Цель: Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи - описание, развивать навыки речи - доказательство.
Задачи: Уточнить и расширить представление детей о лесе, о его обитателях; учить бережно относиться ко всему, что там растет и кто живет; прививать культуру поведения в лесу; напомнить детям о разных дарах, которые дает лес человеку; воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа и беречь ее.
Материал: Объемные и плоскостные игрушки, изображающие животных, птиц, деревья, цветы, грибы. Картинки с изображением березовой рощи, смешанного леса, соснового бора.
Ход занятия
К детям приходит гость.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! А вы знаете как меня зовут и от куда я к вам пришел? (ответы детей). Отгадайте-ка загадку и узнаете откуда я к вам пришел и как меня зовут. Загадывает детям загадку В. Фетисова:
"Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи-ка в этот дом, Чудеса увидишь в нем."
Дети: Это лес. А тебя зовут Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем Лесовичку, что мы знаем о лесе.
Задаю вопросы:
Кто из вас был в лесу? (ответы детей)
А что растет в лесу? (деревья, трава, ягоды, цветы)
Какие животные живут в лесу и где? (лиса - в норе, волк - в логове, белка в дупле, заяц - под кустом).
А какие птицы живут в лесу? (сорока, ворона, дятел, сова, синичка)
А какие деревья растут? (береза, дуб, сосна, рябина, осина, тополь)
Лесовичок хвалит ответы детей.
Лесовичок: А теперь я вам расскажу, что я знаю о лесе. (Выставить картину березовой рощи)
(включить музыку с пением птиц и послушать)
Лес - это замечательное природное богатство. Главные жители леса - это деревья. В лес ходят не только за ягодами и грибами, туда ходят, чтобы послушать пение птиц, насладиться тишиной. Лес красив во все времена года, тот, кто почувствует красоту леса, наполняется хорошими и добрыми чувствами. Он бывает разный. Давайте посмотрим на картину, на ней изображены березки, их много, поэтому такой лес называют - рощей. Посмотрите - эта роща пронизана веселым светом. По белым стволам, по зеленым листочкам, бегают солнечные зайчики. В этой роще приятно гулять и слушать, как поют птицы. Много песен и стихов сложено про красавицу березку. Вот послушайте:
Люблю березку русскую
То, светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике.
Молодцы, как я много рассказал вам о лесе, а теперь мне нужно размять мои старые косточки и маленько с вами поиграть.
Физминутка (2-3 раза)
(дети садятся на корточки)
Утром птички все проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись,
Два - изящно покружились,
Три - присели, поглядели,
А четыре - улетели.
Лесовичок: Дети, а что в лесу еще растет? Посмотрите на картинку.
Дети: Грибы.
Лесовичок: Как они называются?
Дети: Подберезовики.
Лесовичок: Правильно. Давайте посчитаем сколько их (считают). А еще кроме грибочков, что вы видите на полянке?
Дети: Цветочки: желтые одуванчики, голубые колокольчики, оранжевые огоньки.
Лесовичок: Давайте посчитаем сколько всего цветов (считают). Чего больше грибов или цветов? (ответы детей).
Но есть и дремучие леса - такие как, например сосновые. Называются они сосновым бором. В нем растут только сосны - это очень высокие деревья, они как великаны. В этом лесу всегда полумрак, только иногда можно услышать пение птиц, да редкое постукивание дятла.
А есть еще ребята и смешанный лес. В нем растут самые разные деревья - березки, осины, тополь, рябинка.
Воспитатель: Как много ты нам Лесовичок интересного и нового рассказал. А сейчас я загадаю ребятам загадки, а Лесовичок послушает.
Загадки:
Стоит в белой одежке, свесив сережки? (береза).
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор.(дятел)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее :(лиса) .
Лесовичок: Какие вы молодцы. Приходя в лес, не шумите, не сорите, не разжигайте костров - иначе они все погибнут. Но мне пора с вами прощаться и возвращаться к себе домой. Но я приглашаю вас к себе в гости. Обязательно приходите, ведь в лесу так легко и свободно дышать. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Вот и ушел Лесовичок, но, сколько он всего интересного нам рассказал, и мы обязательно сходим к нему в гости. А сейчас мы с вами пойдем на улицу и посмотрим, какие растут деревья на территории нашего детского сада, и какие птицы к нам прилетают.