Проблемы эстетического воспитания современных школьников непреходящей силой искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальность проблемы эстетического воспитания обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство.

Встреча с искусством - это обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве. Обучать учащихся умениям сопереживать, отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного, образно выражать свои мысли и чувства через изобразительную деятельность - вот главные отличительные признаки изоискусства в школе.

Начиная с младшего возраста, ребенок не имея достаточный набор слов для выражения своих мыслей, прежде начинает выражать свои мысли через изображение с помощью линий и цвета. В изобразительной деятельности проявляется духовный мир ребенка, его настроение, отношение к окружающей действительности.

Современные школьники разносторонне развиты, любознательны, в этом большую роль играют информационные технологии, но порой дети недостаточно воспитаны, невнимательны к окружающей красоте. «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский), «Искусство очеловечивает» (Б.М.Неменский), говорили великие писатели, художники, а уроки искусства вносят частицу в великое дело воспитания современного маленького человека, подростка и поможет ориентироваться в окружающей действительности, понять ее многообразие.

Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности.

Задачи:

  • развивать умения передавать через изобразительную деятельность свое состояние души, отношение к окружающей действительности.
  • развивать чувственные ассоциативные познания, эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, на красоту природы.
  • расширять эмоциональный опыт обретения возможности свободного вхождения в пространство произведения искусства.

Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное.

Основная задача - формирование не профессионала, а человека, а изоискусство в школе - это есть орудие боя за убеждения, задача - научить, этим орудием пользоваться.

Сквозная идея обучения искусству в школе, это связь искусства и жизни, что пронизывает все занятия с первого до последнего.

Много времени следует отводить практической работе, планированию экскурсий, знакомству с природой, наблюдению, восприятию и выражения своего отношения через изобразительную деятельность. Восприятие многообразия цвета в природе происходит через наблюдение на экскурсиях. Природа является учителем при эстетическом воспитании, а учителю изобразительного искусства остается умело направлять их для восприятия. Очень важно в эстетическом воспитании юного человека «наведение мостов» между прекрасным в природе и прекрасным, созданным человеческими руками (произведения изобразительного искусства). Использование на уроках изобразительного искусства, МХК, в совокупности, музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства, способствует более эмоциональному восприятию изучаемой темы.

Важен воспитательный эффект внеурочной деятельности. Происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности

  • дети учатся отличать зло от добра, радость от грусти, прекрасное от безобразного, учатся сопереживать (использование сказочного материала), именно, в сказочно-игровой форме преподнесения учебного материала, ребенок учится различать справедливость и коварство, любовь и ненависть. Необычные превращения (смешения красок) в русле сказочного воспринимается детьми более эмоционально, живо, глубже переживается;
  • развивается чувство коллективизма, (коллективные работы), уважение к национальным традициям, культуре, изобразительному искусству, уважения к старшему поколению, любви к родной природе, желания охранять ее;
  • формируется нравственно-эстетическая культура, осуществляется межпредметная связь (использование русских, татарских сказок, сказок зарубежных писателей, музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д.).

Воспитательный эффект внеурочной деятельности достигается, если учитель и учащиеся обеспечены материально-технической базой, посещают профессиональные театры, экскурсии, организуются встречи с художниками, артистами, и т.д.

Посмотрите на посетителей в музее!? В лучшем случае блуждающий взор перед произведениями искусства. Нет энергетического обмена между зрителем и картиной. Такой человек скорее запомнит, какие люстры или дверные ручки в музее. Возможно, и это важно, но духовного обогащения он не получит.

Большую часть окружающего мира ребенок познает с помощью зрения. Так почему же изобразительное искусство, которое совершенствует умение видеть мир, находится в таком унизительном положении. Сколько бы администрация не говорила, что предмет этот один из самых важных, что к учителю изобразительного искусства они относятся как очень нужному. Все это позерство чистой воды. На самом деле уроки изобразительного искусства носят подсобно - прикладной характер. Им выделен один час в неделю. Боже упаси, если не будет хотя бы одного урока математики! Если же нет изоискусства, ну и ладно, и слава Богу! Этот предмет для отдыха, и стараются в расписании не ставить первыми часами. Разве только нужда заставит. Мало кому приходит в голову, что уроки изобразительного искусства развивают и обучают и воспитывают, прежде всего, ученику на уроке также нужны и напряженное внимание, и умственные усилия, не уставшего от работы над другими предметами.

Учебная дисциплина важна, если развивает мысль и фантазию, трудолюбие и аккуратность, терпение и доброту, если воспитывает духовность, приучает сопереживать, учит любить окружающую действительность во всем ее многообразии! Сколько достоинств у уроков изобразительного искусства! Их невозможно все перечислить!

Владение основами изобразительной грамотности не менее важно, чем знание основ математики. Но ведь в школе пытаются дать учащимся не только основы математики, а почти что высшую, а зачем? Забивать им головы, ведь так же можно утверждать, пусть математику глубоко изучают в других учебных заведениях, а не в школе, а в школе получают только основы.

На мой взгляд, основная цель школы – это воспитание, формирование человека, чтобы в дальнейшем он осознанно выбрал то направление, где бы он продолжил учебу, получил профессию. Уроки изобразительного искусства – это уроки жизни! А современная компьютерная инновационная технология обучения дает огромные возможности для эффективной работы учителю, и я с удовольствием этими возможностями пользуюсь.

Каждый год, приходя в школу первого сентября, думаю, как начну урок, о чем буду рассказывать детям? Самый первый урок начинаю с рассказа о тайнах уроков изобразительного искусства; о чем эти уроки, что мы узнаем, чем будем заниматься, в какое путешествие в мир прекрасного мы отправимся. Когда вижу любопытные глаза детей, обо всем забываю. Мы становимся одной семьей, мы будем вместе преодолевать трудности, будем учиться жить, будем учиться быть уверенными в себе, быть добрыми, помогать старшим, учиться смотреть и видеть, представлять, воображать, фантазировать и т.д. Мы не пропускаем ни одной выставки, которые, проходят в нашем городском музее, мои дети учатся там смотреть, видеть и понимать, продолжают постигать язык искусства, в музее громко не говорят, искусство воспитывает.

И вот так, из года в год, я старюсь дать своим ученикам частичку духовности, нравственной чистоты, желание восхищаться прекрасным, быть лучше, добрее, «входить» в мир произведения искусства. И когда дети приходят ко мне поделиться увиденным или просто спросить совета в поступках, я думаю, а вот это и есть моя формула успеха: помогать им, становиться людьми высоким интеллектом, которым предназначено управлять миром. Сеять доброе в последующее поколение, радуюсь, что результат моего воспитания и обучения на уроках изобразительного искусства приносит плоды. Мои воспитанники неоднократно становились призерами районных, республиканских, Международных конкурсов рисунков, призером республиканской олимпиады по МХК.

Важно «Повернуться лицом к предмету искусство, оно воспитывает»! (Б.М.Неменский) А нам так остро не хватает сейчас воспитанности. Почему в школах Японии изобразительное искусство проводится ежедневно? Да потому, что уроки изобразительного искусства формируют человека! «Искусство очеловечивает» (Б.М.Неменский)!

Замечательно, что изобразительное искусство ввели в школьную программу до 9 кл., и то, неуверенно как-то, вроде бы и жалко отдавать под такой не очень нужный предмет целый час и… разделили с музыкой. Мировая художественная культура в 10-11кл вводится тоже с опаской, и то только в профильных классах, тем самым лишая подростков возможности научиться понимать современное искусство, адекватно его воспринимать, свободно и грамотно ориентироваться в разнообразных стилях и течениях, знать историю искусства с древнейших времен до современности, с трепетом относиться к творчеству великих мастеров Возрождения и т.д. Современные школьники плохо ориентируются в современном изобразительном искусстве. Очень важно понимать и знать ученику язык изобразительного искусства, знание которых он получает в школе на уроке, так как он является международным, понятным для всех поколений и народностей.

Однако следует признать непреходящую роль общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла. Отрадно, в настоящее время продолжается интенсивный научный поиск наиболее оптимальных путей художественно- педагогического образования. Но на это идут годы, такое ощущение как будто идет испытание какого-то препарата от страшной болезни. Проводят пока эксперименты, потом будут внедрять десятилетиями, пока половина населения не вымрет, но ведь можно же ускорить пути решения оптимального художественного образования, замедление тоже чревато непредвиденными последствиями для молодежи, а это не менее важно, чем вакцина от болезни, невоспитанность, к сожалению, тоже становится болезнью.

Правильно развивать эстетические вкусы. Формировать их в нужном обществу направлении – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая, непростая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого школьника с искусством на уроке интересной, увлекательной, ненавязчивой. Современные уроки позволяют организовать встречи с искусством при грамотной организации с использованием информационных технологий.

Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать великолепные результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание сути, содержания искусства, в душе ребенка должна формироваться нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу. И именно школа должна на всю жизнь пробудить в школьнике интерес к искусству и потребность в нем как в кладезе красоты.

«В настоящее время искусство теряет черты человечности, индивидуальности, личности. Живопись все более становится дизайном, театр-варьете. Все изрядно сдабривается компьютерной графикой и оборачивается кино-шоу бизнесом. Произведения искусства, как средство воспитания на современном рынке не нужно. Сейчас произведениями искусства становятся автомобили - вот это действительно авторские работы. В них больше души и таланта, чем там, где таланту и душе положено быть, - в книгах, картинах, фильмах, спектаклях». (К.Шахназаров). Я с ним полностью согласна.

Удивительную долговременность, силу воздействия искусства на человека описывали многие поэты, писатели во все времена пока живет человек. И таких свидетельств известно множество. И принадлежат они людям самых разных национальностей, социальных слоев и уровней образования. Подлинное эстетическое воспитание удивительно всесторонне. Оно в полном смысле слова облагораживает человека, пронизывает все, без исключения, стороны его личной и общественной жизни. Эстетически невоспитанный человек в огромной степени обкрадывает самого себя, лишаясь одного из самых сильных, ярких и доступных источников наслаждения. Такому человеку гораздо скучнее в жизни. «Праздник, который всегда с тобой» - эти удивительные емкие слова замечательного писателя Э.Хемингуэя с полным правом можно отнести к наслаждению красивым и прекрасным, они точно передают смысл эстетического переживания.

Пока не поздно, пока не произошло искажение нравственных норм, надо использовать живое слово учителя, воздействовать на школьника непреходящей силой искусства!