Цель: обобщить знания учащихся по теме “Рыбы”, развить познавательный интерес к предмету биология.
Урок будет проходить в форме игры, в котором будет принимать участие весь класс. Класс поделен на 3 команды и игра будет проходить в 9 этапов.
1-й Тур. Рассказы – инсценировки учащихся о рыбах.
1-й ученик. – Представьте себе, ребята , гигантский аквариум величиной с экран. Давайте заселим его рыбами. И первой заселим туда замечательную рыбку . Ее зовут окунь-брызгун. (Приложение. Слайд 1). Живет она в морях у берегов Индии, Австралии. Длина ее 20 см. Эта рыбка есть в аквариуме в каждом доме. Питается она насекомыми, которые летают над водой. Насекомых брызгун сбивает струей воды, он меткий стрелок – настоящий снайпер! Он приподнимает голову над водой и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачный, он бросается к упавшей мухе и проглатывает ее. Если он промахнулся, он невозмутимо продолжает описывать круги и выбрав удобное положение опять стреляет. Промазывает он редко. Выброшенная брызгуном струйка воды летит 4-5 м .Рыбки могут съесть столько насекомых , что приходится диву даваться.
2-й ученик. А я хочу вас познакомить с иглобрюхом. (Слайд 2) Живет он в Индийском Океане. Тело этой рыбки густо усыпано острыми шипами – видоизмененной чешуей. В спокойном состоянии шипы-иглы прилегают к телу. В момент опасности иглобрюх заглатывает воздух, его брюхо раздувается и рыба превращается в колючий шар. Когда минует опасность , иглобрюх выпускает воздух и тело его принимает обычную форму. Но такой способ защиты не всегда спасает от врагов, т.к. хищник может схватить его еще до того , как он достигнет поверхность воды.
3-й ученик. Боюсь, что для нашей рыбы аквариума не хватит – ведь она весит около 700 кг. Не верите? Зря! Это рыба – луна. Живет она в Атлантическом Океане, тело у нее круглое и плоское, хвост очень короткий – чем не луна! Она за один раз откладывает 300 млн икринок. Но в море этих рыб не очень много т.к. они мечут икринки в открытом океане, икра переносится течением воды и при этом много ее гибнет.
4-й ученик. Зачем за интересными рыбами ездить так далеко?
Совсем рядом, в Черном море, живут замечательные рыбешки. О них Написаны такие стихи:
В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка:
Игла от года к году
Все пьет морскую воду
Пьет не спеша – куда спешить?
Ведь море все равно не сшить!
В море , в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька-
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
НЕ зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок.!
Морская игла и морской конек – необычные рыбы. У них во время размножения на брюхе у самца образуется кожистая складка. Там икринки находятся до появления мальков. Рыбы это делают бессознательно, инстинктивно и поэтому большое количество рыбок доживает до взрослого состояния. Эти рыбки съедобны, но не имеют промыслового значения.
5-й ученик. Перед вами интереснейшая рыбка, которая имеет загадочные свойства – может вырабатывать электричество. Это электрический угорь. Энергию , которую вырабатывают 10000 угрей, достаточно для движения электропоезда в течении нескольких минут. Сильными разрядами (до 300 вольт) угорь может насмерть поразить человека и парализовать быка.
6-й ученик. А давайте поселим в аквариум акулу. Конечно большая не поместится, но маленькой– колючей акуле места хватит. В теле акулы нет костей, кожа шершавая как наждачная бумага. Акула – живородящая рыба – выметывает до 30 детенышей. Это отличные пловцы, но они прожорливы и ненасытны.
2-й Тур . Познавательные задачи
Для 1-й команды : прав ли был ученик , сказав: “Рыбы зимой спят с закрытыми глазами?” Почему?
Для 2-й команды : почему рыбы имеют разную окраску тела? Что определяет окраску тела у рыб?
Для 3-й команды :В аквариуме к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась и всех переловила. Каким образом она их обнаружила?
3-й Тур. Определите, какие виды рыб здесь зашифрованы?
А) ш….. (шрота)
Б)ф….. (форель)
В) т….. (треска)
Г) п….. (плотва)
Д) н….. (навага)
Е) щ… (щука)
4-й Тур. Из перечня рыб выберите те, которые относятся к определенным группам:
1. Растительноядные рыбы.
2. Хищные рыбы.
3. Рыбы, которые питаются беспозвоночными.
Рыбы: а) лещ, б) красноперка; в) щука; г) пескарь; д) жерех; е) белый амур; ж) речной окунь; з) линь; и) толстолобик.
5-й Тур. По слайдам определите, в чем особенность этих рыб?
1. Какая связь между ними?
2. Могут ли растения поедать рыб?
3. Закованный в бронзу с боков,
Он плыл в темноте колеи,
Мигая в лесах тростников
Копейками чешуи. (Э. Багрицкий) О какой рыбе идет речь? О карпе – культурной
форме сазана.
6-й Тур. Вместо точек проставьте буквы так, чтобы получилось название рыб, в названии входит буква “р”
1 ..р… = карась
2 ..р…= горчак
3. …..р.. = иглобрюх
4…р….= горбуша
5 ..р..= жерех
6. ……р.. = латимерия
7-й Тур. Составьте названия рыб из букв:
1. Рфьлео – форель.
2.Тамний – минтай.
3. Азиса – сазан.
4. Аеуглб – белуга.
5. Месаг – семга.
6.Анагва – навага.
8-й Тур. Закончите пословицы:
1. Была бы рыба, а …(рыбак найдется)
2. Будешь спать на берегу, не ….(наловишь на уху)
3. Рыба в реке – еще …(не в руке)
4. Рыба мелка, да … (уха сладка)
5. Закидываешь удочку вперед …(оглянись назад)
6. Чем больше зависти, тем …(меньше рыбы)
9-й Тур. Викторина.
1. Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан – налим.)
2. Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)
3. Не летит, не поет , а клюет. (Рыба.)
4. Драчун и забияка, живет в воде;
Когти на спине – и щука не проглотит. (Ерш.)
5. Когда ею пользуются, ее бросают;
Когда не пользуются – на спине таскают. (Сеть для ловли рыбы.)
6. Отнимите от названия паукообразного животного одну букву – появится название рыбы. (Клещ – лещ.)
Литература.
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М. Просвещение, 1985.
- Жукова Т.А. Часы занимательной зоологии – М. Просвещение, 1979.
- Касаткина И.А. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Биология 6–7 класс – Издательство “Учитель”, 2008.