Тестовые задания для внутришкольного контроля по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". 7-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 7


Назначение и педагогическое содержание. Тест предназначен для определения уровня усвоения основных понятий, тем по разделу «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий» учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности в 7-м классе (по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» 7-й класс под редакцией Ю.Л. Воробьева).

Состав теста. Тест состоит из 30 заданий.

В первом варианте тестовые задания сгруппированы по пройденным темам: «ЧС природного характера, их источники», «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи», «Землетрясения», «Цунами», «Обвалы, оползни, сели», «Лесные и торфяные пожары» (Приложение 1).

Во втором варианте тестовые задания сгруппированы по типам тестов: задания дополнения, задания множественного выбора, задания альтернативных ответов, задания на восстановление соответствия, задания свободного изложения (Приложение 2).

Каждое тестовое задание состоит из трех частей:

  • инструкции;
  • текста задания (вопроса);
  • правильного ответа.

Инструкция содержит указания на то, что учащемуся следует сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи, как дописывать. Например:

  • Дополните определение, записывая ответ в бланке.
  • Обведите ответ «да» или «нет». (Если Вы согласны с утверждением – обведите кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласны - обведите "нет").
  • Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу.
  • Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. (Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка).

Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания.

Правильный ответ – обязательный атрибут любого тестового задания – необходим проверяющим для ясного и недвусмысленного оценивания результатов тестирования.

Для того чтобы учащиеся поняли инструкцию, проводится пробное тестирование, состоящее из 10 заданий, которые разбираются вместе с учителем (Приложение 3).

На пробном тестировании учащиеся подробно знакомятся с инструкцией для учащихся, включающей правила заполнения бланков для ответов, образцы решения тестовых заданий, образцы исправления неверно выполненного задания, предупреждение для учащихся.

Инструкция для ведущего

  1. Условия проведения теста:
    • Тест проводится на уроке ОБЖ согласно школьному расписанию уроков (желательно не проводить тестирование после занятий физической культурой).
    • Тест проводится в кабинете ОБЖ, где находятся 15 столов и 30 стульев, т.е. за каждым столом располагаются 1-2 ученика в зависимости от наполняемости класса.
    • В качестве инструмента используются только шариковые ручки.
    • Перед началом тестирования необходимо оценить состояние учащихся. Желательно не допускать к тестированию учеников, находящихся в состоянии возбуждения или депрессии.
  2. Каждому ученику выдается:
    • тестовая тетрадь, включающая инструкцию и предупреждение для учащихся, тестовые задания;
    • бланк для ответов соответствующего варианта;
    • черновик.
      Ученику понадобится только шариковая ручка. Использование справочных материалов, конспектов на любом виде носителей, мобильных телефонов не разрешается.
  3. Временные ограничения. Тестирование проводится в течение одного урока, включая организационный момент (2-3 мин.). После звонка, который является сигналом окончания решения тестовых заданий, каждый ученик по очереди кладет на стол организатора отдельно тестовую тетрадь, бланк для ответов, черновик.
  4. Инструктирование учащихся занимает значительное время, поэтому с инструкцией следует самым подробным образом ознакомить тестируемых на пробном тестировании.

Инструкция для учащихся

1. Назначение теста – внутришкольный контроль по результатам обучения в течение года по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-х классах.

2. Правила заполнения бланков для ответов. Вы получили комплект материалов, состоящий из тестовой тетради и бланка для ответов. Внимательно послушайте правила заполнения бланков. Тестовая тетрадь содержит 30 заданий:

  • из них 11 заданий требуют ответа в краткой форме (закончите предложение; вместо многоточия впишите только одно слово; вместо каждого многоточия впишите пропущенное слово), который Вы будете записывать в бланке для ответов в строке, соответствующей номеру этого задания. Писать нужно понятно. Почерк должен быть аккуратным и разборчивым. Во избежание ошибок лучше сначала записать ответ на черновике. Если вместо слова нужно написать другое, то старое слово аккуратно зачеркивается и справа от него вписывается новое.
  • 2 задания (дополните определение) – свободного изложения – предполагают свободный ответ, который Вы будете записывать в бланке для ответов в строке, соответствующей номеру этого задания.
  • 4 задания – с выбором ответа – вам предстоит выбрать один из предложенных вариантов и в бланке для ответов обвести кружком букву, соответствующую правильному ответу. Если вы ошиблись, кружок необходимо заштриховать и обвести правильную букву.
  • 7 заданий – альтернативных ответов [да/нет] (обведите в бланке для ответов ответ «да» или «нет». Если Вы согласны с утверждением – обведите кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласны - обведите "нет").
  • 6 заданий – на восстановление соответствия - соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Запишите в бланке для ответов в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка.

3. Образцы решения тестовых заданий.

Задание 1

  1. Инструкция: закончите предложение, вставляя вместо каждого многоточия пропущенное слово, записывая ответ в бланке.
  2. Вопрос: Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это … …
  3. Правильный ответ: …лесной пожар.

Задание 2

  1. Инструкция: дополните определение, записывая ответ в бланке.
  2. Вопрос: Подземный или торфяной пожар – это …
  3. Правильный ответ: …пожар, который возникает в торфяном слое, находящемся в почве на глубине от нескольких десятков см до десятков м.

Задание 3

  1. Инструкция: Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу.
  2. Вопрос: К каким опасным природным явлениям относятся лесные пожары?
    Группы опасных природных явлений
    A Опасные геофизические явления
    B Опасные геологические явления
    C Опасные метеорологические явления
    D Опасные морские гидрологические явления
    E Опасные гидрологические явления
    F Природные пожары
  3. Правильный ответ: F.

Задание 4

  1. Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. (Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка).
  2. Вопрос: К какой группе поражающих факторов лесных пожаров, указанных в столбце 1, относятся поражающие факторы этого опасного природного явления из столба 2?
    Столбец 1 Столбец 2
    Поражающие факторы лесных пожаров
    A. Первичные поражающие факторы 1. уничтожение флоры и фауны леса
    B. Вторичные поражающие факторы 2. ядовитые газы, образующиеся в процессе горения
    3. высокая температура воздуха
    4. огонь
    5. повреждение органического слоя почвы
    6. обрушение деревьев
    7. обширные зоны задымления
    8. загрязнение атмосферы продуктами горения
  3. Правильный ответ: A 2, 3, 4, 6, 7; B 1, 5, 8

Задание 5

  1. Инструкция: Обведите ответ «да» или «нет». (Если Вы согласны с утверждением – обведите кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласны - обведите "нет").
  2. Вопрос: Какие способы относятся к непосредственному тушению пожаров?
    да нет Создание заградительных полос и барьеров на пути распространения огня
    да нет Тушение водой или растворами химикатов
    да нет Выжигание или обработки горючих материалов химикатами для временного исключения возможности их горения
    да нет Тушение пожаров искусственно вызываемыми осадками
    да нет Захлестывание огня ветками и другими подручными средствами
    да нет Тушение грунтом
  3. Правильный ответ: нет – да – нет – да – да – да.

Предупреждение для учащихся

Вы имеете право:

  • задавать вопросы по процедуре проведения до полного понимания того, что от Вас требуется;
  • в рамках временных ограничений выбирать темп работы;
  • выбирать порядок выполнения тестовых заданий.

Во время тестирования запрещается:

  • пользоваться справочными материалами, конспектами на любом виде носителей;
  • пользоваться мобильными телефонами;
  • разговаривать с кем бы то ни было, получать консультации, подсказки каким бы то ни было способом;
  • умышленно портить бланки;
  • вставать с места без разрешения организатора;
  • меняться вариантами и бланками ответов;
  • продолжать выполнение заданий после истечения отведенного на нее времени;
  • оставлять себе бланки ответов, черновики, тестовые тетради.

Поведение организатора во время проведения теста:

  • Приветствие.
  • Организатор объясняет назначение теста, ожидаемые результаты.
  • Организатор объясняет учащимся, почему они должны приложить максимум усилий для его выполнения; акцентирует внимание тестируемых на возможность проверки своих сил, подчеркивая при этом, что как сильная мотивировка, так и слабая в одинаковой степени негативно сказываются на результативности выполнения заданий.
  • Организатор медленно, громко, без запинок напоминает учащимся основные положения инструкции к тесту.
  • Организатор напоминает о временном ресурсе, о правилах исправления допущенных ошибок, о том, чего не рекомендуется делать при решении заданий, к кому обращаться в случае возникновения вопросов.
  • Организатор вместе с тестируемыми заполняет биографические данные в бланке ответов.
  • До начала тестирования организатор должен ответить на возникшие вопросы.
  • Во время проведения тестирования организатор следит:
    - за наличием материалов;
    - за тем, чтобы учащиеся не писали на тестовых тетрадях;
    - за тем, чтобы учащиеся не общались между собой, не шептались, не мешали друг другу, не подглядывали друг у друга;
    - за состоянием учащихся;
    - за тем, чтобы учащиеся своевременно получали ответы на вопросы в ситуациях, связанных с процедурой проведения (ответы не должны служить подсказкой для решения).
  • После сигнала окончания решения заданий теста организатор дает команду сложить тестовые тетради, бланки для ответов и черновики в исходное положение. Каждый ученик по очереди кладет на стол организатора отдельно тестовую тетрадь, бланк для ответов, черновик.

Требования к личности организатора. Проводить тестирование может только специально подготовленный человек. Он должен понимать задачи тестирования, быть компетентным в проведении теста, а если ему предстоит обработка результатов, то и в их оценивании; уметь контролировать себя, быть эмоционально уравновешенным, общительным, тактичным.

Список литературы:

  1. Майоров А.Н. Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс, под редакцией Ю.Л.Воробьева, АСТ, Астрель, Москва, 2008.