Особенности нарушения навыка чтения у младших школьников с недоразвитием интеллекта

Разделы: Логопедия


Известно, что чтение представляет собой сложный интегрированный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Формирование этого навыка идет одновременно с развитием мышления и речи учащихся, расширением их знаний и представлений об окружающем мире.

Как показывают исследования ведущих отечественных дефектологов (Р.М.Боскис, К.Г.Коровин, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский, Р.И.Лалаева, Ж.И.Шиф и др.), учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают разнообразные трудности при обучении, особенно при изучении чтения.

Учащиеся с недоразвитием интеллекта, оканчивающие начальную школу по коррекционным программам, находятся на разных уровнях речевого развития. Часто этот уровень настолько низок, что они испытывают большие трудности как в понимании и осмыслении текстов учебников, так и при оформлении собственной речи, о чем свидетельствуют многочисленные лексические и грамматические ошибки, а также неумение связно и правильно выражать свои мысли.

При анализе техники чтения учащихся 2– 4 классов ГБОУ СКШИ №53, мы обращали внимание на такие параметры:

  • скорость чтения (беглость).
  • правильность чтения;
  • мышление (осознанность чтения );
  • выразительность;

Нами было выявлено, что у всех учащихся 2 класса с недоразвитием интеллекта темп чтения отличается вариативностью и зависит от интеллектуальных, индивидуальных особенностей учащихся и от содержания читаемого текста.

Практические все учащиеся при чтении допускают различные виды ошибок:

  • с трудом дифференцируют графемы, имеющие отдельные сходные элементы (б-д, в-з);
  • слабо воспринимают согласную, мягкость которой обозначена буквами (е, ё, ю, я);
  • нестойкие замены парных глухих и звонких согласных;
  • перестановки, пропуски букв, слогов;
  • ошибки в постановке ударения;
  • не дочитывают окончания слов;
  • ошибки зрительного восприятия (повторения звуков, слогов);
  • добавления - при чтении включают в слова отсутствующие в них слоги и отдельные звуки.

Количество ошибок увеличивается при чтении слов со сложной слоговой структурой, слогов со стечением согласных.

Наиболее распространенный недостаток чтения - монотонность, отсутствие пунктуационной интонации (учащиеся часто пользуются интонацией завершенности (точки) в середине предложения.

При анализе понимания учащимися смысла прочитанного выявляется:

  • фрагмертарность восприятия теста;
  • дословное восприятие текста (стремясь дословно передать прочитанное, учащиеся нередко теряют смысловую направленность вопроса)
  • привнесение, не имеющего отношения к содержанию прочитанного

В третьем и четвертом классах у учащихся с недоразвитием интеллекта наблюдается меньшая вариативность скорости чтения. Дети читают по слогам и целыми словами, но прибегают к послоговому чтению трудных слов, незнакомых слов, со стечением согласных.

Учащиеся допускают большое количество ошибок при чтении слов сложной слоговой структуры - пропуски и перестановки букв, слогов встречаются не так часто, но наблюдаются повторы, перечитывание «про себя», смысловые замены (заменяют или пропускают отдельные значимые части слов), предугадывают смысл последующих слов, выхватывают из них опорные элементы и «читают» другими слова.

Ошибки в чтении отдельных слов влекут за собой то, что учащиеся плохо понимают смысл прочитываемого текста.

Безусловно, данные нарушения у учащихся с недоразвитием интеллекта обусловлены, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями учащихся, прежде всего снижением уровня аналитико - синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Психофизиологической основой трудностей чтения у учащихся с недоразвитием интеллекта является недостаточный темп приема и переработки зрительной воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными центрами, участвующими в акте чтения, нарушенный темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

В связи с полученными результатами анализа техники чтения учащихся младших классов с недоразвитием интеллекта основной задачей уроков чтения и логопедических занятий в ГБОУ СКШИ №53 является формирование правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения.

В логопедической работы коррекционной школы VIII вида мы выделяем следующие особенности:

  1. В связи с тем, что у учащихся с недоразвитием интеллекта ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводиться над речевой системой в целом.
  3. В процессе логопедической работы основываемся на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.).
  4. В логопедической работе используем максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.
  5. Коррекцию речевых нарушений связываем с общим моторным развитием и преимущественно с тонкой ручной моторикой ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, на логопедических занятиях, особенно в 1-2 классах, включаем упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
  6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у учащихся с недоразвитием интеллекта очень консервативны, тщательно отрабатываем этапы закрепления правильных речевых навыков.
  7. Частое повторение упражнений, но с включением элементов новизны, частая смена видов деятельности, дозировка заданий и речевого материала, учитывая склонность к охранительному торможению.
  8. В связи с тем, что речевые нарушения у учащихся с недоразвитием интеллекта носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.