Цели урока:
- учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
- развивать умение анализировать произведение
- воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
Слайд 1. (Пословица)
Как вы ее понимаете?
(Книга заставляет нас задуматься о добре и зле, из книг узнаём новое, книги учат честности, справедливости, любви к природе, животным.)
Над чем сегодня заставит задуматься книга, мы и узнаем на нашем уроке.
II. Погружение в урок
(Звучит музыка Вивальди «Зима»
Слайд 2.
Зима...
Тихо в густом сосновом лесу. Все покрыто белым блестящим покрывалом. Каждая сосна в сказочном зимнем наряде. Кудрявые кустики украсились нежным пушистым инеем.
Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса.
III. Сообщение темы урока
О зиме прекрасное стихотворение «Поет зима – аукает...» написал Сергей Александрович Есенин.
Сегодня я познакомлю вас с этим произведением. Будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.
Слайд 3. (Тема урока)
IV. Вступительная беседа
Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.
Слайд 4. (С.А. Есенин)
Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.
Слайд 5. (Дом С. Есенина)
Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.
Слайд 6. (Берег реки Оки)
Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.
Слайд 7. (Рязанская природа)
Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.
V. Знакомство с произведением С. Есенина
1. Слушание стихотворения «Поет зима – аукает...». (Читает учитель)
2. Беседа после чтения. Понравилось вам стихотворение?
Поделитесь своими мыслями.
3. Словарная работа. Все ли слова понятны?
Стозвон – имеющий сто звонов.
Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.
4. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
VI. Анализ произведения
1. Прочитайте первую строфу.
– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.
Эти слова взяты из жизни природы или человека? Докажите.
– «Мохнатый лес» – это какой лес?
– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)
(Составляется партитура чувств)
Слайд 8. (Партитура чувств)
– Как изображены облака?
– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?
– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?
2. Прочитайте вторую строфу.
– Как изображена метель?
Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?
Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)
– Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? Почему он к ним так относится?
– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)
– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?
3. Физкультминутка
Вы – мои воробышки игривые
Крылышки прижмите,
Головки наклоните
И чуточку поспите...
Ну-ка, пташки, хватит спать,
Надо прыгать и играть!
(Выполнение движений под музыку)
4. Прочитайте третью строфу.
– Как автор называет воробышек?
– Почему они замерзли?
– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)
– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)
– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?
5. Прочитайте четвертую строфу.
– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?
– Что им снится? Почему?
– Каков образ весны?
– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)
– Какую картину можно нарисовать?
6. Какова главная мысль этого произведения?
VII. Выразительное чтение
1. Мы с вами составили партитуру чувств. Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.
Чтение стихотворения учащимися: за лидером, индивидуально.
2. Какие слова, выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?
VIII. Моделирование обложки и сравнение ее с готовой моделью
1. К какому жанру относится данное произведение?
Слайд 9. (Жанры произведений)
Покажите на моделях. (Дети на листочке рисуют треугольник)
2. Какова его тема?
Слайд 10. (Тема чтения)
Покажите. (Треугольник закрашивают зеленым цветом)
3. Кто автор? Напечатайте.
4. Как называется это произведение? Напечатайте.
5. Сравните с моей моделью.
Слайд 11. (Образец модели обложки)
IX. Итог урока
– Что можно сказать об отношении автора к природе? (любит природу, жалеет птичек}
– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}
– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?
Вот вы и узнали, над чем заставило вас задуматься это стихотворение: надо чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.
Недаром в начале урока звучала пословица: «Мало уметь читать, надо уметь думать»!