Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление и углубление знаний учащихся о наречии;
- учить находить наречия в тексте.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности;
- развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие интереса к способам учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание уважения друг к другу;
- воспитание любви к языку, к родной стране.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, учебник литературного чтения для 4 класса автор Н.А. Чуракова.
Ход урока
1. Организационный момент
Доброе утро, ребята!
Доброе утро, гости!
Давайте, улыбнёмся, друг другу и скажем доброе утро!
Настроение у нас отличное,
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
2. Минутка чистописания
- Игра «Четвёртый лишний»
Бородино, высоко, весело, громко.
- Почему?
- Повторение
- Что обозначает это слово? (Бородино – стихотворение М.Ю. Лермонтова. Было написано в 1837 году, к 25- летнему юбилею)
- О каких событиях, говорится в этом стихотворении? (О Бородинском сражении 1812 года)
- Кто напал на русские земли?
- Кто был, главнокомандующим русской армии? (М.И.Кутузов)
- Кто помнит, как начинается это стихотворение?
- Какую букву будем писать?
- Обратимся к слову Бородино.
- Догадайтесь, какую букву будем писать на минутке чистописания.
- Эта буква показывает мягкость согласного звука. (и)
- Я предлагаю вам записать эту букву в соединении с согласными буквами данного слова.
- Но сначала, давайте запишем Число, классная работа.
ибоби и ирори и идоди и инони
3. Сообщение темы и целей урока
- Обратите внимание на слова, которые остались.
Высоко, весело, громко
- Что объединяет эти слова?
- Кто, догадался, над какой темой, мы сегодня будем работать? (Наречие)
- Какие цели мы можем поставить перед собой?
Будем учиться....
4. Работа по теме урока
Высоко, весело, громко
- Подберите наречия противоположного значения.
- Как называются, такие слова? (Антонимы)
- Запишите слова парами, подчеркните орфограммы.
Проверка.
Весело-грустно, высоко-низко, громко-тихо.
- Какие орфограммы встретились?
5. Работа с учебником
Стр. 7 с, 1 строфа
- Прочитайте строфу.
- Найдите последнее предложение этой строфы.
- Какое задание, можно предложить, для выполнения? (Записать предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи)
- Записываем с комментированием.
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Какое наречие нам встретилось? (недаром)
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Правильно, если вы сделали что-то недаром, значит, ваши действия принесли, какой-либо результат.
2) Стр. 8, 8 строфа
- Прочитайте строфу.
- Найдите наречия.
- Я прошу вас поработать в паре с наречием ШУМНО.
- Образуйте от этого наречия однокоренные слова: имя существительное, имя прилагательное и глагол. Разберите эти слова по составу.
Проверка.
Шумно – шум, шумный, шуметь.
6. Физкультминутка
Мы немножечко устали,
Дружно все тихонько встали.
7. Самостоятельная работа
Стр. 7, 3 строфа
- Прочитайте эту строфу.
- Найдите наречия.
- Какое задание можно предложить, для выполнения? (Выписать наречия вместе с глаголами, которые они поясняют)
Проверка.
Отступали (как?) долго, отступали (как?) молча, было (как?) досадно.
Самооценка.
- Как вы понимаете значение слова ДОСАДНО?
- Где можно узнать значение этого слова?
- Какие синонимы, можно подобрать? (огорчительно, больно, неприятно)
8. Словарная работа
- Дома у вас было задание найти в стихотворении «Бородино» словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне и выучить их.
Родина, командир, товарищ, отец, Москва, ребята, Россия, солдат.
Взаимопроверка.
9. Творческая работа
Работа в группах (Приложение 1)
- Какой темой объединены эти слова?
- Составьте небольшой рассказ, используя эти слова на военную тему.
- Как закончилась отечественная война 1812 года, для русской армии?
- Разгадайте пословицы, объясните их смысл.
Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
Чем сильнее отпор, тем славнее победа.
Чья храбрость, того и победа.
Стойте до конца, победа недалека.
10. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Что такое наречие?
- В чём были затруднения на уроке?
11. Домашнее задание
Найти в стихотворении Бородино предложения с наречиями, записать 2 предложения, подчеркнуть все знакомые орфограммы.