Использование метода наглядного моделирования в виде опорных схем на занятиях по конструированию облегчает детям с нарушением интеллекта планирование деятельности, делает их планы действий четкими, связными и последовательными. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания планирования предстоящей работы.
С целью развития фиксирующей функции речи используется прием комментированного рисования, разработанный О.П. Гаврилушкиной. На доске рисуются схематические изображения, постепенно добавляя элементы. Изображает будущую постройку, затем разные элементы, затем ребенка скрепляющего детали, изображение поэтапности изготовления постройки, затем изображают детей, которые играют с постройкой.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования на занятиях по конструированию способствует развитию речемыслительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Цель: развитие речемыслительной деятельности детей на занятии по конструированию.
Задачи:
- Продолжать учить детей умению последовательно анализировать схему, выделять функциональные части конструкции. Отрабатывать умение выполнять конструкцию из строительного материала по схеме (вид спереди) без опоры на объемный образец. Закреплять представления о транспорте.
- Развивать планирующую и фиксирующую функции речи посредством метода наглядного моделирования. Развивать аналитико-синтетическую деятельность через отгадывание загадки, складывание целого из частей, выполнение анализа схемы постройки.
- Воспитывать критичность к собственным действиям (идентифицировать графическую и предметную модели, определять пространственное расположение частей (спереди, сверху, сбоку)).
Оборудование: схемы конструкции поезда в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху), опорная схема для анализа и планирования последовательности выполнения конструкции, геометрические фигуры (четырехугольники, прямоугольники, круги), мелкие игрушки животных и птиц, строительные детали на каждого ребенка (корпус с колесами и фарами, брусок, цилиндр).
Словарь: локомотив, цилиндр, корпус с колесами и фарами, «воздушный транспорт», «водный транспорт», «наземный транспорт».
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок с изображением транспорта, беседы о видах транспорта, его строении и функциональном назначении, о профессиях; работа с опорными схемами анализа построек, обведение и соотнесение объемных геометрических тел с их плоскостным изображением в разных плоскостных проекциях.
Ход занятия
Направление коррекционной работы | Название и содержание этапов занятия |
Настрой на познавательную деятельность | 1.Оргмомент. Упражнение «Заряд бодрости» Вытяните руки и приготовьте 2 пальчика: большой и указательный. Возьмите ими за мочки ушей. Помассируйте свои ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат хорошо!». Прижмите их слегка. А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся третий глаз». Сильно нажимать не надо. Опустите руку, стряхните ладошки. Молодцы! Теперь вы готовы хорошо видеть, слышать, думать на занятии. |
Развитие восприятия целостного образа предмета | 2. Введение в тему. Упражнение «Собери картинку». – У вас на столах лежат картинки, разрезанные на части. Соберите из частей картинку и узнаете, что на ней изображено. – Что это? Кто управляет самолетом? Самолет – это какой вид транспорта? и т.д. |
Развитие мыслительной деятельности | Упражнение «Отгадай загадку» – А сейчас я вам загадаю загадку. Внимательно послушайте и отгадайте о каком транспорте идет речь. Братцы в гости снарядились, Друг за другом прицепились. Они по рельсам в даль бегут, Везде встречают их и ждут (поезд) – Что это? Кто управляет поездом? К какому виду транспорта относится поезд? – Вспомните, из каких частей состоит поезд? (локомотив, вагоны, колеса, труба) Анализ схемы конструкции поезда – Это схема поезда – вид спереди. <Рисунок 1> |
Развитие аналитической деятельности | Алгоритм опорной схемы: – Что это? Для чего предназначен поезд? Назовите, из каких частей состоит поезд? Сколько локомотивов? Кому и для чего нужен локомотив? С какой стороны расположен локомотив? Сколько вагонов? Зачем нужны вагоны? Где расположен вагон? Сколько колес у локомотива? Какой они формы? Где расположены колеса? Сколько колес у вагона? Какой формы колеса у вагона? Где расположены колеса вагона? Из скольких деталей состоит локомотив? Какие геометрические фигуры есть в конструкции локомотива? Сколько четырехугольников со срезанным углом? Где расположен четырехугольник со срезанным углом? Сколько прямоугольников у локомотива? Где расположен прямоугольник? Что находится на крыше локомотива? Сколько труб? Какой формы труба? Где расположена труба (маленький прямоугольник)? |
Развитие планирующей функции речи | А теперь давайте расскажем о последовательности выполнения постройки. Что будете строить первым? С какой стороны будете располагать локомотив? Из каких деталей будете строить локомотив? Какую фигуру будете класть сначала? Куда положите прямоугольник? Что теперь будете строить? Из какой фигуры будете выкладывать трубу? Где будете располагать трубу? Где расположите колеса? Что теперь будете строить? С какой стороны будете располагать вагон? Из какой геометрической фигуры будете выкладывать вагон? Где расположены колеса вагона? – Сейчас вы выложите на листе бумаги поезд из геометрических фигур, но сначала поработаем с пальчиками, чтобы они стали послушными. |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика Я сожму кольцо рукой, А потом сожму другой. Станут пальчики сильней, А головушка умней. |
Развитие синтетической деятельности | Выкладывание конструкции поезда из геометрических фигур – Что сначала будете выкладывать? Что потом? 3. Выполнение конструкции поезда из строительного материала Выбор строительных деталей в соответствии с геометрическими фигурами. – Отберите строительные детали для выполнения конструкции поезда. |
Обогащение словаря | Найдите строительную деталь, соответствующую четырехугольнику со срезанным углом. Это корпус с колесами и фарами. Сколько деталей вам понадобится для построения поезда. – Что похоже на прямоугольник? (брусок) – Выберите из чего будете строить трубу? (цилиндр) |
Развитие конструктивных навыков | Повторение последовательности действий при выполнении постройки Самостоятельная работа детей. – Что ты строишь? Из чего? И т.д. |
Снятие мышечного напряжения | Физминутка «Поезд» Едет, едет дружный поезд – Деток в детский дом повез. (дети стоят друг за другом) Поезд нам кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!» А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так-так-так! Так-так-так!» (поколачивание кулачками по спине) «Так-так-так! Так-так-так!» (поколачивание ладошками по спине) |
Развитие фиксирующей функции речи | Упражнение «Расскажи, как строил» (прием комментированного рисования). Дети рассказывают о последовательности выполненных действий, а педагог выкладывает рисунки. – Что построила? Что строила сначала? Из каких деталей? Где поставила корпус с колесами и фарами? И т.д. (педагог выставляет картинки) 1-2 ребенка рассказывают по картинкам. |
Воспитание критичности собственной деятельности | 4. Анализ и оценка постройки Идентификация графической и предметной моделей (спереди, сверху, сбоку). <Рисунок 2> – Присядьте перед столом, посмотрите на схему и свою постройку спереди. Сравнение частей и деталей со схемой. Покажите, где у вас локомотив. Обведите пальчиком четырехугольник со срезанной стороной, прямоугольник, крышу. Это схема вид сбоку. <Рисунок 3> – Какие геометрические фигуры изображены на схеме «вид сбоку». Так должна выглядеть ваша постройка сбоку. Назовите геометрические фигуры. – Встаньте слева сбоку стола, присядьте и покажите прямоугольник на постройке (квадрат, маленький прямоугольник). Это схема вид сверху. <Рисунок 4> – Какие геометрические фигуры вы видите на схеме? Встаньте на ноги и посмотрите сверху на свою постройку, покажите большой прямоугольник, маленький, круг. (если дети допустили в постройке ошибки, то исправляют их). 5. Обыгрывание постройки. Вы хотите поиграть со своим поездом. Тогда закройте глаза и представьте, что вы машинисты своего поезда. Вам нужны пассажиры. Откройте глаза. – Выбери для поездки домашних животных (диких, животных жарких стран, птиц). А теперь внимательно послушайте, и ответьте на вопрос Всех красивей этот поезд Есть труба, колес не счесть. Ну, а едут в нем игрушки – Разнообразные зверушки! Назови мне поскорей- Кто же едет из зверей? – На моем поезде едут лиса, заяц, белка и т.д. Итог занятия. |