Урок литературного чтения по теме "Рассказ А.П. Гайдара "Совесть". Поучение через осуждение пороков". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (994 кБ)


Цели урока.

Обучающая:

познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, знакомство с содержанием рассказа, учить слушать и слышать, учить оценивать поступки литературных героев, помочь детям проанализировать рассказ, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Развивающая:

развивать умение детей понимать прочитанное, улавливать главную мысль и логику повествования. развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры, формировать интерес к изучению внутреннего мира человека, развивать речь, творческое воображение, мышление учащихся, технику осознанного чтения.

Воспитывающая:

воспитывать честность, отзывчивость, доброжелательность, чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" формировать интерес к предмету, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к своему здоровью.

Здоровьесберегающая – использовать здоровьесберегающие приемы, снятие напряжения с различных групп мышц.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор, словарные слова.

1. Орг.момент

Здравствуйте. Меня зовут …..

Сегодня я проведу у вас урок литературы.

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.
Будем слушать рассуждать и друг другу помогать.

2. Постановка темы и целей урока

Создание проблемной ситуации:

- Ребята, представьте себе, что в один из погожих осенних деньков родители разбудили вас для того, чтобы вы шли в школу, а сами ушли на работу. И вам представился прекраснейший случай прогулять школу, да и уроки не совсем хорошо были приготовлены. Как бы вы поступили?

Сообщение целей урока учителем:

- Сегодня на уроке мы узнаем, как поступила в такой ситуации Нина Карнаухова из рассказа А.П.Гайдара.

Но прежде чем мы начнём знакомство с этим произведением, я бы хотела, чтобы вы внимательно посмотрели на портрет автора этого рассказа. Слайд

Любимых детских книг творец и верный друг ребят
Он жил, как должен жить боец, и умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой – Гайдар ее писал,
Правдив той повести герой и смел, хоть ростом мал.

3. Вводная беседа

А.П.Гайдар родился в 1904 году в г.Льгове в семье учителя.

Гайдар – это псевдоним. (Словарное слово)

Его настоящая фамилия Голиков.

Когда мальчику было 14 лет началась война, и он пошел на фронт. В 16 лет он стал командиром. Гайдар хотел стать военным, но его тяжело ранили в бою и из армии его уволили. Почти сразу же после этого Гайдар стал детским писателем. Вот как говорил Гайдар: “Почему я стал писателем? Вероятно, потому что в армии я сам был еще мальчишкой. И мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь во время войны”.

Вы узнаете это, прочитав его книги.

- Рассказ называется “Совесть”.

Как вы думаете, что такое совесть? (Словарное слово) Слайд

- Это хорошая или плохая черта характера?

- Слышали вы когда-нибудь такое выражение: “Совсем совесть потерял”? О чём это?

- Какого человека считают совестливым?

- А кого считают “бессовестным” человеком?

- А кого считают “бессовестным” человеком?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Гайдара “Совесть”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Давайте проверим, так ли это?

4. Первичное чтение учителем.

- Почему рассказ назван "Совесть"?

5. Беседа по содержанию.

- Почему рассказ назван "Совесть"?

- Кто главный герой рассказа?

- Почему Нина решила не идти в школу?

- Где Нина оказалась в рабочее время?

- Почему автор называет время учебы в школе рабочим?

- Почему она пошла в рощу украдкой? Чего ей было бояться?

- Какая встреча произошла в роще?

- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

- Как Нина решила подшутить над мальчиком?

- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?

- Отчего Нина заплакала, когда вернулась?

- Повторит ли свой поступок Нина?

Физминутка.

6. Вторичное чтение.

Отметьте отрывок к иллюстрации. Слайд

- Давайте понаблюдаем за настроением девочки.

Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

(Выберите слова)

- Почему настроение у Нины изменилось. (Отрывок к иллюстрации)

- Как она разговаривала с мальчиком? (Прочитать)

- Почему она пошла провожать мальчика? (Прочитать)

- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

- Почему Нине было стыдно?

- Почему в конце рассказа Нина плакала? (Прочитать)

- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

- Выберите из предложенных слов какой Нина стала в конце рассказа.

- Что повлияло на эти изменения

- Чему вас научил этот рассказ?

7. Работа с пословицами. (Выберите подходящую) Слайд

Поспешишь – людей насмешишь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Совесть без зубов, а загрызет.
Совесть спать не дает.

8. Итог

- Рассказ какого писателя мы сегодня читали?

- О каких человеческих качествах мы сегодня говорили?

- С какими новыми словами мы познакомились?

- Какой это рассказ: повествовательный или поучительный?

- Чему учит нас автор этого рассказа?

Рефлексия

Поднимите руку кому понравилась Нина до встречи с мальчиком.

Поднимите руку кому понравилась Нина после встречи.

Почему понравилась?

Что бы вы хотели пожелать друг другу?

Я вам желаю – будьте добрыми, вежливыми, внимательными и совестливыми людьми.

9. Оценки

10. Д/з. (Прочитать и ответить на вопросы)

Спасибо за работу. До свидания. Слайд