Урок литературного чтения по теме "Играем в театр". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока: формирование эстетической культуры личности школьников, знакомство с разными жанрами театрального искусства, формирование навыка чтения, развитие логического мышления, речи, воспитание интереса к миру прекрасного.

Оборудование: учебник “Азбука”, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, макет теремка, маски животных, перчаточные куклы, цветные листочки с текстами, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы урока.

Учитель:

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать зашифрованное слово: (на доске) 20, 6, 1, 20, 1, 18

- Воспользуйтесь шифром (все буквы алфавита пронумерованы, записаны на доске) и прочитайте получившееся слово.

(Учащиеся составляют слово ТЕАТР)

Учитель:

- Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает украдкой свечу,
Долгожданная встреча настала, вас в театр пригласить я хочу.
Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и мечта,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца.

- Догадались, что будет темой нашего урока?

(Ответы детей – предположения)

- Дети, сегодня мы поиграем в театр, познакомимся с разными видами – жанрами театрального искусства.

(Слайд № 1 “Тема урока”)

- В каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать. Вот и в нашей игре тоже есть такие правила – это правила поведения в театре. Давайте с ними познакомимся.

(Выходят ученики и читают стихи)

1. В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу,
Не опоздай к началу.

2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: “Прошу прощения” -
Будешь просто молодцом.

3. Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.

4. Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.

5. Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно стать
Уж такой порядок.

III. Актуализация темы урока.

- Итак, ребята, начинаем игру. Удобней усаживайтесь в зрительном зале. У каждого из вас обозначен ряд и место. Запомнили правила поведения в театре? Давайте ещё раз повторим их:

(Слайд № 2 “Правила поведения в театре” - читают учащиеся)

- Кто знает, как называется место в театре, где происходит театральное действие?

- А как называется место перед сценой, где сидят зрители? Место для гостей?

- Давайте прочитаем.

(Слайд № 3 “Сцена, партер, амфитеатр, ложа)

- Знаете что такое театр?

(Ответы учащихся)

(Учитель обобщает ответы учащихся)

- Театр – это не только место, где происходит представления. Это особый вид искусства, как музыка, живопись. Слово ТЕАТР произошло от греческого слова ТЭАТРОН – место для зрелищ.

(Слайд № 4 “Театр (греч.) – тэатрон”)

Театр зародился очень давно. Он сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывает сцену и перед нами возникает особая жизнь. Артисты увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать вместе с героями спектакля их радости и печали и будто сам становишься участником событий. А дома еще долго думаешь о том, что увидел.

IV. Работа с учебником.

- Когда вы были ещё меньше, чем сейчас, то любили играть в куклы. А есть такой театр, где взрослые люди играют в куклы?

- Кто был в таком театре и знает, как он называется?

(Ответы учащихся)

(Слайд № 5 “Кукольный театр”)

- Откройте учебник на стр. 67, найдите театр кукол.

- А как происходит действие в театре кукол? Прочитайте об этом.

(Учащиеся читают “цепочкой” по две строчки)

- А знаете, театр кукол зародился много веков назад. Бродячие кукольники ходили из города в город, из страны в страну и давали представления. Они высмеивали плохие черты человеческого характера: лень, зло, зазнайство, невежество. Самой любимой народной куклой был Петрушка.

(Учитель надевает куклу на руку):

- Здравствуйте, это я – Петрушка. Давайте познакомимся, я скажу: “Раз-два-три, своё имя назови”, - вы негромко произносите свои имена, тогда я узнаю кто вы.

- Раз-два-три, своё имя назови!..

(Дети называют свои имена)

- Вот и познакомились.

V. Работа с текстом в парах.

- Петрушка – балаганная кукла. Возьмите листочки зелёного цвета и прочитайте тексты, которые воспроизводили балаганные куклы.

(Сначала читают дети вслух, затем “играют” куклы)

а) - Федул! Что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- А можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один воротник остался.

б) - Я медведя поймал!

- Так веди сюда.

- Не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает.

Учитель:

- Не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами.

VI. Работа с учебником.

- Откройте “Азбуку” на стр. 67, найдите картинку, где мальчик и девочка играют в куклы.

- В какой театр они играют?

(Ответы учащихся - “Настольный театр”)

- Что нужно для настольного театра?

(Ответы учащихся – “Нарисовать декорации, изготовить куклы”)

- В таком театре можно поставить сказку об одном замечательном мальчике. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Он с детства каждому знаком,

Со сказкой к нам приходит в дом,

Его повсюду узнают,

Скажите, как его зовут?

(Ответы учащихся – “Буратино”)

VII. Физминутка.

- Буратино предлагает отдохнуть – сделать антракт.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

VIII. Работа с учебником.

- На стр. 66 найдите персонажей из сказки “Буратино”, назовите их.

- Прочитайте текст. Кому принадлежат эти слова?

(Учащиеся читают текст “цепочкой”)

- На стр. 66 прочитайте загадку.

(Самостоятельное чтение вслух)

- Кем управляет мальчик? Как называется такой театр? Что общего у театра кукол и театра марионеток? А чем отличаются?

(Ответы учащихся)

- А как называется вид театрального искусства, где артисты поют?

((Ответы учащихся) слайд № 7 “Оперный театр”)

- В опере обязательно играет оркестр. А кто им управляет? Кто пишет музыку?

((Ответы учащихся) слайд № 8 “Дирижёр, композитор”)

- Как называется вид театрального искусства, где люди танцуют?

((Ответы учащихся) слайд № 9 “Балет”)

Главное в балете – слияние музыки и танца. Гнев и печаль, любовь и ненависть – всё это передают движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой.

- А какой театр в нашей стране самый знаменитый?

((Ответы учащихся) слайд № 10 “Большой театр”)

- Как называется театр, в котором могут соединиться все виды искусства: речь, танец, пение?

((Ответы учащихся) слайд № 11 “Драматический театр”)

- А сейчас на представление в драматический театр нас приглашают наши одноклассники. Они покажут постановку русской народной сказки “Теремок”.

(Инсценировка)

- Проводим артистов аплодисментами.

IX. Работа в парах.

- Кто в театре исполняет все роли?

(Ответы учащихся)

- Возьмите листочки жёлтого цвета, прочитайте текст. А кто в этом театре выступает в роли артистов?

(Ответы учащихся)

- Вы знаете театры Москвы, где все роли исполняют животные? Назовите их.

((Ответы учащихся) слайд № 12 “Театр 2. Уголок Дедушки Дурова”)

((Ответы учащихся) слайд № 13 “Театр Юрия Куклачёва”)

X. Викторина.

- Наша игра подходит к концу. Давайте вспомним, с какими театрального искусства мы познакомились.

(Слайды с вопросами викторины)

- Вы вели себя культурно?

- Благодарили артистов аплодисментами?

(Слайд)

XI. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилось вам играть в театр?

- Что вас поразило?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

- О чём расскажите дома?

- Хотите сами играть в спектаклях?

Тогда мы организуем эту работу в театральном кружке, который работает в нашей школе. Наше представление подошло к концу. И как бывает в театре в антракте (перерыве) все идут в буфет. Я приглашаю вас тоже отправиться в школьную столовую.

Литература

1. Урок в развивающем обучении. А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, М.: Вита-Пресс, 2010.

2. Обучение грамоте. Г.Н. Белова, Волгоград: Учитель, 2007.

3. Буква за буквой. А.Н. Матвеева, М.: Дрофа, 1997.

4. Мастерская слова. Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, М.: Ювента, 2001.

5. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. Г.П. Шалаева, М.: Просвещение, 2006.

6. Азбука. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, Самара: Издательский дом “Фёдоров”, 2012.