Вид учебных занятий: урок.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Тема урока: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Нумерация урока: 1 урок, но 9 урок по всей теме “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”
Класс: 6 класс
Цель урока:
- Обучающие:
Форма проведения: урок повторения и закрепления знаний учащихся
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Методы и примы обучения: репродуктивный
Внутрипредметные связи: материал используется в теме “Преобразование числовых и буквенных выражений” (правила раскрытия скобок, приведение подобных слагаемых).
Межпредметные связи: связь математики и географии
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация в PowerPoint 2010, фильм в Movie Maker 2.6, распечатанный материал (тест).
Ход урока
I. Организационный момент. (3 мин.)
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.
На экране показывает учитель. Презентация. Слайд 1.
Учитель: На уроке мы должны закрепить навыки сложения и вычитания чисел с разными знаками и применять эти навыки в решение уравнений.
Небо, далекий космос, всегда манили людей. Люди изобретали технику, чтобы подняться ввысь в своем изобретении. Они шли от воздушных шаров к космическим кораблям, которые теперь отправляются в далекий космос с помощью ракет.
В каком году был совершен первый полет в космос?
Учащиеся: 12 апреля 1961 года с Земли стартовала ракета и унесла в космос первого человека Ю.А. Гагарина
Учитель:
Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны.
A космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен…
Сегодня на уроке мы с Вами совершим необыкновенное путешествие.
Учащиеся просматривают фильм (1 мин). Слайд 2
Учитель: После первых успешных полетов советских космонавтов у Сергея Королева появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Еркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарева, Ирина Соловьева …
II. Устная работа. (5 мин.)
Учитель включает Слайд 3.
Учитель: Урок начнем с устного счета, для этого найдите значение выражения и сформулируйте к каждому примеру соответствующее правило. Рядом с каждым примером написана буква. Здесь зашифровано фамилия женщины, которая впервые в мире оказалась на околоземной орбите. Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры, назвать числа в порядке возрастания с соответствующими буквами.
-12+3 -7-13 -14+8 13-7 8 – 15 -9 – 5 -(-30) + 70 -(-40) + (-70) -20 – (-30) |
е е к о ш р а т в |
Учитель включает Слайд 4.
Учитель: Валентина Терешкова – первая во всем мире женщина, совершившая полет в космос, Герой Советского Союза, имеет звание генерал-майор. Терешкова Валентина Владимировна первая из женщин, которая покорила космос, родилась 6 марта 1937 года. В этом году исполняется 75 лет со дня рождения первой женщины летчика– космонавта. Валентина Владимировна любила спорт и серьезно увлекалась прыжками с парашютом. Увлечение прыжками и любовь к небу, не прошли даром, она в 1962 году, была зачислена в отряд космонавтов. Из группы космонавтов-женщин, она удостоилась огромной чести стать первой в мире женщиной покорившей космос.
III. Повторение. (15 мин.)
Учитель включает Слайд 5.
Учитель: Один ученик выполняет вычисления у доски, другие учащиеся работают на своих местах самостоятельно. Выборочно учитель проверяет выполнения задания и выставляет отметки.
7,5 – (-3,7)
-2,3 – 6,2
Учитель включает Слайд 6 и автоматически Слайд 7.
Учитель: Это произошло 16 июля 1963 года в 12 часов 30 минут Валентина Терешкова на корабле “Восток-6” в качестве пилота, совершила полет в космос, который длился 2 суток и 23 часа. К сожалению, этот ее первый полет в космос, так и остался для нее последним. Хотя Валентина Владимировна и дальше продолжала заниматься предполетной подготовкой, но ей так и не суждено было больше полететь в космос.
Учитель: Давайте повторим правила решения уравнений.
Как найти неизвестное слагаемое?
Учащиеся: рассказывают правило
Учитель: Как найти неизвестное вычитаемое?
Учащиеся: рассказывают правило
Учитель: Как найти неизвестное уменьшаемое?
Учащиеся: рассказывают правило
Учитель: Давайте решим уравнения.
Учитель показывает Слайд8.
Х + 6,75 = -2,05
3,28 + у = 1,01
Z – 3,96 = -2
-4,81 – а = 3,5
Учитель показывает Слайд9 автоматически Слайд 10.
Учитель: Во время обучения Терешкова проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полета. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в летном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру – изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.
IV. Физкультминутка. (2 мин.)
Учащиеся вместе с учителем выполняют физкультминутку.
Учитель: Теперь мы с вами проведем физкультминутку и подготовимся к космическому полету.
Учитель показывает Слайд 11 автоматически Слайд 12.
Учитель:
Раз, два – стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют “купол ракеты”.)
Три, четыре – самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
А без точного расчета
Не получится полета.
Так скорее за работу,
Сядем быстро за расчеты.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)
И работать мы начнем.
V. Работа с дидактическим материалом. (6 мин.)
Проверим свои знания. Для этого один учащийся работает за доской, другие учащиеся на своих местах. Учащимся предлагаются задания из дидактического материала: сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками, вычитание , вычитание, решение уравнений.
VI. Самостоятельная работа. (10 мин.)
Учитель показывает Слайд 13 автоматически Слайды 14, 15.
Учитель: Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа – параболической горки – внутри самолета устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3–4 за полет. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации. Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море в скафандре. Теперь мы с вами проверим знания по данной теме.
Учащиеся выполняют тест.
Вариант № 1.
- Найдите сумму -27 и -11
1) -16
2) 16
3) 38
4) -38 - Вычислите: -45 + 14
1) -31
2) 31
3) -59
4) 59 - Вычислите: -3,4 + 5,9
1) 2,5
2) -2,5
3) 9,3
4) -9,3 - Найдите разность: 18 и 59
1) 41
2) -41
3) 77
4) -77 - Вычислите:27 – (-44)
1) -71
2) -17
3) 17
4) 71 - Вычислите: -24 – 35
1) -59
2) 59
3) 11
4) -11 - Найдите разность: -0,1 и -5/7
1) -43/70
2) 57/70
3) 43/70
4) 57/70 - Вычислите: -19 + |-52|
1) -33
2)-71
3)33
4)71 - Решите уравнение: -х = -32 – (-51)
1) 83
2) 19
3) -19
4) -83 - Найдите расстояние между точками N(-7,1) и M(4,2) на координатной прямой.
- Напишите все целые значения m, если -4<| m|<8
Вариант №2
- Найдите сумму -12 и -33
- 1) -45
2) 45
3) 21
4) -21 - Вычислите: 17 + (-59)
1) -76
2) 42
3) -42
4) 76 - Вычислите: 2,7 + (-1,4)
1) 4,1
2) -4,1
3) 1,3
4) -1,3 - Найдите разность: 21 и 35
1) 14
2) -14 - 3) -56
4) 56 - Вычислите: 43 – (-59)
1) 16
2) -16
3) 102
4) -102 - Вычислите: -12 – 23
1) 11
2) -11
3) 35
4) -35 - Найдите разность: -0,3 и -5/9
1) -23/90
2) 23/90
3) 77/90
4) -77/90 - Вычислите: -27 + |-43|
1) -70
2) 70
3) -16
4) 16 - Решите уравнение: -х=-21-(-44)
1) 23
2) 65
3) -23
4) -65 - Найдите расстояние между точками P(-0,2) и R(-3,1) на координатной прямой.
- Напишите все целые значения z, если -5<| z|<9
VII. Итог урока. (2 мин.)
Учитель: Что вам запомнилось на уроке?
Учитель: Какие примеры не вызывают у вас трудности?
Учитель: Я надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам понять, что учиться нужно обязательно, тем более у вас есть для этого все возможности.
Учитель выставляет отметки учащимся.
VIII. Домашнее задание. (2 мин.)
Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Учитель записывает на доске: № 1112, № 1113 (г,д,е) , № 1115.
Использованная литература:
- Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.И.Жохов. Математика – 6.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Гусева И.Л.
- А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Сборник дидактических материалов по математике.