В настоящее время в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является поиск наиболее эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
В данной статье речь пойдет об организации коррекционного обучения в школе-интернате VIII вида, о тех принципах, методах, приемах обучения, которые достаточно эффективны для детей с нарушением интеллекта.
Особое значение в специальной школе на каждом уроке, занятии со специалистом, воспитательном мероприятии имеет коррекционная направленность. Она как бы пронизывает весь процесс обучения и воспитания ребенка, являясь константой. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер и двигательной активности учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения и воспитания. Он отражен в задачах специальной школы VIII вида, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока и воспитательного мероприятия.
В ходе многолетней практики в нашей школе сформирована четкая и динамичная система коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, определены первостепенные задачи, направленные на создание оптимальных условий:
- Для коррекции физического, психического и интеллектуального развития учащихся;
- Для максимальной социально-персональной реабилитационной работы индивидуально с каждым ребенком;
- Для перехода от коррекционно-развивающего педагогического процесса к социальной и трудовой реабилитации наших воспитанников;
- Для воздействия педагогической, психологической коррекции и реабилитации на физическое, психическое, нравственное здоровье школьника и их дальнейшую социализацию.
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ.
Чтобы иметь реальную информацию о динамике развития учащихся и отследить результативность коррекционного воздействия на каждого ребенка, специалистами нашей школы был разработан и внедрен «Дневник комплексного динамического наблюдения» (ДКДН). В коррекционно-развивающей работе ДКДН способствует системной организации всестороннего изучения учащихся и ориентирует педагогов на учет позитивных изменений, на формирование личностных качеств, необходимых для социальной адаптации школьников, служит опорой для выбора эффективных средств и форм обучения и воспитания.
В основу дневника был положен аналитический подход и оценка на основе сравнения полученных результатов с заранее выбранными параметрами. Технология ведения ДКДН предельно упрощена, не требует специальных громоздких исследовательских методик и экономична по времени.
Ведение дневника позволяет выявить динамику развития ученика, определить и разработать план мероприятий для наиболее эффективного коррекционно-развивающего педагогического воздействия, учитывая индивидуальное развитие и потенциальные возможности каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая работа проводится как в учебной деятельности, так и во внеурочной, которые и составляют образовательную среду. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
Коррекционную направленность обучения в школе обеспечивает набор базовых учебных предметов. К их числу кроме чтения, письма и математики относятся такие предметы как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, социально-бытовая ориентировка (СБО), трудовое обучение, музыка и пение, лечебная физкультура (ЛФК).
Многие учащиеся, особенно младших классов, нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. С целью проведения этой работы в учебные планы специальных школ введены коррекционные занятия ЛФК в 1- 4-х классах.
В группы для коррекционных занятий по ЛФК зачисляются учащиеся, имеющие по сравнению с основным составом класса более грубые нарушения физического развития, это нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики - слабость мышечных групп, нарушения координации движений, точности мышечных усилий и др.
Комплектование групп ЛФК проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования. Школьный врач совместно с медицинским персоналом школы знакомит учителя физкультуры со списками учащихся, нуждающихся в занятиях ЛФК, с состоянием их здоровья. Далее они совместно разрабатывают план и тактику проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, на год, на каникулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки проведения врачебно-педагогических наблюдений.
На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром служит программа по физкультуре для соответствующего класса специальной школы. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия.
В системе коррекционной работы существенное место занимают индивидуальные и групповые занятия учащихся с дефектологом. Дефектологи школы проводят работу, направленную на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия имеют общеразвивающие цели (повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, общей и мелкой моторики), а так же имеют цели предметной направленности (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.).
Значительное место занимают и логопедические занятия. Работа по исправлению речевых нарушений строится логопедами школы-интерната с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта каждого учащегося.
В системе коррекционной работы школы нельзя не отметить работу психологов.
Система психологической коррекционной работы в детской среде включает в себя:
- изучение личностных и психофизиологических особенностей детей;
- проведение систематической коррекционно-развивающей работы (разработка индивидуальных программ, развитие речевой активности, коммуникативных качеств, коррекцию отклонений в психическом развитии, снятие негативных переживаний, развитие готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях).
Педагоги школы пришли к выводу, что эффективность занятий учащихся со специалистами значительно повышается, если активизировать познавательную деятельность школьников через внедрение в практику коррекционной работы нестандартных методов коррекции.
Мы пришли к выводу: наиболее продуктивным является подход, при котором осуществляется профилактика и коррекция социально-эмоциональных нарушений, что создаёт системное воздействие на всю психику ребёнка в целом.
Творческой группой педагогов школы-интерната была создана Программа «Профилактики и коррекции социально-эмоциональных нарушений воспитанников школы-интерната №53».
Целью данной программы является: раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения.
Программа включает в себя курс специальных занятий – игротренинг, сказкотерапия.
Содержание программы основано на интегрирующей роли сказок, которые дети представляют в различных видах и формах творческой деятельности: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); этюды; творческие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации); чтение художественных произведений; рассказ взрослого и рассказы детей; сочинение историй; свободное и тематическое рисование; аутотренинг (с использованием стихов, записей звуков природы, релаксационной музыки); постановки кукольного театра; музыкальные постановки.
Ролевое проигрывание сказки на воображаемой основе активизирует доминантное полушарие и создаёт сензитивную основу для целенаправленных коррекционных воздействий.
Процесс проведения занятия по программе предполагает гибкость и творчество. Задания можно дополнять, самим придумывать игры и упражнения. Виды заданий могут повторяться, усложняться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу.
Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Опыт нашей работы показывает, насколько большое значение в формировании личности играет трудовая деятельность. Она выступает важнейшим средством социализации и освоения мира.
Наша работа организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах трудовой деятельности - от самообслуживания до предпринимательства. Для достижения этой цели в школе-интернате создан комплекс социально-организованных мероприятий с:
- ФГУП «НПЦ гозотурбостроения «Салют»
- ГОУ СПО № 17 «Колледжем архитектуры и менеджмента в строительстве»
С целью создания психологически комфортных условий пребывания учащихся в школе-интернате осуществляется медико-психолого-педагогический подход к каждому воспитаннику. В этой работе главная роль отводится школьной медико-психолого-педагогической комиссии, в состав которой входят психологи, дефектологи, логопеды, врач-психиатр.
В зависимости от индивидуальных пробелов в развитии ребенка, устанавливаются индивидуальные «маршруты» медико-психолого-педагогического сопровождения учащегося.
Хотя нарушение интеллекта рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном комплексном коррекционно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений, при правильной организации системы учебно-воспитательной работы отмечается положительная динамика развития детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, умело и профессионально организованная работа по коррекционной направленности обучения и воспитания детей с недостатками в развитии позволит с наименьшими затратами интегрировать их в общество, сформировать социальную компетентность и самодостаточность, на что и направлена работа педагогического коллектива нашей школы.