Цели.
Создать условия для:
- повторения знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной темы;
- применения знаний в несколько изменённой форме;
- формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- способствовать продвижению учащихся в общем развитии; развитию внимания, памяти, расширению словарного запаса; развитию монологической речи учащихся;
- содействовать воспитанию любознательности, стремления познавать новое, расширению кругозора.
Тип: урок обобщения и закрепления.
Форма: нетрадиционный урок, урок- лабиринт.
Оборудование: мультимедийная презентация на все этапы урока, интерактивная доска, проектор, карта-лабиринт “Путь в Камелот”, у каждого учащегося лист с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте тему урока, определите цели нашего урока. (Слайд 1. Презентация)
2. Вступительное слово.
- Давным-давно в старой доброй Англии правил могущественный и храбрый король Артур. Ни один король в истории не одержал такой вечной славы, как он. Что вы узнали об этом славном короле?
Королевство Камелот и его король Артур олицетворяют собой Золотой век Рыцарства. Его команда известна как Рыцари круглого стола. Эти рыцари стали столь же известны, как и король Артур.
Артур при рождении получил от фей много магических даров. Они дали ему дары смелости, силы, мудрости, величия и долгой жизни.
Когда родился Артур, его забрал к себе Мерлин, который был пророком и советником при дворе. (Слайд 2) Мерлин сказал, что Артур не должен видится с матерью и своими родными до тех пор, пока не станет королём.
Спустя 20 лет, Мерлин и епископ Кентерберийский в Лондоне представили собравшимся рыцарям меч, воткнутый в камень, на котором была надпись: “ Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву король Британии”.
Ни один из королей и баронов не смог извлечь меча. Его случайно вынул юный Артур, который искал меч своему названному старшему брату сэру Кею. (Слайд 3)
Мерлин раскрыл юноше тайну его происхождения и провозгласил Артура королём, но правители соседних королевств, отказывались признавать его. Артур отстоял свой трон и стал править Англией. (Слайд 4)
- С именем короля Артура связано множество тайн и легенд. Жил он в славном замке Камелот. (Слайд 5) После смерти короля, замок был заколдован. Нам предстоит разгадать тайну Камелота и найти в замке последнее послание короля Артура.
Ваша задача – дойти по лабиринту до замка Камелот, найти и разгадать послание.
Задания, которые встретятся вам, помогут обобщить полученные знания по теме урока. Счастливого пути!
3. Работа по теме.
А) Словарная работа. (Слайд 6)
- Давайте выясним, что означает слово “ лабиринт”.
Лабиринт – первоначально, большое здание со сложно организованными переходами в Древней Греции.
- Придумайте задание, которое можно выполнить с этим словом. (Например, составить звуковую схему слова, морфологический разбор и т.д.)
Б) Препятствие № 1. “Знаю - отвечаю”.
Вопросы:
- Какие буквы в окончаниях требуют проверки?
- В каком падеже у существительных 1 или 2 склонения пишется окончание -е, а у имён существительных 3 склонения -и?
- В каком падеже у существительных никогда не пишется окончание -и)
- У существительных какого склонения никогда не пишется окончание -е?
- Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных?
В) Препятствие № 2. “Найди ошибку”.
- В определении допущена ошибка, прочитайте его и найдите её.
“Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: определить падеж, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже”.
Г) Препятствие № 3. “Не ошибись!”. (Слайд 7)
- Соотнесите падежи и предлоги.
Именительный в, на, за, про, через
Родительный к, по
Дательный над, под, за, перед, между, с
Винительный у, от, до, из, около, подле, возле
Творительный о, об, в, во, на, при
Предложный -
- Какой падеж не имеет предлогов?
Д) Препятствие № 4 “Третий лишний”. (Слайд 8)
- Колесо, мостик, ласточка.
- Пеночка, свиристель, трясогузка.
- Медаль, прорубь, хрусталь.
- По какому признаку искали “лишнее” слово? (По склонению)
Физкультминутка.
- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – приседаете. Если с безударным – делаете наклон вперёд.
У сестры, на дворе, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, в небе, из нефти, у реки.
Е) Препятствие № 5. “Е или И?” (Слайд 9)
- Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж существительных.
Стадо подошло к речк… . Мы шли по узкой тропинк… к опушк… леса. Отец вернулся из поездк… по Волг… . Машина ехала по дорог… к деревн… . К кроват… ребёнка подошла мама.
Ё) Препятствие № 6. “Сделай выбор”. (Слайд 10)
- Заполни таблицу.
Существительное стоит в родительном падеже | Существительное стоит в дательном падеже | |
1. C низкой крыши | ||
2. От берёзовой аллеи | ||
3. Спуститься к речке | ||
4. Скучать без отца | ||
5. Подарить маме | ||
6. Выскочить из избы | ||
7. Помочь дедушке |
После каждого задания проводится проверка, самооценка.
- Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и практические навыки. Итак, мы оказались возле замка Камелот. Что вы можете рассказать о нём?
Камелот – замок чудес. В течение восьми веков воображение человека пленялось сказочным царством короля Артура. В центре его стоял Камелот – город-замок, обнесённый стеной с высокими башнями: там находился королевский двор, там благородный король и его рыцари жили по законам чести и рыцарской любви. Благородный рыцарь поклоняется своей возлюбленной и посвящает ей себя и всю свою жизнь. Ради неё совершает отважные подвиги.
Камелот находился в волшебной стране заколдованных лесов и замков. Отсюда рыцари отправлялись в свои странствия, чтобы, преодолев испытания и трудности, выручить прекрасную незнакомку и с победой вернуться домой.
- Истинная притягательность этого рыцарского замка прежде всего в том, что он символизирует такое место, где правят честь и отвага, где сильный защищает слабого, и люди живут в мире и согласии.
(Слайды 11, 12, 13)
- А в замке мы нашли свиток короля Артура.
Доблестные мальчики и милые девочки!
Вы были храбры и настойчивы. Вы достигли Камелота.
В награду я оставляю вам свой ордер на получение разрешения участвовать в рыцарском турнире.
А прекрасные девочки отныне будут носить звание “ Дама сердца”.
Желаю вам новых открытий и подвигов!
Король Артур.
(Cлайд 14)
3. Итоги урока. Рефлексия. Оценки.
- Какие знания и умения отрабатывали на уроке?
- Что для вас было легко? Что трудно? А что показалось интересным?
- Я предлагаю вам составить синквейн со словом “ Артур”.
В помощь я предлагаю вам несколько пословиц.
Братская любовь лучше каменных стен.
Голова всему начало.
Жизнь дана на добрые дела.
За правое дело стой смело.
4. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам дома написать мини-сочинение на тему: “В гостях у короля Артура”.