Внеклассное мероприятие "Нет счастья вне Родины" И.С. Тургенев. 5–6-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Воспитание бережного отношения к природе, доброго отношения к родителям;
  • Развитие творческой активности, интереса к народному творчеству, к истории Родины;
  • Развитие чувства долга и ответственности.

Оборудование:

  • музыкальное: песни “Гляжу в озера синие”, “С чего начинается Родина...”
  • репродукции пейзажей русских художников или видеозарисовка о природе средней полосы России, фотовыставка.
  • выставка игрушек: каргопольских, богородицких, дымковских и д.р.

Вступление:

  • музыка и песня “Гляжусь в озёра синие”
  • слова И.С. Тургенева

Вопросы:

  1. Что такое Родина?
  2. Почему человек не может быть счастлив вне Родины?
  3. Песня “С чего начинается Родина...”

Задание:

  • найти однокоренные существительные;
  • выбрать из них те, что входят в понятие Родина.

Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.

ПРИРОДА

Демонстрация видео зарисовки “Закат на Оке”

Вопросы:

  1. В чём своеобразие русской природы?
  2. Почему один поэт написал о том, что его “память больна снегами, больна снегами русских зим”, а другой о русском поле заметил, что “не забыть тебя сердцу вовек”. Ещё один удивлён: “Отчего так берёзки в России шумят?”

Заболоцкий Н.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

  • Рубцов Н. “Тихая моя Родина...”
  • Тютчев Ф.М. “Не пройдет и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в красоте твоей смиренной”
  • Аксаков С.Т. “Детские годы Багрова внука”: “Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места. Так и простояли мы тут до вечера. Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость и какое-то внутреннее удовольствие и спокойствие.

Я считаю также, что двенадцатичасовое лежанье в траве на лесной поляне дало первый благотворительный толчок моему расслабленному организму Не один раз я слышал от матери, что именно с этого времени сделалась перемена к лучшему.”

В чём разгадка? (Мы – часть своей природы)

НАРОД

Демонстрация выставки народных игрушек: каргопольских, богородицких, дымковских и т.д.

Вопросы:

  1. Как называются эти игрушки?
  2. Где их изготавливают?
  3. Чем они отличаются по характеру?
  4. Как называется вот эта? (Полкан - он оберегал землю русскую).
  5. А в чём его особенность? (Полуконь - получеловек).
  6. Какое существо античной мифологии он вам напомнил?

Крепится народ традициями: тем, что незыблемо, что передаётся от отцов к детям. Эти традиции особенно нерушимы в народном творчестве. Я увлекаюсь народным декоративно-прикладным искусством, особенно люблю игрушки.

Каждая деталь росписи игрушки не просто линии и знаки, они магические. В них зашифрованы главные природные стихии огня, воды, земли и воздуха. Квадрат, прямоугольник и ромб - земляные знаки плодородия. Круг, овал — солярные знаки, т.е. знаки солнечного огня. Зигзаг, волнистая линия. Змея, орнамент в виде переплетённых линий - водные знаки. Получается, что в узорах скрыты представления об устройстве мира. Назначение игрушки - оберегать ребёнка, привлекать ему на помощь добрые силы и отгонять злые.

Разбегаются игрушки по двору,
Зачинают старинную игру:
Скачут, пляшут да сказки говорят,
Позабыть тоску - кручинушку велят.

РОД – поколения, происходящие от предка

Родословная (родословие) — последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Пушкин А.С.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его.

Вопросы:

  1. Назовите имена, отчества и фамилии своих бабушек и дедушек?
  2. Что интересного вы знаете из их жизни?
  3. А есть ли у кого династии?
  4. Можете ли рассказать о талантах, заслугах предков?

Демонстрация рисунков-схем 1, 2

Рисунок-схема 1

Посмотрите, какая колоссальная работа человечества предшествовала вашему появлению на свет. Самое личное и непосредственное участие в чуде вашего явления миру в течение 500 лет приняли участие 1.048.576 человек. Без каждого из них вы сейчас не сидели бы за партой. В 1913 г. Михаил Осипович Меньшиков в “Письмах ближним” писал: “Мы хорошо знаем, что это святыня народная – родина – принадлежит не только нам, живым, но и всему племени. Мы всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть – в земле, третья – на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени.”

Открываем продолжение высказывания И.С. Тургенева “Нет счастья вне Родины, каждый пускает корни в родную землю”

Рисунок-схема 2