Цели урока: формирование эстетической культуры личности школьников, знакомство с разными жанрами театрального искусства, формирование навыка чтения, развитие логического мышления, речи, воспитание интереса к миру прекрасного.
Оборудование: учебник “Азбука”, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, макет теремка, маски животных, перчаточные куклы, цветные листочки с текстами, толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка темы урока.
Учитель:
- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать зашифрованное слово: (на доске) 20, 6, 1, 20, 1, 18
- Воспользуйтесь шифром (все буквы алфавита пронумерованы, записаны на доске) и прочитайте получившееся слово.
(Учащиеся составляют слово ТЕАТР)
Учитель:
- Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает
украдкой свечу,
Долгожданная встреча настала, вас в театр
пригласить я хочу.
Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и
мечта,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца.
- Догадались, что будет темой нашего урока?
(Ответы детей – предположения)
- Дети, сегодня мы поиграем в театр, познакомимся с разными видами – жанрами театрального искусства.
(Слайд № 1 “Тема урока”)
- В каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать. Вот и в нашей игре тоже есть такие правила – это правила поведения в театре. Давайте с ними познакомимся.
(Выходят ученики и читают стихи)
1. В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу,
Не опоздай к началу.
2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: “Прошу прощения” -
Будешь просто молодцом.
3. Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.
4. Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.
5. Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно стать
Уж такой порядок.
III. Актуализация темы урока.
- Итак, ребята, начинаем игру. Удобней усаживайтесь в зрительном зале. У каждого из вас обозначен ряд и место. Запомнили правила поведения в театре? Давайте ещё раз повторим их:
(Слайд № 2 “Правила поведения в театре” - читают учащиеся)
- Кто знает, как называется место в театре, где происходит театральное действие?
- А как называется место перед сценой, где сидят зрители? Место для гостей?
- Давайте прочитаем.
(Слайд № 3 “Сцена, партер, амфитеатр, ложа)
- Знаете что такое театр?
(Ответы учащихся)
(Учитель обобщает ответы учащихся)
- Театр – это не только место, где происходит представления. Это особый вид искусства, как музыка, живопись. Слово ТЕАТР произошло от греческого слова ТЭАТРОН – место для зрелищ.
(Слайд № 4 “Театр (греч.) – тэатрон”)
Театр зародился очень давно. Он сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывает сцену и перед нами возникает особая жизнь. Артисты увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать вместе с героями спектакля их радости и печали и будто сам становишься участником событий. А дома еще долго думаешь о том, что увидел.
IV. Работа с учебником.
- Когда вы были ещё меньше, чем сейчас, то любили играть в куклы. А есть такой театр, где взрослые люди играют в куклы?
- Кто был в таком театре и знает, как он называется?
(Ответы учащихся)
(Слайд № 5 “Кукольный театр”)
- Откройте учебник на стр. 67, найдите театр кукол.
- А как происходит действие в театре кукол? Прочитайте об этом.
(Учащиеся читают “цепочкой” по две строчки)
- А знаете, театр кукол зародился много веков назад. Бродячие кукольники ходили из города в город, из страны в страну и давали представления. Они высмеивали плохие черты человеческого характера: лень, зло, зазнайство, невежество. Самой любимой народной куклой был Петрушка.
(Учитель надевает куклу на руку):
- Здравствуйте, это я – Петрушка. Давайте познакомимся, я скажу: “Раз-два-три, своё имя назови”, - вы негромко произносите свои имена, тогда я узнаю кто вы.
- Раз-два-три, своё имя назови!..
(Дети называют свои имена)
- Вот и познакомились.
V. Работа с текстом в парах.
- Петрушка – балаганная кукла. Возьмите листочки зелёного цвета и прочитайте тексты, которые воспроизводили балаганные куклы.
(Сначала читают дети вслух, затем “играют” куклы)
а) - Федул! Что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- А можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Один воротник остался.
б) - Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает.
Учитель:
- Не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами.
VI. Работа с учебником.
- Откройте “Азбуку” на стр. 67, найдите картинку, где мальчик и девочка играют в куклы.
- В какой театр они играют?
(Ответы учащихся - “Настольный театр”)
- Что нужно для настольного театра?
(Ответы учащихся – “Нарисовать декорации, изготовить куклы”)
- В таком театре можно поставить сказку об одном замечательном мальчике. Догадайтесь, о ком идёт речь:
Он с детства каждому знаком,
Со сказкой к нам приходит в дом,
Его повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
(Ответы учащихся – “Буратино”)
VII. Физминутка.
- Буратино предлагает отдохнуть – сделать антракт.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
VIII. Работа с учебником.
- На стр. 66 найдите персонажей из сказки “Буратино”, назовите их.
- Прочитайте текст. Кому принадлежат эти слова?
(Учащиеся читают текст “цепочкой”)
- На стр. 66 прочитайте загадку.
(Самостоятельное чтение вслух)
- Кем управляет мальчик? Как называется такой театр? Что общего у театра кукол и театра марионеток? А чем отличаются?
(Ответы учащихся)
- А как называется вид театрального искусства, где артисты поют?
((Ответы учащихся) слайд № 7 “Оперный театр”)
- В опере обязательно играет оркестр. А кто им управляет? Кто пишет музыку?
((Ответы учащихся) слайд № 8 “Дирижёр, композитор”)
- Как называется вид театрального искусства, где люди танцуют?
((Ответы учащихся) слайд № 9 “Балет”)
Главное в балете – слияние музыки и танца. Гнев и печаль, любовь и ненависть – всё это передают движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой.
- А какой театр в нашей стране самый знаменитый?
((Ответы учащихся) слайд № 10 “Большой театр”)
- Как называется театр, в котором могут соединиться все виды искусства: речь, танец, пение?
((Ответы учащихся) слайд № 11 “Драматический театр”)
- А сейчас на представление в драматический театр нас приглашают наши одноклассники. Они покажут постановку русской народной сказки “Теремок”.
(Инсценировка)
- Проводим артистов аплодисментами.
IX. Работа в парах.
- Кто в театре исполняет все роли?
(Ответы учащихся)
- Возьмите листочки жёлтого цвета, прочитайте текст. А кто в этом театре выступает в роли артистов?
(Ответы учащихся)
- Вы знаете театры Москвы, где все роли исполняют животные? Назовите их.
((Ответы учащихся) слайд № 12 “Театр 2. Уголок Дедушки Дурова”)
((Ответы учащихся) слайд № 13 “Театр Юрия Куклачёва”)
X. Викторина.
- Наша игра подходит к концу. Давайте вспомним, с какими театрального искусства мы познакомились.
(Слайды с вопросами викторины)
- Вы вели себя культурно?
- Благодарили артистов аплодисментами?
(Слайд)
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Понравилось вам играть в театр?
- Что вас поразило?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
- О чём расскажите дома?
- Хотите сами играть в спектаклях?
Тогда мы организуем эту работу в театральном кружке, который работает в нашей школе. Наше представление подошло к концу. И как бывает в театре в антракте (перерыве) все идут в буфет. Я приглашаю вас тоже отправиться в школьную столовую.
Литература
1. Урок в развивающем обучении. А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, М.: Вита-Пресс, 2010.
2. Обучение грамоте. Г.Н. Белова, Волгоград: Учитель, 2007.
3. Буква за буквой. А.Н. Матвеева, М.: Дрофа, 1997.
4. Мастерская слова. Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, М.: Ювента, 2001.
5. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. Г.П. Шалаева, М.: Просвещение, 2006.
6. Азбука. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, Самара: Издательский дом “Фёдоров”, 2012.