Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Разделы: Математика


Вид учебных занятий: урок.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Тема урока: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Нумерация урока: 1 урок, но 9 урок по всей теме “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”

Класс: 6 класс

Цель урока:

  1. Обучающие: закрепить навыки действий с положительными и отрицательными числами; решение уравнений.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи с географией; развивать самостоятельность, логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки.
  3. Воспитательные: воспитывать аккуратность,уважительное отношение к сверстникам, воспитывать познавательный интерес.

Форма проведения: урок повторения и закрепления знаний учащихся

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.

Методы и примы обучения: репродуктивный

Внутрипредметные связи: материал используется в теме “Преобразование числовых и буквенных выражений” (правила раскрытия скобок, приведение подобных слагаемых).

Межпредметные связи: связь математики и географии

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация в PowerPoint 2010, фильм в Movie Maker 2.6, распечатанный материал (тест).

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин.)

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.

На экране показывает учитель. Презентация. Слайд 1.

Учитель: На уроке мы должны закрепить навыки сложения и вычитания чисел с разными знаками и применять эти навыки в решение уравнений.

Небо, далекий космос, всегда манили людей. Люди изобретали технику, чтобы подняться ввысь в своем изобретении. Они шли от воздушных шаров к космическим кораблям, которые теперь отправляются в далекий космос с помощью ракет.

В каком году был совершен первый полет в космос?

Учащиеся: 12 апреля 1961 года с Земли стартовала ракета и унесла в космос первого человека Ю.А. Гагарина

Учитель:

Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны.
A космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен…

Сегодня на уроке мы с Вами совершим необыкновенное путешествие.

Учащиеся просматривают фильм (1 мин). Слайд 2

Учитель: После первых успешных полетов советских космонавтов у Сергея Королева появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Еркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарева, Ирина Соловьева …

II. Устная работа. (5 мин.)

Учитель включает Слайд 3.

Учитель: Урок начнем с устного счета, для этого найдите значение выражения и сформулируйте к каждому примеру соответствующее правило. Рядом с каждым примером написана буква. Здесь зашифровано фамилия женщины, которая впервые в мире оказалась на околоземной орбите. Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры, назвать числа в порядке возрастания с соответствующими буквами.

-12+3
-7-13
-14+8
13-7
8 – 15
-9 – 5
-(-30) + 70
-(-40) + (-70)
-20 – (-30)
е
е
к
о
ш
р
а
т
в

Учитель включает Слайд 4.

Учитель: Валентина Терешкова – первая во всем мире женщина, совершившая полет в космос, Герой Советского Союза, имеет звание генерал-майор. Терешкова Валентина Владимировна первая из женщин, которая покорила космос, родилась 6 марта 1937 года. В этом году исполняется 75 лет со дня рождения первой женщины летчика– космонавта. Валентина Владимировна любила спорт и серьезно увлекалась прыжками с парашютом. Увлечение прыжками и любовь к небу, не прошли даром, она в 1962 году, была зачислена в отряд космонавтов. Из группы космонавтов-женщин, она удостоилась огромной чести стать первой в мире женщиной покорившей космос.

III. Повторение. (15 мин.)

Учитель включает Слайд 5.

Учитель: Один ученик выполняет вычисления у доски, другие учащиеся работают на своих местах самостоятельно. Выборочно учитель проверяет выполнения задания и выставляет отметки.

7,5 – (-3,7)

-2,3 – 6,2

Учитель включает Слайд 6 и автоматически Слайд 7.

Учитель: Это произошло 16 июля 1963 года в 12 часов 30 минут Валентина Терешкова на корабле “Восток-6” в качестве пилота, совершила полет в космос, который длился 2 суток и 23 часа. К сожалению, этот ее первый полет в космос, так и остался для нее последним. Хотя Валентина Владимировна и дальше продолжала заниматься предполетной подготовкой, но ей так и не суждено было больше полететь в космос.

Учитель: Давайте повторим правила решения уравнений.

Как найти неизвестное слагаемое?

Учащиеся: рассказывают правило

Учитель: Как найти неизвестное вычитаемое?

Учащиеся: рассказывают правило

Учитель: Как найти неизвестное уменьшаемое?

Учащиеся: рассказывают правило

Учитель: Давайте решим уравнения.

Учитель показывает Слайд8.

Х + 6,75 = -2,05

3,28 + у = 1,01

Z – 3,96 = -2

-4,81 – а = 3,5

Учитель показывает Слайд9 автоматически Слайд 10.

Учитель: Во время обучения Терешкова проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полета. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в летном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру – изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

IV. Физкультминутка. (2 мин.)

Учащиеся вместе с учителем выполняют физкультминутку.

Учитель: Теперь мы с вами проведем физкультминутку и подготовимся к космическому полету.

Учитель показывает Слайд 11 автоматически Слайд 12.

Учитель:

Раз, два – стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют “купол ракеты”.)
Три, четыре – самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
А без точного расчета
Не получится полета.
Так скорее за работу,
Сядем быстро за расчеты.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)
И работать мы начнем.

V. Работа с дидактическим материалом. (6 мин.)

Проверим свои знания. Для этого один учащийся работает за доской, другие учащиеся на своих местах. Учащимся предлагаются задания из дидактического материала: сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками, вычитание , вычитание, решение уравнений.

VI. Самостоятельная работа. (10 мин.)

Учитель показывает Слайд 13 автоматически Слайды 14, 15.

Учитель: Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа – параболической горки – внутри самолета устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3–4 за полет. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации. Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море в скафандре. Теперь мы с вами проверим знания по данной теме.

Учащиеся выполняют тест.

Вариант № 1.

  1. Найдите сумму -27 и -11
    1) -16
    2) 16
    3) 38
    4) -38
  2. Вычислите: -45 + 14
    1) -31
    2) 31
    3) -59
    4) 59
  3. Вычислите: -3,4 + 5,9
    1) 2,5
    2) -2,5
    3) 9,3
    4) -9,3
  4. Найдите разность: 18 и 59
    1) 41
    2) -41
    3) 77
    4) -77
  5. Вычислите:27 – (-44)
    1) -71
    2) -17
    3) 17
    4) 71
  6. Вычислите: -24 – 35
    1) -59
    2) 59
    3) 11
    4) -11
  7. Найдите разность: -0,1 и -5/7
    1) -43/70
    2) 57/70
    3) 43/70
    4) 57/70
  8. Вычислите: -19 + |-52|
    1) -33
    2)-71
    3)33
    4)71
  9. Решите уравнение: -х = -32 – (-51)
    1) 83
    2) 19
    3) -19
    4) -83
  10. Найдите расстояние между точками N(-7,1) и M(4,2) на координатной прямой.
  11. Напишите все целые значения m, если -4<| m|<8

Вариант №2

  1. Найдите сумму -12 и -33
  2. 1) -45
    2) 45
    3) 21
    4) -21
  3. Вычислите: 17 + (-59)
    1) -76
    2) 42
    3) -42
    4) 76
  4. Вычислите: 2,7 + (-1,4)
    1) 4,1
    2) -4,1
    3) 1,3
    4) -1,3
  5. Найдите разность: 21 и 35
    1) 14
    2) -14
  6. 3) -56
    4) 56
  7. Вычислите: 43 – (-59)
    1) 16
    2) -16
    3) 102
    4) -102
  8. Вычислите: -12 – 23
    1) 11
    2) -11
    3) 35
    4) -35
  9. Найдите разность: -0,3 и -5/9
    1) -23/90
    2) 23/90
    3) 77/90
    4) -77/90
  10. Вычислите: -27 + |-43|
    1) -70
    2) 70
    3) -16
    4) 16
  11. Решите уравнение: -х=-21-(-44)
    1) 23
    2) 65
    3) -23
    4) -65
  12. Найдите расстояние между точками P(-0,2) и R(-3,1) на координатной прямой.
  13. Напишите все целые значения z, если -5<| z|<9

VII. Итог урока. (2 мин.)

Учитель: Что вам запомнилось на уроке?

Учитель: Какие примеры не вызывают у вас трудности?

Учитель: Я надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам понять, что учиться нужно обязательно, тем более у вас есть для этого все возможности.

Учитель выставляет отметки учащимся.

VIII. Домашнее задание. (2 мин.)

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Учитель записывает на доске: № 1112, № 1113 (г,д,е) , № 1115.

Использованная литература:

  1. Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.И.Жохов. Математика – 6.
  2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Гусева И.Л.
  3. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Сборник дидактических материалов по математике.