Пояснительная записка.
Актуальность представленного методического пособия вытекает из задач дошкольного образования способствовать развитию всесторонне развитой личности.
Ценность пособия заключается в том, что решается проблема владения словом. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть очень важно для ребенка. На занятиях кружка он учится “действовать словом” так, чтобы его речь была понятна и для окружающих.
Кроме того, в игре происходит интеллектуальное развитие детей. Дидактическая игра, выполняя функцию средства обучения, помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
В результате у детей активно развиваются такие психические процессы, как внимание, воля, мышление, воображение.
Новизна заключается в том, что на интересной наглядной основе происходит интеллектуальное развитие ребенка.
Практическая значимость пособия заключается в том, что в нем описаны все этапы работы с детьми, представлены результаты работы, сделан подбор наглядного материала. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки – умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, способность понимать, что от тебя хотят другие.
Организация занятий.
Занятия проводятся с детьми 6–7 лет (подготовительная к школе группа) один раз в неделю. Длительность занятий 20–25 минут. Как итог, в конце каждой темы проводится итоговое занятие в форме соревнования. Отбор детей основан на желании и личном интересе ребенка.
В занятиях выделены три основных направления:
- Ребусы. Как их разгадывать.
- Кроссворды.
- Знакомство с различными математическими головоломками и рисунками – загадками.
Учебный план (октябрь – апрель):
№ п/п | Тема | Количество занятий |
1 | Ребусы | 11 |
2 | Кроссворды | 11 |
3 | Головоломки | 6 |
4 | Итого: | 28 |
Ребусы.
№ п/п | Наименование | Цель | Количество часов |
1. | Вводное занятие | Знакомство детей с названием кружка, со словами “ребус”, “шарада”, “кроссворд”, “головоломка”, “грош”. | 1 |
2 | Ребусы. Как их разгадывать | Знакомство детей с основными правилами ребусной азбуки. Обучение умению читать ребусы. | 6 |
3 | Ребусы. Как их разгадывать | Закрепление знаний детей, полученных на занятиях кружка. Обучению умению детей самостоятельно составлять ребусы. | 2 |
4 | Ребусы. Как их разгадывать | Закрепление знаний детей в соревновательной форме. | 2 |
Кроссворды.
№ п/п | Наименование | Цель | Количество часов |
1. | Знакомство с кроссвордами | Знакомство детей с историей появления первого кроссворда. На наглядной основе дать представление о внешнем виде кроссворда. Знакомство с основными правилами составления кроссворда. | 2 |
2 | Кроссворды | Закрепление знаний детей, полученных на занятиях кружка. | 7 |
3 | Кроссворды. Итоговое | Закрепление знаний детей. | 2 |
Головоломки.
№ п/п | Наименование | Цель | Количество часов |
1. | Математические головоломки | Знакомство детей с различными математическими головоломками. Дать представления о разных способах и вариантах выполнения заданий. Развитие фантазии и умения доводить начатое дело до конца. | 4 |
2 | Ребусы – загадки | Знакомство детей с новой разновидностью занимательного материала (рисунки – загадки). Развитие внимания детей. | 2 |
История ребусов.
Когда-то разгадывание ребусов было одним из самых популярных и распространенных занятий. Само слово “ребус” обозначает загадку, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
Первые ребусы появились во Франции в 15 веке, но не имели поначалу ничего общего со знакомыми нам сегодня рисованными загадками. Ребусом называли тогда веселое балаганное представление на ежегодных карнавалах. Здесь высмеивались слабости и проступки влиятельных особ города.
Со временем характер ребусов меняется: они приобретают вид каламбура, анекдота, построенного на игре слов. Появляются и первые рисованные ребусы.
В 16 веке ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В оформлении их принимают участие профессиональные художники. В 1582 году во Франции выходит первый печатный сборник ребусов, выдержавший несколько изданий. Рисунки ребусного характера можно было видеть тогда на вывесках харчевен и кабаков, дверях и калитках.
В России первые ребусы появились поздно – в середине 19 века. Они пользовались таким успехом, что выходит даже специальный журнал под названием “Ребус”. “Мы знаем немало серьезных людей, – писалось в нем, которые с удовольствием посвящают часы своего досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым, как отличную гимнастику для ума…”
Но были времена, когда ребус служил не просто развлечением. Давным-давно, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, они составляли свои письмена из предметов. Вожди одного племени послали как-то своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Не всякий переводчик поймет сегодня, о чем шла речь в том письме, а древние люди сразу догадались. Смысл послания был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то и не пробуйте воевать с нами. Мы осыпаем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну”.
Затем предметы стали заменяться рисунками с изображениями. Надо было написать “олень” – то рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя. Немало загадочных надписей и рисунков сохранилось на дошедших до наших дней древнегреческих монетах.
Сейчас в таких обозначениях – символах никакой надобности нет, но в играх – головоломках типа ребусов запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.
I направление: правила ребусной азбуки.
- Первая буква ребусной азбуки – запятая. В ребусе запятая – не знак препинания, а знак исключения крайней буквы слева. Если перед рисунком (т.е. слева от него) стоит запятая, то первая буква слова, изображенного этим рисунков, исключается – ее не нужно читать. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то исключается последняя буква <Рисунок 1>.
- Вторая буква ребусной азбуки – зачеркнутая буква. Зачеркнутая буква возле рисунка (чаще всего над ним) – указание, что эту букву из названия рисунка нужно исключить. С помощью запятой избавляются от крайних букв, с помощью же зачеркнутой буквы – от букв, стоящих где-то в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой вписана другая, то ее следует поставить на место исключенной <Рисунок 2>. Часто заменяемую букву не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо ее <Рисунок 3>.
- Третья буква нашей азбуки – перевернутый рисунок. Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут вверх ногами, то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, т.е. справа налево <Рисунок 4>.
- Если возле рисунка вписан ряд цифр, это значит, что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры <Рисунок 5>.
- Если рисунки (буквы) расположены один в другом, один за другим или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, за… <Рисунок 6>.
Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображенный на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Ведь один и тот же предмет может иметь несколько названий (например, глаз и око), само название может быть общим и конкретным (например, рыба и щука). Кроме того, что необходимы знания, нужна еще и смекалка, и логика.
На последующих занятиях мы с детьми повторяем правила ребусной азбуки, решая более сложные ребусы. Дети выполняют домашнюю работу: самостоятельно либо вместе с родителями, старшими братьями и сестрами составляют ребусы. В детском саду эти ребусы разбираются: мы их разгадываем, читаем. Периодически организуются выставки, на которых представлены детские работы <Рисунок 7>.
История кроссворда.
Всевозможные головоломки известны с давних времен. Что такое кроссворд и как его разгадывать, знают все. Это слово английское и в переводе означает: пересечение слов. Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: слова, которые мы вписываем в клетки, всюду взаимно пересекаются.
По одной из легенд, честь изобретения кроссворда принадлежит заключенному из южно-африканской тюрьмы Виктору Орвиллу. Случилось это сто лет назад. Целыми днями созерцал Виктор рассеченные швами каменные плиты пола в камере и рисовал на клочках бумаги возникающие в его воображении фигуры. Состояли эти фигуры из пересекающихся квадратов и однажды Орвиллу пришла в голову идея заполнить их буквами так, чтобы слова читались по горизонтали и по вертикали. Игра настолько захватила скучающего арестанта, что он целыми днями только и занимался, что придумывал различные комбинации.
Когда Орвилл, отбыв срок заключения, вышел наконец на волю, его игра уже облетела весь мир, получив новое, повсеместно принятое название – кроссворд.
Кроссворды способствуют тренировки памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить, воспитывают настойчивость в достижении цели.
II направление: кроссворды.
На первом занятии показать детям красочно оформленный кроссворд, предложить внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клеточки.
Следует объяснить детям следующие правила:
- Начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного в нем слова.
- Каждая клетка предназначена только для одной буквы.
- Слово начинается с клетки, где стоит номер, и заканчивается темной заштрихованной клеткой или краем фигуры кроссворда.
На следующем занятии идет работа с заранее приготовленными кроссвордами <Рисунок 8> с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепление.
III направление: головоломки.
Математические головоломки способствуют развитию наблюдательности, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, сообразительности, тренируют геометрическое воображение.
Такие игры предназначены для индивидуальной работы с детьми.
- Логическая игра “Ну, погоди!”. Игра предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. В игре участвуют один “заяц” и пять “волков”. Доска для игры содержит 31 шестиугольную клетку, что дает довольно большой просмотр для комбинирования. Начинаю ход “волки”. Они продвигаются только вперед по диагонали, “заяц” может ходить в любом направлении, передвигаясь на одну клетку. “Заяц” должен прорваться через цепь “волков”, а “волки” – запереть зайца.
- Игра “Веселый счет”. Для детей в возрасте 5–9 лет. Игра состоит из игрового поля, трех разноцветных фишек и 20 табличек с арифметическими задачами. Играет 2–3 человека. Перемешайте арифметические таблички и положите стопкой на стол цифрами вниз. Затем поставьте свои фишки на черную клетку, с которой начинается спираль игрового поля. Начинает игру тот, у кого оказалась красная фишка. Он берет одну из арифметических табличек, читает вслух заданный там пример, устно решает его и после этого переставляет свою фишку на столько клеточек, сколько получилось от вычисления. Если фишка попала на клетку с цифрой “+2”, то играющий передвигается вперед на столько же клеток, сколько указано цифрой; если же “-”, на клетку, где стоит какая-то цифра, а перед ней минус, то играющий отступает на указанное число клеток. Когда же фишка попала на “0”, играющий теряет все набранные ходы и начинает игру сначала. Выигрывает тот, чья фишка первой попала в центр спирали.
- Игра “Пентамимо”. Состоит из 12 элементов различной конфигурации. Каждый из элементов составлен из 5 квадратов (отсюда и название: пента – пять). Игра заключается в складывании из элементов “Пентамимо” какой-либо заданной плоскостной фигуры. Игра предназначена для детей 6 лет.
- Головоломка “Волшебный круг” предназначена для применения в качестве настольной игры.
- Логическая игра “Упрямый осел”.
- Игрушка – головоломка “Еж”.
- Игра “Набор головоломок” (“Замок”, “Адмирал Макаров”).
- Рисунки – загадки <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>.