1. Работа социального педагога в муниципальных образовательных учреждениях.
Основная задача образования – дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.
Одними из задач социального педагога являются:
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
- оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
- обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Являясь социальным педагогом гимназии и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса гимназии, в своей работе руководствуюсь Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, Гражданским, Семейным, Уголовным кодексами РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом гимназии, положением об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса, разработанной и действующей в гимназии программой «Семья и школа» и другими правовыми документами. В гимназии предусмотрено место для работы социального педагога и приёма граждан. Ведётся учёт обращений. Есть наглядная информация о деятельности социального педагога, графике приёма, контактных телефонах, которая представлена на стендах и сайте гимназии.
Обращения к социальному педагогу в основном касаются разрешения конфликтных ситуаций учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик, нарушение прав несовершеннолетних в семье, а также обращение за юридической помощью: реализация социальных льгот и пенсий, защита прав ребёнка на образование.
Ведущим направлением в моей работе является помощь ребёнку в решении его проблем. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребёнком. В центре внимания социального педагога находятся учащиеся, права которых могут быть нарушены. Это, прежде всего, учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей.
Для повышения эффективности данного вида деятельности разработан и применяется технология индивидуальной помощи ребёнку в решении его проблем (приложение 1).
Применение технологии позволяет поэтапно реализовать структурные компоненты деятельности. Так, решение проблемы ребёнка начинается с диагностики, которая включает в себя этапы сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребёнок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, объяснить, чем она вызвана, и обратиться за помощью. В этом случае моя задача заключается в том, чтобы самостоятельно выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.
При сборе используются такие методы как: наблюдение за ребёнком (в учебной и внеклассной деятельности); беседа с ребёнком, классным руководителем, учителем-предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребёнке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребёнка.
Следующий этап – поиск путей решения проблемы ребёнка. Для этого на основании результатов диагностики ставлю цель, в соответствии с которой формулирую конкретные задачи деятельности и определяю пути решения проблемы. Деятельность на втором этапе определяю как:
- построение индивидуального взаимодействия с ребёнком и родителями;
- создание ситуаций посредничества со специалистами гимназии, институтами города, занимающимися проблемами детей.
2. Защита прав несовершеннолетних детей
Несовершеннолетние дети взяты под охрану государства и обладают следующими правами:
- Жить и воспитываться в семье
- Общаться с родителями и другими родственниками
- Защищать свои права
- Выражать своё мнение
- Право на имя, отчество и фамилию
- Изменение фамилии и имени
- Право на имущество
- Право на медицинское обслуживание
- Право на образование и другие.
В современном обществе эти права часто нарушаются, родителями, государством, а зачастую и сверстниками.
Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей осуществляются родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. В гимназии связующим звеном между ребёнком и Отделом опеки и попечительства является социальный педагог.
3. Работа социального педагога с семьёй.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребёнка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.
Социальный педагог работает прежде всего с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи - неблагополучные семьи, в которых традиции семейного воспитания частично или полностью утрачены.
Данная работа является частью плана работы «Семья и школа», реализуемого в гимназии на протяжении многих лет. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.
Работа по реализации программы идёт в двух направлениях:
- коррекционно-профилактическом;
- информационно-просветительском.
Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребёнком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребёнка и ищет пути их коррекции. Взаимодействие с семьёй ребёнка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребёнка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.
Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей. Родителям предлагаются различные формы работы:
- индивидуальные консультации по различным проблемам (наиболее часто применяемая форма работы, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации);
- участие в работе педагогических консилиумов, на которых в процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социальной, психологической, и педагогической поддержки ребёнку;
- участие в заседании Комиссии по защите прав участников образовательного процесса, во время проведения которой рассматривается конфликтная ситуация и предлагаются пути решения проблемы;
- тематические родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы воспитания детей, правовые вопросы и пр. Родителям сообщают обязанности родителей по воспитанию детей (приложение 2).
4. Работа социального педагога с педагогическим коллективом.
Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов гимназии (приложение 3).
Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:
- Индивидуальная работа по проблеме учащегося проводится социальным педагогом с классным руководителем, учителями-предметниками, медработником, администрацией гимназии:
- с классными руководителями выстраивается более тесное взаимодействие, так как именно классный руководитель оказывает первичную помощь ребёнку в решении его проблем;
- учителя-предметники общаются с ребёнком в учебно-воспитательном процессе и могут помочь в решении вопросов успеваемости и посещаемости занятий;
- взаимодействие с администрацией, медработником гимназии осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.
- Работа методического объединения классных руководителей направлена на оказание помощи классным руководителям и учителям по решению социально-педагогических проблем ребёнка;
- Социально-педагогические консультации направлены на решение конкретной проблемы;
- Выступление на педагогических советах, где рассматриваются вопросы, касающиеся социализации личности учащегося, защите его прав;
- Работа социально-педагогического совета направлена на выработку алгоритма решения проблемы учащегося, где роль социального педагога – определение стратегии решения проблемы в интересах ребёнка.
В целях повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания учащихся, соблюдения их прав и решении социально-педагогических вопросов внутри семьи разработаны и представлены на родительских собраниях методические рекомендаций для родителей учащихся младшего школьного и подросткового возраста.
Ежегодно составляется Социальный паспорт гимназии. Сведения о социальном статусе родителей, жилищных условиях всех семей, их материальном достатке, а также пожеланиях родителей об образовании для своих детей позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.
В гимназии функционирует Правовой уголок. Учащиеся, родители и педагоги имеют возможность проконсультироваться по различным правовым вопросам.
5. Работа социального педагога с организациями города.
Одна из функций социального педагога – посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье. Эффективность работы социального педагога напрямую зависит от умения устанавливать профессиональное взаимодействие с различными службами (приложение 4).
Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних УМВД осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа, предупреждаются ситуации, связанные с нарушением прав ребёнка в семье;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях), во время которых проводится работа по предупреждению ситуаций, связанных с нарушением прав ребёнка несовершеннолетними.
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УМВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.
Взаимодействие с ЭСРЦН «Доверие» позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.
Работа по этим направлениям помогает добиться полного или частичного разрешения конфликтной ситуации, восстановить нарушенные права ребёнка, повысить педагогическую компетентность родителей.
Литература.
- Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.
- Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г.
- Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г.
- Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков», Москва, 2000 г.
- М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.
- Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.
- Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 1 2011 г.
- П.А. Астахов «Я и семья. Детям о праве», Москва, «Эксмо», 2010г.
- А. Е. Жаров «Документы по правам человека», Москва, 2009г.
- А. Е. Жаров «Ваши права. Полезная информация, вопросы и ответы», Москва, 2009г.
- Л. Я. Олиференко «Социально-педагогическая поддержка детства», Москва, «Народное образование», 2002г.