Цели урока.
Обучающая:
познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, знакомство с содержанием рассказа, учить слушать и слышать, учить оценивать поступки литературных героев, помочь детям проанализировать рассказ, расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Развивающая:
развивать умение детей понимать прочитанное, улавливать главную мысль и логику повествования. развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры, формировать интерес к изучению внутреннего мира человека, развивать речь, творческое воображение, мышление учащихся, технику осознанного чтения.
Воспитывающая:
воспитывать честность, отзывчивость, доброжелательность, чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" формировать интерес к предмету, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к своему здоровью.
Здоровьесберегающая – использовать здоровьесберегающие приемы, снятие напряжения с различных групп мышц.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор, словарные слова.
1. Орг.момент
Здравствуйте. Меня зовут …..
Сегодня я проведу у вас урок литературы.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок
готовы.
Будем слушать рассуждать и друг другу помогать.
2. Постановка темы и целей урока
Создание проблемной ситуации:
- Ребята, представьте себе, что в один из погожих осенних деньков родители разбудили вас для того, чтобы вы шли в школу, а сами ушли на работу. И вам представился прекраснейший случай прогулять школу, да и уроки не совсем хорошо были приготовлены. Как бы вы поступили?
Сообщение целей урока учителем:
- Сегодня на уроке мы узнаем, как поступила в такой ситуации Нина Карнаухова из рассказа А.П.Гайдара.
Но прежде чем мы начнём знакомство с этим произведением, я бы хотела, чтобы вы внимательно посмотрели на портрет автора этого рассказа. Слайд
Любимых детских книг творец и верный друг ребят
Он жил, как должен жить боец, и умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой – Гайдар ее писал,
Правдив той повести герой и смел, хоть ростом мал.
3. Вводная беседа
А.П.Гайдар родился в 1904 году в г.Льгове в семье учителя.
Гайдар – это псевдоним. (Словарное слово)
Его настоящая фамилия Голиков.
Когда мальчику было 14 лет началась война, и он пошел на фронт. В 16 лет он стал командиром. Гайдар хотел стать военным, но его тяжело ранили в бою и из армии его уволили. Почти сразу же после этого Гайдар стал детским писателем. Вот как говорил Гайдар: “Почему я стал писателем? Вероятно, потому что в армии я сам был еще мальчишкой. И мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь во время войны”.
Вы узнаете это, прочитав его книги.
- Рассказ называется “Совесть”.
Как вы думаете, что такое совесть? (Словарное слово) Слайд
- Это хорошая или плохая черта характера?
- Слышали вы когда-нибудь такое выражение: “Совсем совесть потерял”? О чём это?
- Какого человека считают совестливым?
- А кого считают “бессовестным” человеком?
- А кого считают “бессовестным” человеком?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Гайдара “Совесть”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Давайте проверим, так ли это?
4. Первичное чтение учителем.
- Почему рассказ назван "Совесть"?
5. Беседа по содержанию.
- Почему рассказ назван "Совесть"?
- Кто главный герой рассказа?
- Почему Нина решила не идти в школу?
- Где Нина оказалась в рабочее время?
- Почему автор называет время учебы в школе рабочим?
- Почему она пошла в рощу украдкой? Чего ей было бояться?
- Какая встреча произошла в роще?
- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?
- Как Нина решила подшутить над мальчиком?
- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?
- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?
- Отчего Нина заплакала, когда вернулась?
- Повторит ли свой поступок Нина?
Физминутка.
6. Вторичное чтение.
Отметьте отрывок к иллюстрации. Слайд
- Давайте понаблюдаем за настроением девочки.
Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?
(Выберите слова)
- Почему настроение у Нины изменилось. (Отрывок к иллюстрации)
- Как она разговаривала с мальчиком? (Прочитать)
- Почему она пошла провожать мальчика? (Прочитать)
- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.
- Почему Нине было стыдно?
- Почему в конце рассказа Нина плакала? (Прочитать)
- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?
- Выберите из предложенных слов какой Нина стала в конце рассказа.
- Что повлияло на эти изменения
- Чему вас научил этот рассказ?
7. Работа с пословицами. (Выберите подходящую) Слайд
Поспешишь – людей насмешишь.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Совесть без зубов, а загрызет.
Совесть спать не дает.
8. Итог
- Рассказ какого писателя мы сегодня читали?
- О каких человеческих качествах мы сегодня говорили?
- С какими новыми словами мы познакомились?
- Какой это рассказ: повествовательный или поучительный?
- Чему учит нас автор этого рассказа?
Рефлексия
Поднимите руку кому понравилась Нина до встречи с мальчиком.
Поднимите руку кому понравилась Нина после встречи.
Почему понравилась?
Что бы вы хотели пожелать друг другу?
Я вам желаю – будьте добрыми, вежливыми, внимательными и совестливыми людьми.
9. Оценки
10. Д/з. (Прочитать и ответить на вопросы)
Спасибо за работу. До свидания. Слайд