В настоящее время, по исследованиям ученых, дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. В 1950-1960-е годы статистика стойких нарушений чтения и письма у младших школьников составляла всего 6%. К 1990 году выросла до 13,7%, а к 2000 г составила около 30%. По исследованиям Л.Г.Парамоновой дошкольников 6-7 лет в Санкт-Петербурге 2010 г. выявили предпосылки к появлению дисграфии в школьном возрасте 55,5% (в зависимости от вида нарушений).
Опираясь на исследования ведущих специалистов (И.Н. Садовникова, Л.В. Ястребова, Р.И. Лалаева) нарушения письма у младших школьников могут быть обусловлены рядами причин: задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредоностных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка, органических нарушений, а также наследственной предрасположенностью к нарушениям письма (Б. Хальгрен, М. Руданеско), когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. Наиболее распространенную причину трудностей в школе у детей начальных классов коррекционной направленности называют “задержку психического развития”. В силу своих особенностей дети с ЗПР оказываются неготовыми к обучению в школе. В связи с этим создаются предпосылки для поиска более новых методов коррекции нарушений устной и письменной речи.
Анализируя исследования известных ученых практиков (Р.И. Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова и др.) и свои собственные, можно сказать, что среди нарушений письменной речи первое место занимает дисграфия смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием. Причем ошибки пространственно-временного и оптического характера носят почти преобладающий характер.
Вниманию специалистов я предлагаю собственную авторскую разработку: рабочие тетради по коррекции оптической дисграфии. В данной разработке я попыталась объединить и систематизировать уже имеющие материалы и свои наработки в компактную рабочую пропись. Данная система и структура заданий соответствует любой школьной программе, что делает её универсальной. В комплект входят две рабочие тетради: в первой даны занятия от буквы А до буквы П, во второй от Р до конца алфавита и методические рекомендации. Весь материал представлен в черно-белом цвете и каждый отдельный лист (разворот) посвящен одной букве, что делает удобным для работы.
Данные задания сопровождаются мультимедийными презентациями (Приложение 1) на каждую букву. Фон презентаций соответствует характеристикам соответствующих звуков: у гласных - красный фон, у согласных - синий фон презентации. Используя презентации к прописям, достигается максимально наглядность, которая является основной формой работы с младшими школьниками с нарушениями речи.
Данное пособие направлено на: уточнение и расширение объема зрительной памяти; формирование и развитие зрительного и пространственного восприятия и представлений; развитие зрительно-моторной координации; формирование речевых средств, выражающих зрительно-пространственные отношения; развитие зрительного анализа и синтеза; дифференциацию смешиваемых по оптико-кинетическим признакам букв на письме. Кратко опишу методику и задачи работы предлагаемых занятий на примере некоторых занятий.
1 задание. Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Проводится ознакомительная и познавательная работа по распознаванию начертаний букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв. В своей работе большое внимание уделяю восприятию буквы в различных шрифтах и возможности их использования.
2 задание. Сформировать зрительный гнозис и праксис. Игра “Путаница”. Надо найти спрятанную новую букву занятия и обвести по контуру. Проводится работа по разъяснению понятий: “обвести в круг ” и “по контуру”.
3 задание. Выявить образ буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.
4 задание. Сформировать зрительное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. На данном этапе проводится работа по развитию пространственного восприятия, формированию понятий: “наклон”, “лево” и “право”. Проводится работа над формированием речевых обозначений пространственных отношений.
5 задание. Научить дифференцировать оптически смешиваемые буквы. Выделение знакомой буквы по контуру. На данном этапе проводится работа по определению пространственного расположения предметов.
6 задание. Развивать зрительный анализ и синтез. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. На данном этапе уделяется внимание упражнениям на развитие фонематического анализа и синтеза соответствующего звука.
7 задание. Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра “Буква сломалась”. На данном этапе проводятся задания по развитию восприятия определяющих пространственные предлоги.
8 задание. Сформировать зрительное узнавание буквы. На данном этапе целесообразно проводить занятия по лепке, рисованию, штриховке, графические диктанты.
Данная работа стала дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” в 2009 году, является лауреатом 1 степени Всероссийского открытого конкурса “Педагогические инновации”.
Методическая разработка была представлена на Всероссийской научно-практической конференции в ЛГУ им. А.С.Пушкина “Актуальные проблемы и механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи”, где была получена рецензия от доктора пед. наук Лалаевой Р.И, что послужило к изданию в печать данной разработки под названием “Узнаю буквы” части 1 и 2 в издательстве “Сфера” в приложении к журналу “Логопед”.
Предлагаемая методика апробирована на занятиях по коррекции дисграфии у учащихся младших классов с различными уровнями ОНР в Тверской области в МОУ СОШ №2.
Разработка используется в коррекции дисграфии на различных этапах работы с младшими школьниками общеобразовательных и коррекционной направленности классов V,VII видов школы № 589 Колпинского района. “Развивающая пропись” оказывает огромную помощь учителям, работающих в 1-ых общеобразовательных классах с различной программой. Занятия проходят всегда с интересом. Ведь в 1 классе ученики бывают с разными возможностями овладения письмом. У одних получается всё легко и быстро, у других – хорошо, но немного медленнее, а у третьих многие элементы букв получаются плохо независимо от того, быстро или медленно они выполняют работу. Вот на этом-то этапе и нужно бывает применять индивидуально-дифференцированный подход.
Эти презентации и пропись предлагаю использовать в своей работе преподавателям, гувернанткам, родителям во время домашних занятий с детьми. Они позволят в течение года провести эффективную коррекционную и профилактическую работу, помогут отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка. К структуре ведения занятий по этой прописи можно подходить творчески. Желаю успехов!
Литература:
- Елецкая О.В., Горбачевская. Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М.: ТЦ Сфера, 2007. -192 с.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. -206 с.
- Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: Обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией: Учебно-методическое пособие: - Дидактика Плюс. 2006.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: (Диагностика, коррекция, предупреждение): Учеб - метод. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: МиМ, 1997. -283 с.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –Спб.: Изд-во “Союз”, 2001 – 224 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Комплект тетрадей и методических разработок. Вятка: Аквариум, 2004.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - С-Пб, 2001.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. -256.
- Яковлева Н.Н. Коррекция нарушения письменной речи: Учебно-методическое пособие. -СПб.: КАРО. -2007. -208 с.
- Яковлева С.В. Узнаю буквы-1 и 2. - М.: ТЦ Сфера, 2010. -32 С. (Конфетка).