Цель: создание условий для формирования у детей понятия о здоровом образе жизни.
Задачи: закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье – главные ценности, которыми обладает человек, ознакомить обучающихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня, заботиться о собственном здоровье, делать выводы, работать со словарём, учебником, расширять кругозор, словарный запас, способствовать развитию валеологических навыков детей, креативного мышления, творческого воображения, воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни, аккуратность, организованность, трудолюбие.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 4 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой);
- мультимедийный проектор;
- презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками;
- карточки;
- дополнительный материал.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.).
Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия.
(слайд)
Утром ранним кто то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
– Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся, друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.
II. Актуализация ранее изученного.
1. Беседа-проверка домашнего задания. Как лучики солнца наши родители, дедушки и бабушки согревают нас своим теплом, оберегают от бед, но проходит время, они стареют и уже они нуждаются в нашей заботе. Недаром поется в песне: «Молодым – везде у нас дорога, Старикам – везде у нас почет!» Как вы понимаете эти слова?(слайд)
– Почему так говорят?
– Только ли в почете нуждаются старики?
2. Сочинение-миниатюра. На прошлом уроке мы говорили о помощи пожилым людям. Дома некоторые ребята приготовили сочинение-миниатюру «Если б я был депутат Госдумы.» Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?
3. – А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно? Послушаем ваши рассказы (слайд)
4. Продолжим проверку домашнего задания в форме игры «Требуется слово» Дополни предложение
- Органы чувств человека– глаза, уши, кожа, язык и (нос)
- Организм получает энергию: (с пищей)
- Человек считается стариком, если ему (70-75 лет)
- Человек к старости чаще болеет и больше (устает)
- Старые люди нуждаются в помощи, внимании и (заботе)
III. Форм. новых знаний.
1. Сообщение темы урока – А всегда ли пожилые люди были такими? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье подольше. Девизом к уроку я взяла слова из стихотворения С.Я.Маршака. (слайд)
«Цените слух, цените зрение
Любите зелень, синеву –
Все что дано нам во владение
Двумя словами: «Я живу».
Как вы понимаете эти слова?
Что дано человеку во владение?
Как вы понимаете слова «Я живу» ?
– Жить это значит учиться, ходить в гости, играть с братиком, помогать маме, смотреть телевизор, гулять на улице и т.д.
А счастливая жизнь?
– Это когда никто не болеет, у всех хорошее настроение, когда дарят подарки, когда получу пятерку и порадую маму.
Все правильно сказали, что счастливая жизнь – это когда никто не болеет, когда все здоровы. Неслучайно мы каждый день слышим слова: «Здравствуйте», «Как ваше здоровье», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье. Какие правила каждый из вас должен соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы, каких вредных привычек следует избегать.
Как жить, чтобы остаться здоровым?
Как четкий порядок в жизни влияет на здоровье?
Можно ли оставаться здоровым без строгой организации своего времени?
Каковы особенности режима дня?
2. Работа со словарем– – А что такое здоровье? Как вы думаете? ( ответы детей).
В «Толковом словаре» Ожегова, так дается определение здоровья:
« Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (слайд)
– В век технического прогресса, высоких технологий , как вы думаете, что важнее всего для человека? Конечно же здоровье! Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги.
3. Чтение текста и беседа в парах (уч. стр. 48) А сейчас поработаем в учебнике, вы прочитаете текст и ответьте на вопрос, почему мы часто употребляем слова: Здравствуйте», «Как ваше здоровье», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».
Как вы понимаете, быть здоровым?
Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться.
Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью.
4. Физминутка для глаз
- Здоровье – богатство на все времена. А закладывается оно в детстве. Ваше здоровье , как клад, который находится глубоко в земле. И чтобы найти клад, нужно приложить большие усилия. Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что для вас полезно, а что вредно?
5. Сам. работа « Полезно – вредно».поставьте + если полезно и -, если вредно.
- Читать лёжа…
- Смотреть на яркий свет…
- Промывать глаза по утрам…
- Смотреть близко телевизор…
- Оберегать глаза от ударов…
- Употреблять в пищу морковь, петрушку…
- Тереть глаза грязными руками…
- Слушать очень громкую музыку…
- Заниматься физкультурой…
Проверка
6. Игра. Продолжи предложение Что значит быть здоровым?
Я вижу вы знаете, что для вас полезно, а что вредно, а теперь продолжите мое предложение: Быть здоровым – ……..это значит жить без болезней, вести нормальную деятельность.
Здоровье в большей степени зависит от нас самих.
– Что может повлиять на состояние здоровья? (соблюдение режима дня; правильное питание; закаливание, физическая культура, зарядка; соблюдение правил гигиены; нет вредным привычкам; доброе отношение к природе, людям; правильная организация отдыха и труда)
7. Работа в группах – Заполни таблицу. Из предложенных фраз, слов мы сейчас с вами постараемся выбрать только те, которые будут характеризовать здоровый образ жизни.
– Те фразы, которые останутся необходимо заменить так, чтобы они подходили к здоровому образу жизни. А 1 пара составит такую таблицу на доске
Исходя из представленной картины, давайте сделаем вывод: (слайд)
здоровый образ жизни – это соблюдение режима дня; правильное питание; закаливание, физическая культура, зарядка; соблюдение правил гигиены; нет вредным привычкам; доброе отношение к природе, людям; правильная организация отдыха и труда.
8. Физминутка
IV. Форм. практ. умений и навыков
1. Беседа о режиме дня.
Вам уже знакомо понятие “режим дня”. Что оно обозначает?
Нужно ли его соблюдать и почему?
Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон. Он помогает школьнику становиться волевым, дисциплинированным. Сейчас мы проанализируем некоторые режимные моменты, а потом составим режим дня.
С чего начинается наш день?
2. Чтение и обсуждение рассказа Сейчас обратимся к кошке, попросим у неё совета.
Как просыпается кошка?(слайды)
Видели ли вы, как просыпается утром кошка?
Прежде всего, она потянется так, что хрустнут косточки.
Затем расправит передние лапы, потом задние, выгнет спину.
Это она делает свою гимнастику.
Гимнастика перед началом дня нужна каждому. Ночью, пока мы спим, наше тело отдыхает. Его мышцы расслаблены, сердце, легкие, кишечник и другие органы работают вполсилы.
И вот для того чтобы утром быстрее включить в дневную работу организм, нужно проделать несколько упражнений. Они заставят быстрее течь по сосудам, суставы _ расправиться, мышцы – наполниться силой, легкие – сильнее вдыхать воздух, желудок – приготовиться переваривать пищу.
По А. Дорохову
3. Сообщение о зарядке С чего начинается день в нашей школе? Мы сделали зарядку и начались уроки. На уроках мы тратим много сил и энергии, и нам нужно подкрепиться. (слайды )
4. Сообщение о завтраке.
Школьник – бодрый и весёлый –
За столом сидит накрытым.
Сытный завтрак перед школой
Уплетает с аппетитом.
Подкрепившись на завтраке у нас продолжаются уроки, прошло время и нас ожидает основной прием пищи– это обед.
5. Сценка
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюша.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
– Кушай, Варечка, скорей будешь крепче, здоровей.
Вырастешь такая – умная большая.
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими,
– Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
– Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
– Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
– Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты мороженое – это главная еда
Остальные все продукты – ерунда!
– Что вы можете сказать о рассуждениях внучки и бабушки? Кто же из них прав?
– Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)
Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. Мы покупаем сосательные конфеты, жевательную резинку, а она вызывает образование большого количества желудочного сока, который способствует заболеванию желудка (гастрит, язву желудка и многие другие болезни)
А давайте сейчас пронаблюдаем, в чём причина случившегося..
Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» – происходит всплеск газа (фонтан). Вот что в этот момент происходит в вашем желудке. Все увидели наглядно. Сделайте вывод.
– Как вы думаете, зачем человеку пища?
Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.
6) Сон Чем же заканчивается наш день? А зачем люди спят, ведь они много времени тратят на сон? (слайды)
Всем людям и животным на Земле нужен сон, Как вы думаете, почему? Чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам – мышцам, сердцу, желудку, печени и другим.
Как вы думаете, ребята, кому надо спать дольше: детям или взрослым?
Полина решила понаблюдать за своими младшими братишкой и своей семьей. Они посчитали, сколько времени спали малыши, они сами и их родители. Начиная исследование, мы предположили, что взрослым и детям нужно разное количество времени для сна. Оказалось, это действительно так.
Наши младшие братья и сёстры, чей возраст мене одного года, спят около 16 часов: днём 3-4 часа, ночью – 11-12 часов.
Мы, младшие школьники, спим примерно 10-11 часов. Взрослые спят меньше: около 8-9 часов.
Вывод: маленьким детям нужно спать намного дольше, чем взрослым. Чем старше человек становится, тем меньше он спит.
Во время сна вырабатывается гормон роста, именно поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Изучая только что родившихся младенцев, выяснили, младенцы действительно обучаются во сне.
Если ребенок в школьном возрасте спит недостаточно, то он будет расти медленнее сверстников. Ребенок должен ложиться спать значительно раньше взрослых, не позднее 22 часов.
Именно во время сна старые клетки удаляются, замещаются новыми. Организм выводит те вещества, которые дают усталость, заряжает энергией мышцы. То есть во сне организм сам лечит себя, причем без всяких лекарств!
Если человек болеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря же говорят: "Сон – лучшее лекарство". Так что если вы заболели или чувствуете слабость во всем теле – совет №1: больше спите!
– Некоторые дети в нашем классе любят перед сном погулять, побегать наперегонки, посмотреть разные страшные фильмы. Давайте поможем разобраться, какие занятия нужны перед сном, а какие помешают крепкому сну
– Знаете ли вы, что самое сильное влияние оказывают на детей страшные фильмы. Детей, которые смотрят страшные фильмы, ночные кошмары преследую в три раза чаще, чем тех, кто «страшилок» не читает и не смотрит фильмов – ужасов.
V. Закрепление
1. Письмо от мальчика Миши.
Вчера у нас были гости. На столе было много вкусного. Я попробовал всё. Сначала съел три салатика, потом бутерброды, голубцы, курочку, котлетки и пюре.
Потом пил Колу с тортом и конфетами. Ещё нас всех угостили молочным коктейлем и мороженым. Я чуть не лопнул!
И сразу решил лечь спать...
– О каком занятии перед сном рассказывает Миша? Подумайте, поможет оно или помешает хорошо высыпаться.
Иначе с нами может случиться то, что и произошло с Мишей.
– Почему заболел Миша? Ваше мнение? (Ответы детей).
2. Работа в группах. Составление режима дня. А сейчас вы поработаете в группах, попробуете составить режим дня для школьника.
Проверка.
3. Закончи пословицу. Молодцы , ребята . А как вы думаете, беспокоились ли наши предки о своём здоровье?
Конечно же беспокоились. И это отражается в народных пословицах и поговорках. А теперь, ребята, закончите мои пословицы и попробуйте объяснить их.
- Здоров будешь – всего … добудешь.
- Больному золотая кровать не … поможет.
- Сон – лучшее … лекарство.
- Чистота – залог … здоровья.
- Здоров буду – и денег … добуду.
Мы не всё ещё сказали о здоровье, поэтому на следующем уроке мы продолжим говорить о Здоровом образе жизни, а как вы думаете о чем, посмотрите на таблицу на доске.
VI. Итог урока. Рефлексия.
1. Игра "Хлопки"
– Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.
– Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
Запомните волшебные слова:
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
2. Закончи предложение Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. (слайд)
Урок хочу закончить предложением: Я буду здоровой, потому что правильно чередую труд и отдых. А вы выберите предложения и продолжите их. И оцените себя, своих товарищей.
VII. Домашнее задание.
- Кто хочет может приготовить сообщения по теме
- Исправить памятку
- Задание в тетради
- Нарисовать рисунок на тему «Это вредно для здоровья»
Я бы хотела вас поблагодарить за урок и угостить нашим любимым лакомством – медом. Это вкусно и полезно.