Слайд 2
“Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников информации, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике”.
Слайд 3
Основная школа начинает знакомиться с новыми стандартами второго поколения, начальная школа их уже проштудировала – наша задача соблюсти преемственность.
А отличительной особенностью современного подхода в обучении, а также нового стандарта основной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра современного подхода являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Слайд 4
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В требования к организации обучения включены:
- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
Слайд 5
- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Слайд 6
Компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода получения или использования.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Слайд 7
Рассмотрев различные подходы к набору ключевых компетентностей, выделим основные, которые считаем необходимым формировать на уроках в основной и средней школе.
Под грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами языкознания;
формулировать эти проблемы на языке лингвистики;
решать эти проблемы, используя филологические знания и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Содержание и методика преподавания русского языка имеет специфические признаки относительно формирования компетентностей учеников. На конкретных примерах можно показать возможности формирования основных групп компетентностей учеников на разных этапах урока уроках русского языка.
Слайд 8
Слайд 9
Что позволяет деятельностный метод:
Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Слайд 10
Поэтому при развитии личности учащихся, связанных с изучением русского языка и литературы, обращается внимание на формирование следующих сторон:
– мотивация (интерес к предметам “Филология”, важность изучения, удовольствие при изучении, позволяет ли изучение достигать целей, которые ставит ученик, и др.);
– уверенность в себе (уверенность в своих способностях знания грамотного письма и возможности преодолеть возникающие при обучении трудности и др.);
– “стратегии” в изучении предмета (старается ли ученик в основном запоминать новый материал или связать его с тем, что он изучал ранее, самоконтроль в процессе изучения предмета и др.);
– эмоциональные факторы (насколько ученик волнуется при изучении предмета,
чувство тревожности, беспомощности и т.п.).
Основными характеристиками достигнутого уровня образования является не только объем приобретенных знаний, но и отношения учащихся к учебному предмету, их стремление
заниматься именно этим предметом, оценка продвижения в предмете, уровень ожиданий
(перспективы, связанные с изучением данного учебного предмета). Диалектика развития личности в этом плане может быть обозначена так:
Мотивация —> Функциональные умения —> Социализация —> Мотивация.
Слайд 11
Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный - реально и эффективно использует эти знания.
Разберем на конкретном примере отличие компетентностного подхода от знаниевого:
Слайд 12
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:
учителя с детьми;
детей друг с другом;
каждого ребёнка с учителем;
ученика с коллективом.
Слайды 13, 14, 15
Слайд 16
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Хочу заострить внимание на технологии РКМ (развитие критического мышления), конкретно на приёмах:
Кластеры - плацдарм новой организации сознания и мышления людей.
Кластеры как мультисценарии : кадровые для людей, работающих в условиях взаимодействия разнопрфессиональных языков
Маркетинговый - создание условий для работы с дилерами в системе маркетинговых сетей, Умение говорит, ораторское искусство здесь как раз кстати.
В школе.
Слайд 17
Урок литературы в 8 классе (фрагмент) Исторические басни И.А. Крылова. Задача урока заключается в том, что учащиеся не только должны подготовить выразительное чтение басен, но и при помощи критической литературы выяснить историю создания и провести параллели с событиями Отечественной войны 1812 года.
Слайд 18. Фишбоуны
Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Таблица “Толстые и тонкие вопросы” .
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые”).
?
?
Кто…
Дайте объяснение, почему…
Что…
Почему вы думаете…
Когда…
В чём разница…
Слайд 19. “Бортовые журналы, дневники
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.
Слайд 20. “Аквариум”
Слайд 21. “Стратегия “Зигзаг” Показаны приемы критического мышления ; учились отстаивать свои позиции, убеждения ; использовать личный жизненный опыт.
Слайд 22
Изменение целей в учебных программах.
Общество 21 века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения русскому языку и литературе определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 23
Слайд 24
1. Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование. (Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Слайд 25
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- умение работать в парах и малых группах;
Слайд 26, 27, 28
Содержание и методика преподавания русского языка имеет специфические признаки относительно формирования компетентностей учеников. На конкретных примерах можно показать возможности формирования основных групп компетентностей учеников на разных этапах урока уроках русского языка (раздаточный материал)
Слайд 29, 30, 31
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Здесь помогают ИКТ, компьютерные презентации. Информационные технологии, оснащённые всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) педагогическими технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют учителю- словеснику одновременно решать ряд проблем:
- помогают повысить уровень своих знаний;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
“Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”, - сказал Б. Шоу. Эти слова я считаю девизом своей работы и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными.
Я активно и успешно применяю элементы проблемного и игровых форм обучения, придерживаясь принципов личностно-ориентированного обучения.
Из опыта работы.
Слайд 32-44
Слайд 45, 46, 47
Учитель может разработать самостоятельно формы контроля в презентации, которые служат для саморефлексии и взаимопроверки учащимися своей учебной деятельности (примеры слайды). Я веду дистанционное обучение детей –инвалидов с ограниченными возможностями, кстати, в этой программе очень хорошо разработан материал по формам контроля, поэтому я позволю использовать некоторый материал и для детей в школе.
Слайд 48
Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Задание типа да/нет легко можно получить, используя тип с одиночным выбором. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. Я руководитель творческой группы “ИКТ. Новые технологии” В группу входят различные предметники, которые хотят получит знания в применении использования ИКТ. Вот этот опыт представил учитель химии Аббакумов А.В., в своей работе сейчас применяет учитель МХК “Красновская А.В.)
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, усвоил или не усвоил материал обучающийся.
Слайд 49. Можно скачать из Интернета и применять в соей работе.
Слайд 50 – Кирилл и Мефодий
Слайд 51
Приобрести ЭОР:
В настоящее время промышленность выпускает достаточно электронных образовательных ресурсов для активизации образовательного процесса, программы тестов бесплатно можно скачать в Интернете. Применение электронных учебников (слайды).
Слайд 53
Своё выступление хочу закончить словами Н.А. Рубакина (русск. книговеда, библиографа, писателя, который разработал проблемы пропаганды книги, руководства чтением и самообразования): “Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, ни пределов”.
Слайд 54. Свое выступление хочу закончить словами Н.А. Рубакина (русского книговеда, библиографа, писателя, который разработал проблемы пропаганды книги, руководства чтением и самообразования): “Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, ни пределов”.
Слайд 55
Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем.