Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах Хохломы, Жостово, Гжель.
Задачи: формировать умения различать одну роспись от другой, учить чувствовать и понимать характер произведения и выразительно его использовать.
Оборудование: для учителя - детские работы, выполненные на прошлых уроках, расписные изделия по мотивам хохломской, жостовской, гжельской росписей; слайды с особенностями выполнения росписей; для учащихся - гуашь, кисти, банка для воды, выполненные из соленого теста детали для эскизов.
Ход урока
Организационный этап. Создание эмоционального настроения. Постановка целей урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия “ Элементы декоративной росписи для интерьера комнаты”. Вы уже знакомы с декоративными росписями (гжельской, хохломской, жостовской ) поэтому я предлагаю вам выполнить именно эти декоративные росписи для интерьера комнаты.
Основная часть урока
Учитель. Давайте представим, что это не кабинет изобразительного искусства, а офис где работают дизайнеры. Особенностью дизайна заключается в том, каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей, то есть с учетом того, где и какое место будет занимать в комнате.
В наш дизайнерский офис поступило три заказа. Из музея, где будет проходить выставка Жостовских подносов. Из детского сада для праздника “Золотая хохлома”. Из кафетерия “Гжельская тарелочка”.
Эскизы должны быть выполнены на основе из соленого теста. Как главный дизайнер основу для работы я для вас приготовила. Скажите, в чем будет заключаться ваша работа?
Да, цель вашей работы – вдохнуть жизнь в будущее произведение, расписать его по мотивам хохломской, жостовской, гжельской росписей. Объяснить какой из трех заказов вы выполнили и почему.
Прежде чем приступить к выполнению заказа, давайте вспомним основные особенности росписей.
Учитель демонстрирует слайды с изображением особенностей выполнения росписей. Ученики по слайдам дают ответ:
Особенности Хохломской росписи
Хохломской росписи свойственны два типа письма. “Верховое” письмо “травка” с красными и черными кустиками, стебельки. Другая разновидность “верхового” письма - “под листок”. В ней широко применяются более крупные растительные формы – округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.
“Фоновое” письмо характерно применение черного фона, рисунок остается золотым. По окрашенному черному фону пишут мелкий травяной узор или “Кудрина”, названная так из изобилия круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц.
Особенности Жостовской росписи
Особенность технологии в нее многослойности.
На подготовленном про грунтованном подносе делают замалевок – общий силуэт изображения.
Следующий прием - тенежкой и прокладкой строят формы цветов, листьев. Бликовка, когда белильными мазками уточняют все объемы.
Расписывают подносы по черному, золотому, зеленому, кремовому, перламутровому фону.
Особенности Гжельской росписи
У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшение на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. В каждой вещи с необыкновенной смелостью и фантазией, легко и непринужденно варьируются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях – целые сюжеты с пейзажем, архитектурными сооружениями и человеческими фигурками, изображаемые условными средствами декоративного искусства.
Учитель. Приступаем к работе ( во время практической работы звучит русская народная музыка).
Комментарий. Часто практическая работа выполняется не равномерно. Тем ученикам, которые справились с работой раньше, предлагается выбрать правильные ответы на вопросы (вопросы написаны на листочках)
Ученики работают по трем вариантам.
Первый вариант – Хохлома.
Второй вариант – Жостово.
Третий вариант – Гжель.
Выбрать правильный ответ: По какому материалу выполняется роспись?
А. По дереву;
Б. По металлу;
В. По глине.
Какие цвета используют в данной росписи?
А. Все цвета;
Б. Черный, красный, золотой, зеленый;
В. Синий, голубой.
Назвать основные элементы росписи:
А. Букеты цветов;
Б. Ягоды, листья, травка;
В. Сюжеты с пейзажем, архитектурные сооружения, человеческие фигурки, цветы.
Ответы оцениваются. Оценки ученики узнают на следующем уроке.
Заключительная часть урока. Подведение итогов
Заканчивается практическая часть урока. На доске написаны названия учреждений, от которых дизайнеры получили заказы. Музей. Детский сад. Кафе. Под названиями учащиеся вывешивают свой эскиз с росписью. Объясняя, почему именно для данного учреждения был выполнен его эскиз. Учитель. Закончилась наша работа. Вы хорошо сегодня потрудились. Я думаю, заказчики будут довольны. Ваши работы им понравятся.