнения позволяют занимающемуся сразу видеть результат своих действий.

Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также для совершенствования отдельных частей технических приемов.

Средства, с помощью которых решаются задачи технической подготовки, весьма разнообразны и выходят за пределы собственно технической подготовки. Ведущее место естественно занимают подводящие упражнения, упражнения по технике и двусторонняя игра в волейбол. Однако для успешного решения этих задач необходимы также подготовительные упражнения и упражнения по тактике.

Подготовительные упражнения позволяют создать благоприятные условия для правильного овладения техническими приемами, а также их совершенствования в дальнейшем. Сюда входят упражнения для развития способности точно согласовывать движения, учитывая при этом направление и скорость полета мяча, для развития силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов. Для развития прыгучести и специальной выносливости (прыжковой, скоростно-силовой, игровой).

Подготовительные упражнения по способу выполнения делятся на упражнения без предметов, с предметами: набивными баскетбольными, теннисными и футбольными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями и многими другими отягощениями. Большое место должны занимать специально подобранные подвижные игры и эстафета (Клещев Ю.Н., 1998).

При обучении занимающихся и студентов волейболу наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, используют подготовительные упражнения, применяемые для обучения игровым приемам в облегченных условиях. Очень важно при обучении, выполняя подготовительные упражнения, чтобы учащиеся знали, какие качества они воспитывают. Тогда они серьезнее, с большим интересом относятся и к некоторым “неинтересным” упражнениям. Подводящие упражнения занимающиеся воспринимают, как правило, с большим интересом, но часто допускают ошибки, которые в дальнейшем могут исказить технику. Поэтому педагогу надо обратить внимание на технику выполнения упражнений, своевременно вносить необходимые коррективы.

Подготовительные и подводящие упражнения также важны и для обучения техническим приемам игры в других видах спорта.

Существенное значение в технической подготовке имеют подготовительные (специальные) упражнения. Они по структуре движений имеют сходство с основными упражнениями и одновременно развивают необходимые физические качества. Весьма полезны и имитационные упражнения, применяемые с целью облегчения условий для разучивания сложных по координации движения.

В волейболе, как и в других видах спорта, в выполнении технических приемов принимают участие мышечные группы всех областей тела. Поэтому новичку трудно одновременно правильно координировать движения всех звеньев. Отсюда следует, что на начальном этапе обучения техническому приему целесообразно выбрать наиболее простой способ, выделить работу одного звена, которая и явится подготовительным упражнением. Однако не следует долго задерживаться на одних подводящих упражнениях, они должны постоянно сочетаться с выполнением приема в целом.

Важность подготовительных и подводящих упражнений при обучении техническим приемам особо подчеркивается в специальных методических пособиях и учебниках для студентов институтов физической культуры и тренеров (Портных Ю.И., 1984).

Каждая спортивная игра имеет свои особенности и, в тоже время, характер действий играющих в той или иной мере имеет много общего: ацикличность, разнообразность, переменность интенсивной нагрузки. Продолжительная деятельность в таких условиях требует развития специфической выносливости, быстроты, силы, ловкости, прыгучести.

С этой целью используют специальные подготовительные упражнения, сходные по своей структуре с основными игровыми действиями, а также другие упражнения по технике и тактике данной игры. При разучивании нового материала основным в занятии с детьми должен быть метод целостного обучения, применяемый в сочетании с подводящими упражнениями (Харабуга Г.Д, 1970).

Для достижения спортивной формы большое значение имеет правильный выбор средств спортивной тренировки. Различные упражнения, применяемые в качестве средств в процессе подготовки, можно отнести по их значению для специализации на вспомогательные, которые включают в себя специально-подготовительные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения, развивающие основные физические качества (с учетом специфики вида спорта) – подготовительные; и на подводящие, необходимые для формирования и совершенствования спортивной техники. Подводящие упражнения должны применяться с конкретными методическими целями и по своей структуре соответствовать изучаемому движению или его элементам, они должны быть более простыми и легко выполнимыми, чем элементы основных упражнений; они не должны создавать условий для отрицательного переноса двигательных навыков. На различных этапах тренировки подводящие упражнения приобретают различное значение: если в начале их удельный вес велик, то в последующем они применяются меньше – главным образом как средство исправления ошибок (Тер-Ованесян А.А., 1982).

Подготовительные физические упражнения применяются для развития опорно-двигательного аппарата и двигательных качеств. Эта группа физических упражнений, в свою очередь, делится на подгруппы в зависимости от двигательных качеств, на развитие которых они воздействуют. К подготовительным упражнениям относятся также дыхательные упражнения.

Подводящие упражнения используются для создания представления об изучаемом движении, облегчения овладения его структурой, исправления ошибок, овладения тактическими навыками (Донской Д., 1975).

Вспомогательные упражнения принято делить на подготовительные и подводящие. Подготовительные упражнения применяют с целью повышения уровня физической подготовленности, развития физических качеств и двигательных возможностей. Общая физическая подготовленность особенно важная для растущего организма. Она обеспечивает гармоничное развитие – основу здоровья и высокой работоспособности. В плане биомеханики – это совершенствование биомеханической системы опорно-двигательного аппарата, формирование этой системы с заранее заданными свойствами.

В этом отношении для правильной реализации задачи должны быть выяснены и уточнены требования к характеру специальной физической подготовки (на базе общей). Эту задачу решают путем подбора, как общеразвивающих упражнений, дающих разностороннюю подготовку, так и специально подготовленных упражнений, соответствующих специфическим требованиям подготовки.

При подборе подготовительных упражнений ориентируются на требования к физической подготовленности и на достигнутый ее уровень у занимающихся. Учитывается соотношение база общей физической подготовки и вырастающей на ее основе специальной. Подводящие упражнения применяются с целью совершенствования процесса овладения техникой физических упражнений. Возможны два пути овладения сложными действиями. Первый – аналитический (расчлененный): выделяют составные части сложного действия, овладевают этими частями в отдельности, а потом “связывают” из этих частей целое. Второй – синтетический (целостный): выполняют все действия в целом, не расчленяя его на части, но по мере овладения действием уточняют его детали, работают внимание на элементы в составе всего целого. В настоящее время эти методы не противопоставляют друг другу, рассматривают как дополняющие один другого.

Подводящими упражнениями могут служить выделенные составные части целого действия. Иногда выделяют ряд частей, а потом их последовательно соединяют. Так в гимнастике из изученных элементов составляют “связки”, а затем завершенные комбинации.

Можно построить упражнения так, чтобы они образовывали ряд постепенно усложняющихся действий (“лестница навыков”). Это приводит к более совершенному выполнению упражнения в целом. Особое место среди подводящих занимают упражнения, выполняемые в измененных условиях (упражнения для лыжников на роликовых коньках, упражнения для пловцов на суше и т. п.). При подборе таких упражнений важно не столь однообразие внешней картины, сколько сходство механизма движения, его динамической структуры. Имитационные упражнения в главном похожи на основные упражнения. Они могут даже вызвать проявления больших усилий, скорости, темпа, чем в основном упражнении. В этом их положительная сторона (Харре Д.М., 1971). В своей книге Дитрих Харре называет подготовительные и подводящие упражнения – специальными упражнениями, в частности он пишет: “К специальным упражнениям относятся те, которые содержат элементы соревновательных движений и при выполнении которых отдельные мышцы или группы мышц функционируют таким же, или сходным образом (по направлению движения, отношению “сила – время”), как и при выполнении соревновательного упражнения”.

Преимущество соревновательных (специальных) упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более направленно и эффективно, чем просто соревновательные упражнения. В этой связи необходимо указать, что, например, непомерно большие нагрузки при выполнении соревновательного упражнения – с целью развить способности – значительно изменяли его структуру, и действие силы во времени. Тем самым развивают неправильную координацию движений. С целью повысить эффективность процесса тренировки необходимо подбирать упражнения и дозировать их, чтобы можно было одновременно решить несколько задач. Особенно важно при этом развивать физические способности в комплексе, с учетом специфических для соревнований и координации движений.

Специальные упражнения – это не искусственные заменители соревновательных упражнений, это необходимые тренировочные средства. Однако, своего полного эффекта они достигают только в тесной взаимосвязи с соревновательными упражнениями.

Некоторые спортсмены уделяют внимание специальным упражнениям почти исключительно в подготовительном периоде и очень ограничивают их объем в соревновательном. В таких случаях зачастую в начале соревновательного периода отмечаются лучшие спортивные результаты, чем в дальнейшем. Следовательно, необходимо в течение всего года применять в тренировке как соревновательные, так и специальные упражнения. Как известно, овладение техникой облегчается, ускоряется и становится более прочным, когда применяются подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения, способствующие развитию двигательные качеств, могут в большей мере отличаться от основных упражнений данного вида спорта. А подводящие упражнения, совершенствующие выработку двигательные навыков, должны иметь большое сходство и родство с основными упражнениями или их отдельными элементами (Железняк Ю.Д., 1988, 1998; Матвеев Л.П., 1985; Харабуга Г.Д., 1970).

На основе проведенного анализа литературных источников по вопросам методики обучения техническим приемам в различных видах спорта, а также и роли подготовительных и подводящих упражнений в этой методике, мы сделали следующие выводы:

  1. Подготовительные и подводящие упражнения особенно важны на начальном этапе обучения, т.к. они служат для приобретения специальной физической и технической подготовленности.
  2. Эти упражнения важны и на этапе углубленной, специализированной тренировки, здесь они служат для исправления ошибок и совершенствования отдельных частей технических приемов.
  3. Подготовительные и подводящие упражнения облегчают и ускоряют процесс овладения техническими приемами.

Процесс овладения техникой является важнейшим звеном спортивной тренировки. Для того, чтобы процесс проходил успешно необходимо глубокое изучение самой техники и путей ее совершенствования. Спортивная техника вырабатывается в виде наиболее эффективной структуры движения спортсмена, направленного на достижение намеченной цели в спортивном соревновании. Чтобы узнать насколько эффективно использован данный вариант движения и насколько рационально спортсмен использует свои возможности необходимо хорошо изучить этот способ движения: из каких частей состоит этот способ выполнения движения, уточнить их двигательный состав, не менее важно определить как они объединены и как они взаимодействуют в организационной структуре. Эта структура (технического приема или вообще спортивного движения) представляет собой закономерности взаимодействия (связи и отношений), упорядоченно расположенных относительно выделенных компонентов упорядоченно расположенных относительно выделенных компонентов подсистем и их элементов, эти закономерности определяют форму структуры движения, течение внутренних процессов, проявление новых свойств, ее поведение и развитие. Организационная структура складывается из: кинематической, динамической, ритмовой и смысловой структур.

Кинематическая структура способа выполнения движения раскрывает форму и характер движений с помощью кинематических характеристик, они устанавливают сам факт движений, измеряют их, делают сравнительными в количественном отношении. Наиболее значимыми кинематическими характеристиками являются: пространственные (координаты, перемещения, траектории движений двигательной системы), временные (момент времени, длительность движения, темп движения, ритм), пространственно-временные (скорость движения, мгновенная скорость, угловая, ускорение).

Механическое движение всех материальных тел обусловлено массами движущихся тел и приложенными к телам силами. Ускорение, как быстрота изменения скорости движения определяется соотношением силы приложенной к телу и его массы, эти стороны движения рассматриваются как их динамические характеристики.

Основными динамическими характеристиками движения спортсмена при выполнении им технического приема являются: масса тела, момент инерции, сила, момент силы, импульс силы и др.

В определенных случаях, когда структура движения наиболее сложна, представляет интерес рассмотрение ритмической структуры, которая выражает закономерный порядок соединения всех его компонентов. Формирование и оптимизация ритма соревновательных действий представляют центральную проблему всей технической подготовки спортсмена, связанную одновременно с задачами воспитания координационных способностей, совершенствования точности движений во времени и пространстве, способности оптимально регулировать мышечные напряжения и расслабления.

Смысловая структура технического приема, как составная часть всей организационной структуры, представляет собой особый интерес как проявление отражения индивидуальных тактических действий спортсмена.

Таким образом, на основе детального изучения технической, тактической подготовки спортсмена, а также опираясь на биомеханические исследования спортивной техники, регистрируя характеристики движений, выделяя по этим характеристикам отличающиеся друг от друга элементы движений, осуществляют анализ сложного двигательного акта. Изучение связей этих элементов, их взаимной зависимости, влияние на них условий, в которых выполняются движения, позволяет осуществить синтез, создать правильное целостное представление о двигательном акте и о роли всех его частей и только после этого возможно правильно разработать методику обучения определенного технического приема, подобрать оптимальные, целесообразные средства к изучению.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.

В результате изучения и анализа литературных данных, касающихся методики обучения техническим приемам, нами были избраны следующие направления.

Объектом исследования являлся учебно-тренировочный процесс по волейболу в детско-юношеских спортивных школах.

Предметом исследования было содержание процесса технической подготовки юных волейболистов.

Цель исследования заключалась в совершенствовании методики обучения нападающему удару в волейболе.

Перед исследованиями были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать комплекс подготовительных и подводящих упражнений для обучения нападающему удару в волейболе.
  2. Выявить эффективность применения подготовительных и подводящих упражнений на начальном этапе обучения нападающему удару.

Рабочая гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что применение подготовительных и подводящих упражнений при обучении нападающему удару будет способствовать повышению эффективности процесса обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ литературных данных.
  2. Педагогические наблюдения.
  3. Педагогические контрольные испытания.
  4. Педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследования проводились в период с сентября по декабрь 2006 года в два этапа. На первом этапе, сентябрь 2006 года, нами на основе данных литературы и собственных наблюдений в процессе учебных тренировочных занятий был разработан комплекс подготовительных и подводящих упражнений для использования в процессе обучения нападающему удару.

В течение месяца были проведены наблюдения за применением и выполнением этих упражнений на учебно-тренировочных занятиях. После этого совместно с тренерами были обсуждены недостатки и преимущества предлагаемого комплекса. Учитывая замечания тренеров и собственные наблюдения, результаты контрольных испытаний, которые были предложены с целью овладения нападающим ударом, было сделано несколько поправок в предложенном комплексе. Полученный вариант подготовительных и подводящих упражнений оптимальный и целесообразен для обучения нападающему удару, т.к. в нем находят отражение дидактические принципы тренировки, сохраняется структура движения, характерная начальному обучению техническому приему.

Эффективность разработанного комплекса подготовительных и подводящих упражнений к методике обучения нападающему удару необходимо было обосновать экспериментально. В связи с этим было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором наряду с задачей обоснования комплекса упражнений была поставлена задача определения влияния подготовительных и подводящих упражнений на процесс обучения нападающему удару.

В постановке эксперимента и его проведения помогали тренеры ДЮСШ-1 г. Люберцы Московской области.

Содержание эксперимента. Для проведения эксперимента нами было отобрано 25 мальчиков 1994 года рождения, учащиеся второго года обучения группы начальной подготовки. Из них были созданы две группы:

1-яг руппа – экспериментальная – 12 человек.

2-я группа – контрольная – 13 человек.

Эти группы мальчиков тренировались четыре раза в неделю по два часа, но в разное время.

1-я группа – с 10 до 12 часов (учащиеся второй смены).

2-я группа – с 15 до 17 часов (учащиеся первой смены).

Занятия в этих группах проводит один тренер, но по разной методике, т.е. в экспериментальной группе при обучении нападающему удару широко использовались подготовительные и подводящие упражнения из предлагаемого нами комплекса. В контрольной же группе эти упражнения при обучении нападающему удару не использовались, обучение строилось на применении традиционных методов (рассказ, показ, повторного метода, изучения приема по частям и в целом).

На 10, 20 и 30 тренировочных занятиях мы проводили контрольные упражнения, с целью проверки овладения этим техническим приемом.

Контрольные упражнения состояли из выполнения 12 нападающих ударов с 4-го и 2-го номеров по 6 ударов с каждого номера и по два удара в зоны 1, 6, 5. За основу в оценке контрольного упражнения мы брали правильность, техничность выполнения удара, попавшего в зону.

Результаты выполнения контрольных упражнений мы оценивали следующим образом:
– технически правильное выполнение удара и попадание в зону – 5 баллов;
– технически правильное выполнение удара, но без попадания в зону – 3 балла;
– удар, который выполнен технически неверно – 0 баллов.

При подведении итогов эксперимента нами учитывалась посещаемость занятий учащимися обеих групп, что, на наш взгляд, могло отразиться на результатах. Поэтому при окончательно обработке данных эксперимента в расчет брались данные только тех учащихся, которые посетили 100% занятий. Таковых оказалось по 6 человек в каждой группе.

Глава 3. Результаты исследования.

На основании обобщения данных литературы, обобщения опыта работы тренеров, собственного опыта работы, анализа техники выполнения нападающего удара в волейболе нами был разработан комплекс подготовительных и подводящих упражнений, который, на наш взгляд, должен был способствовать эффективному освоению данного технического приема учащимися детско-юношеских спортивных школ. Все упражнения прошли апробацию на тренировочных занятиях с целью их адаптации для учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Комплекс подготовительных упражнений для обучения нападающему удару.

  1. По сигналу бег на 3–5 м из исходных положений: лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе из различных положений к стартовой линии.
  2. По сигналу бег 3–5 м приставными шагами из положений: лицом, боком, спиной, сидя, лежа на спине и на животе из различных положений к стартовой линии.
  3. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх, то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом в
    руках (до 5 кг).
  4. Приседания с мешком с песком (до 15–20 кг).
  5. Выпрыгивания из полприседа, с мешком с песком (до 15–20 кг).
  6. Стоя на расстоянии 1–1,95 м от стены (щита) с набивным мячом (баскетбольным) в руках, в прыжке бросить мяч в стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова бросить мяч в стену и т.д., выполнять ритмично, без между скоков.
  7. Запрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты) постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд.
  8. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты.
  9. Спрыгивание (высота 40–80 см) с последующим прыжком вверх.
  10. Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами.
  11. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча и с разбега в три шага.
  12. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз, стоя на месте и в прыжке (бросить перед собой в площадку или в мат).
  13. Сидя на полу, броски набивного мяча из-за головы вперед, как можно дальше.
  14. Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке в парах и через сетку.
  15. Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
  16. Имитация прямого и бокового нападающих ударов на месте, держа в руке набивной мяч (1 кг) (мешок с песком).
  17. Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5–2 м) или на полу
    (расстояние 5–10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке и через сетку.
  18. Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощением кисти, предплечья, ног или с отягощением всего
    тела (куртка, пояс).
  19. Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах.
  20. Чередование бросков набивного мяча и ударов по волейбольному мячу через сетку (с собственного подбрасывания) .
  21. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах.
  22. В ответ на сигнал, бросок набивного мяча двумя рука ми по ходу или с переводом вправо, влево.

Комплекс подводящих упражнений для обучения нападающему удару.

  1. Занимающиеся парами располагаются на расстоянии 6 м друг от друга и поочередно выполняют удары правой (ле
    вой) рукой по мячу, лежащему на ладони вперед вверх выставленной левой (правой) рукой, направляя его в пол.
    Отскочивший мяч ловит партнер. Удар следует производить прямой рукой.
  2. Верхний трос волейбольной сетки закрепляют к верхнему крюку одной стойки и к нижнему другой. Занимающиеся,
    стоя на полу, располагаются несколько боком к сетке (левым плечом для правши) так, чтобы верхний трос был на
    уровне его головы, мяч лежит на ладони левой руки, выставленной вперед, мяч перебивают через сетку. Кисть
    захлестывающим движением накрывает мяч. Правую руку после нападающего удара без задержки опускают вниз, не задевая сетки.
  3. То же, что упражнение 2, но занимающиеся левой рукой подбрасывают мяч, а правой перебивают его через сетку.
    При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.
  4. Держатель с мячом закрепляют на сетке так, чтобы мяч был удален от сетки на 10 см и оказался на 20 см выше
    ее, занимающийся, находясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на обе ноги и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из
    держателя (или мяч, подвешенный на леске).
  5. Занимающиеся построены в шеренгу. По команде выполняют шаг правой ногой, приставляя левую, и одновременно, отводя руки вниз назад, фиксируют полуприсед.
  6. Прыжок вверх толчком двумя ногами после перемещения и остановки, после поворота на 90, 180, 360 градусов.
  7. Прыжок вверх толчком двумя ногами с разбега в 2 и 3 шага.
  8. Прыжок вверх толчком двумя ногами в 3 шага и имитация нападающего удара.
  9. Прыжок вверх толчком двумя ногами с разбега в 3 шага (шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров).
  10. Удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате, в момент удара рука выпрямлена.
  11. Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах, стоя на месте.
  12. Серия ударов по мячу кистью у тренировочной стенки.
  13. Нападающий удар через сетку выполняют теннисным мячом после разбега в 3 шага.
  14. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе и очень высоко) и нападающий удар, стоя на месте и в прыжке.
  15. Нападающий удар через сетку по мячу, направленному из мячемета (катапульты).
  16. Нападающий удар с собственного подбрасывания.
  17. В парах. Передача мяча в прыжке через сетку одной рукой.

В экспериментальной группе на каждом занятии выполнялось по 5–7 подготовительных и 5–7 подводящих упражнений. Сложность упражнений увеличивалась по мере роста подготовленности занимающихся.

В контрольной группе использовались упражнения, применяющиеся для освоения нападающего удара с использованием повторного метода выполнения приема в облегченных условиях, разучивания приема по частям. Однако основное внимание уделялось целостному методу.

В обеих группах отводилось одинаковое время на этот раздел, которое колебалось на разных занятиях в пределах 15–20 минут.

В таблице 1 представлены результаты оценки техники выполнения нападающих ударов в экспериментальной и контрольной группах. Как видно из данных таблицы уже к десятому занятию отмечается существенная разница в оценках. Так, если в экспериментальной группе сумма оценок за 12 ударов колеблется от 27 до 38 баллов, то в контрольной группе аналогичный показатель находится в диапазоне 11–23 баллов. Однако, как в экспериментальной, так и в контрольной группе на этом этапе еще значительное количество нулевых оценок в обеих группах. Если в первом случае их 19, то во втором значительно больше – 42, почти 40%. Это свидетельствует о том, что уже на начальном этапе обучения применение подготовительных и подводящих упражнений в большей степени способствует овладению структурой движения, о чем свидетельствуют итоговые данные учащихся обеих групп. Так в экспериментальной группе сумма оценок составила 193 балла, а в контрольной – 103 балла.

Таблица 1.

Результаты контрольного упражнения по технике выполнения нападающего удара (10 занятие).

Фамилия Оценки 12 нападающих ударов Всего
Экспериментальная группа
П-ов 003530053503 27
С-ов 303555333503 35
Г-ин 000353035533 30
Х-ин 553530353303 38
В-ов 000333535530 30
Г-ов 335353003035 33
Итого 193
Контрольная группа
С-ля 003000350303 17
С-ин 000003030500 11
Г-ца 300033500333 23
П-ин 000003550330 19
П-ов 035030000330 17
Ц-ан 000503500300 16
Итого 103

В таблице 2 представлены результаты выполнения контрольных упражнений на 20 занятии. Анализ результатов показал, что, как и в первом случае, у учащихся экспериментальной группы показатели улучшились в большей степени, чем у учащихся контрольной группы. В экспериментальной группе существенно снизилось количество нулевых оценок – всего 5, в то время как в контрольной группе они отмечались в 22 случаях. В первом случае индивидуальные результаты колебались в пределах 50–42 баллов, во втором – разброс результатов более заметен и находится в пределах 36–24 баллов, что свидетельствует об увеличении разницы в овладении техникой нападающего удара в пользу учащихся экспериментальной группы. Это подтверждается данными суммы оценок. Так в экспериментальной группе сумма оценок всех испытуемых составила 273 балла, в то время как в контрольной группе этот показатель равен 187 баллам. Разница составила 86 баллов.

Таблица 2.

Результаты контрольного упражнения по технике выполнения нападающего удара (20 занятие).

Фамилия Оценки 12 нападающих ударов Всего
Экспериментальная группа
П-ов 055053335355 42
С-ов 550055535355 46
Г-ин 333353335355 42
Х-ин 533535335555 50
В-ов 035353335555 45
Г-ов 333533535355 48
Итого 273
Контрольная группа
С-ля 030330353355 33
С-ин 333003503555 36
Г-ца 350300050555 31
П-ин 003030535355 32
П-ов 505030005355 31
Ц-ан 000333000555 24
Итого 187

В таблице 3 представлены результаты выполнения контрольных упражнений на 30 занятии. Как видно из представленных в таблице показателей имеет место положительная динамика результатов у испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп. Однако, в экспериментальной группе положительная тенденция выражена в большей степени, чем в контрольной. Во-первых, в экспериментальной группе отсутствуют нулевые результаты, в то время как в контрольной группе их количество сохранилось на значительном уровне (19 случаев против 22 в предыдущем обследовании). Суммарные индивидуальные результаты испытуемых в экспериментальной группе находятся в пределах 56–48 баллов, а в контрольной от 37 до 44 баллов. В первом случае разница между лучшим и худшим результатами составила 8 баллов, во втором – 7 баллов, что свидетельствует о близком по значению разбросе индивидуальных результатов в обеих группах.

Таблица 3.

Результаты контрольного упражнения по технике выполнения нападающего удара (30 занятие).

Фамилия Оценки 12 нападающих ударов Всего
Экспериментальная группа
П-ов 553553553555 54
С-ов 355355355555 56
Г-ин 333553533555 48
Х-ин 555335535355 50
В-ов 353355555355 52
Г-ов 535355355555 54
Итого 314
Контрольная группа
С-ля 055335033555 41
С-ин 553003553555 44
Г-ца 333550503055 37
П-ин 555300055355 41
П-ов 005050335055 _ 37
Ц-ан 550530035555 41
Итого 241

Суммарный результат в экспериментальной группе составил 314 баллов, а в контрольной – 241 балл. Разница составила 73 балла. Это свидетельствует о том, что, несмотря на незначительное сокращение разницы по сравнению с первым и вторым обследованиями в экспериментальной группе овладение навыком выполнения нападающего удара сохраняется на более высоком уровне. Наглядно эти данные представлены на рисунке 1.

Количество баллов 340 320 300 280 260 240 220 200 180 160 140 120 100

10 20 30 № занятия

Экспериментальная группа контрольная группа.

Рис. 1. Динамика овладения техникой нападающего удара (по результатам контрольных упражнений)

По полученным результатам эксперимента можно видеть, что на каждом контрольном занятии результаты были различными:

  1. Количество баллов, полученных за технически верное выполнение нападающего удара, от каждого занятия повышалось как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Это говорит о том, что процесс обучения идет верно.
  2. Темпы овладения нападающим ударом в этих группах различные.

Мальчики экспериментальной группы на 30-м занятии все удары выполнили технически грамотно, в контрольной же группе мы еще ставили ноль баллов за выполнение технического приема, что свидетельствует о наличии технических ошибок при ударе.

Для выявления прочности овладения навыками выполнения нападающего удара нами была проведена контрольная игра между экспериментальной и контрольной группами. Наблюдая за игрой, фиксировались все нападающие удары, учитывая при этом техническую сторону их выполнения.

Протокол регистрации нападающих ударов в двухсторонней игре между учащимися контрольной и экспериментальной групп

Наименование Группы Количество нападающих ударов % технически правильных ударов
всего за игру технически правильно технически неправильно
Экспериментальная группа 34 28 6 83
Контрольная группа 30 16 14 57

Из полученных результатов видно, что почти все удары (83%) в экспериментальной группе были выполнены верно, в контрольной же группе только 57% ударов отвечали требованиям техники.

Анализируя результаты проведенных нами исследований, можно утверждать, что результаты экспериментальной группы при выполнении контрольных упражнений, а также в контрольной игре выше, чем результаты контрольной группы.

На тридцатом контрольном занятии при выполнении упражнения (нападающего удара) учащимися экспериментальной группы не было ни одного удара, выполненного технически неверно. Это свидетельствует о том, что учащиеся полностью овладели этим техническим приемом и в этом существенную роль сыграли подготовительные и подводящие упражнения, которые использовались при обучении.

Прочность овладения структурой удара в экспериментальной группе выше, нежели в контрольной, о чем свидетельствуют данные выполненного исследования.

Выводы.

  1. Изучение литературы показало, что в настоящее время авторы признают большое значение подготовительных и подводящих упражнений при обучении двигательным навыкам.
  2. Применение специально разработанного комплекса подготовительных и подводящих упражнений при обучении юных волейболистов технике нападающего удара способствует повышению педагогического процесса по данным контрольных упражнений.
  3. Результаты контрольных соревнований свидетельствуют о том, что методика обучения нападающему удару в волейболе, включающая подготовительные и подводящие упражнения, способствует эффективности применения это го приема игры до 83%.

Литература.

  1. Волейбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ. М., 1993.
  2. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. М., ФиС. 1995.
  3. Волейбол. Учебник для вузов физической культуры. М., “Физкультура, образование, наука”, 2000.
  4. Голомазов В.А., Ковалев В.Д, Мельников А.Д. Волейбол в школе. М., 2001.
  5. Донской Д. Биомеханика физических упражнений. М., Просвещение, 1975.
  6. Донской Д. Методика исследования в физической культуре. М., ФиС, 1971.
  7. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М., ФиС, 1998.
  8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М., ФиС, 1988.
  9. Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. Смоленск, 2003.
  10. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол. М., 2003.
  11. Жуков Ю., Ильин Т. Акробатическая подготовка в волейболе. М., ФиС, 1997.
  12. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике обучения. М., 2001.
  13. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. Киев, Радзянская школа, 1998.
  14. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. М., 1985.
  15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., ФиС,
    1977.
  16. Портных Ю.И. Спортивные игры. М., ФиС, 1984.
  17. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М., ФиС, 1982.
  18. Харре Д.М. Учение о тренировке. М., 1971.
  19. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Л., “Знание”, 1970.
  20. Чехов О. Основы волейбола. М., ФиС, 2001.