Цель: Опираясь на ранее полученные знания, подвести обучающихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах.
Образовательные задачи:
1) Познакомить обучающихся со строением и общими свойствами металлов, исходя
из их положения в периодической системе и строения атомов.
2) Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке.
Добавить, обобщить и углубить знания о физических
свойствах металлов.
Воспитательные задачи:
1) Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме, значении
в жизнедеятельности человека, показать разнообразие их свойств.
2) Продолжить формирование мировоззренческих взглядов (умения устанавливать
причинно-следственные связи между строением и
свойствами металлов, доказывать переход количественных изменений в
качественные).
3) Акцентировать внимание обучающихся на возможности интеграции курсов химии,
литературы и истории, развивать представления о познаваемости мира.
4) Прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои
мысли. Уметь слушать своего товарища.
Развивающие задачи:
1) Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками
информации, готовить доклады,
2) Выступать перед аудиторией,
3) Формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное,
обобщать и делать выводы.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с мультимедийным сопровождением.
Оборудование. Компьютер, проектор, экран; учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем, коллекции “Металлы и сплавы”; шаростержневые модели кристаллической решетки металлов железа, магния, меди; таблицы: “Изменение атомного радиуса в периоде, группе”, “Строение металлической кристаллической решетки”, учебник химии 9 класс автор О.С. Габриелян 2010 год.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке здоровыми и бодрыми. Я думаю, что и у вас прекрасное настроение как у ромашки на слайде презентации. Слайд 1.
А сейчас обратите внимание на лотки, что стоят на ваших столах. В них образцы веществ. Причем, предложенные вашему вниманию вещества, против обыкновения, не подписаны. Ваша задача состоит в том, чтобы распределить эти вещества по каким-то признакам, то есть как-то их проклассифицировать. Признаки выберите сами.
Учитель: – Какие признаки? (Твердость, металлический блеск.)
Учитель: – На какие группы распределились вещества? (Металлы и неметаллы.)
Учитель: – Каких веществ больше?
В настоящее время известно более 80 металлов, точно сосчитаете дома. Чем они отличаются друг от друга?
Учитель: – Они отличаются друг от друга свойствами: цветом, блеском, твердостью.
Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Металлы. Да, мы начинаем изучение большой темы “Металлы” (на экране проецируем тему урока) Слайд 2.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Записываем дату и тему урока в тетради.
Эпиграф нашего урока. “Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества”. Д.И.Менделеев. Слайд 3
“Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.Слайд 4.
Учитель: Основываясь на собственный опыт, знания из курса физики, биологии, литературы давайте вспомним, что мы знаем о металлах? Поделитесь своими знаниями. (Беседа с классом.)
Учитель: Что мы должны узнать?
Цели: (Слайд 5.)
Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы мы должны с вами выполнить большую работу по изучению нового материала и приобретению знаний.
“Свойства веществ зависят от строения”. Сегодня эту зависимость мы рассматриваем применительно к металлам. Давайте проследим причинно-следственную связь между строением атома, химической связью и физическими свойствами.
Строение атома – металлическая связь – металлическая кристаллическая решетка – физические свойства – практическое применение
Учитель: – Ответьте на следующие вопросы:
1) Где расположены элементы– металлы? Слайд 6.
2) Какое место занимают металлы в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева?
В периодической системе химических элементов каждый период, кроме первого, начинается с активного металла. Эти элементы образуют главную подгруппу I группы и называются щелочными металлами. Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, – щелочей.
Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу II группы, также являются металлами. Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называют щелочноземельными металлами. Такое название они получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли “землями”, при растворении в воде образуют щелочи.
Далее к металлам относят элементы главных подгрупп: III группы, исключая бор; IV группы – германий, олово, свинец; V группы – сурьму и висмут; VI группы – полоний.
Что касается элементов побочных подгрупп, то все они – металлы. Таким образом, если в периодической системе провести диагональ от В к Астату через элементы главных подгрупп, то по диагонали и над ней будут располагаться неметаллы, а под ней – металлы. В периодах: в малых – металлы расположены в начале, в больших – в четных рядах и начале нечетных. Слайд 7.
Из положения металлов в периодической системе можно определить и особенности строения их атомов. Слайд 8.
1) На внешнем энергетическом уровне – 1–3 электрона.
2) У металлов сравнительно большой радиус атома
3) В периоде восстановительные свойства уменьшаются, т.к. увеличивается заряд
ядра, число электронов на внешнем слое.
4) В группе в главной подгруппе восстановительные свойства увеличиваются, т.к.
возрастает радиус атома.
Учитель: Давайте распишем электронное строение атомов металлов Na, Ca, Al (3 обучающихся возле доски.) Вместе проверяем даем оценку.
Загадочная пауза Слайд 9. (Загадки про металлы.)
Учитель: Атомы – металлы образуют простые вещества, соединяясь посредством химической связи. Какой? Слайд 10.
Учитель: Что такое металлическая связь? Связь в металлах и сплавах между атом – ионами посредством обобществленных электронов называется металлической. Веществам с металлической связью присущи металлические кристаллические решетки. Свойства металлов обусловлены строением их кристаллов. В узлах металлических кристаллических решеток располагаются атомы и ионы металлов, связанные посредством обобществленных электронов, электронов, которые оторвались от конкретных атомов и стали принадлежать всему кристаллу. Эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами, связывают их, обеспечивают устойчивость металлической решетки. Такой тип связи называется металлической. Она обусловливает все важнейшие физические свойства металлов. Слайд 11.
Учитель: У меня на столе представлены кристаллические решетки металлов магния, меди и железа дайте вместе рассмотрим строение кристаллических решеток этих металлов. (Три обучающихся возле доски рассказывают о строении предложенных решеток металлов.)
Физкультминутка.
Учитель: Какими физическими свойствами обладают металлы? Слайд 11
Учитель подчеркивает, что физические свойства металлов определяются их строением.
Индивидуальные задания обучающимся. По материалу параграфа 6 заполнить таблицу
Физическое свойство металлов | Чем оно обусловлено | Примеры |
Пластичность | ||
Электрическая проводимость | ||
Металлический блеск |
Остальные обучающиеся, для изучения физических свойств металлов по материалу параграфа 6 (страница 30–32) делятся на 3 группы по свойствам, готовятся, пишут свою часть схемы, выходят к доске приклеивают свои листочки и отвечают. Класс может задавать вопросы. Обучающиеся 4 группы готовят и задают вопросы остальным обучающимся групп.
Заполнение схемы по ходу изучения нового материала (по выступлениям обучающихся от каждой группы).
После заполнения схемы возвращаемся к образцам металлов в лотках на столах обучающихся и выполняем Лабораторный опыт “Ознакомление с образцами металлов” на карточках подписаны названия металлов (железо, цинк, олово, алюминий, свинец, серебро).
Физические свойства металлов.
Пластичность. Слайд 13. Металлы обладают пластичностью, ковкостью и прочностью. Благодаря свободному перемещению электронов по всему кристаллу разрыв связей не происходит, т. к. отдельные слои в кристалле могут смещаться относительно друг друга. Это придает металлам пластичность- способность изменять свою форму без разрыва химических связей. Металлы, обладающие высокой пластичностью- золото, серебро, медь, олово, железо, алюминий.
Просмотр фрагмента “Кузнечное дело” с диска “Неорганическая химия”.
Электропроводность. Лучшие проводники электричества – серебро и медь, худшие – марганец, свинец и ртуть. Металлы обладают электрической проводимостью благодаря наличию свободных электронов или электронного “газа”. Хаотически движущиеся в металле электроны под воздействием приложенного электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.
Теплопроводность.
Теплопроводность металлов, как правило, соответствует электропроводности. Она обусловлена большой подвижностью свободных электронов, которые, сталкиваясь с колеблющими ионами и атомами, обмениваются с ними энергией. Поэтому происходит быстрое выравнивание температуры по всему куску металла. Лучшая проводимость у серебра, меди, худшая - у висмута, ртути.
Металлический блеск.
Для всех металлов характерен металлический блеск: серый цвет или непрозразрачность. Свободные электроны, заполняющие межатомное пространство в решетке, отражают световые лучи, поэтому металлы имеют металлический блеск (серебристо-белый и серый). Только золото и медь в большей степени поглощают короткие волны (близкие к фиолетовому цвету) и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый и оранжевый цвет. Самые блестящие металлы- ртуть, серебро.
Плотность. Слайд 14. Все металлы делятся на легкие (с плотностью до 5г/см3) и тяжелые (с плотностью больше 5г/см3). Легкие: Li, Na, K, Mg, Al Тяжелые: Zn, Cu, Sn, Ag, Au
Температура плавления. Слайд 15, 16.
Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие.
Твердость. Все металлы, кроме ртути, твердые. Но это свойство различно у каждого металла. Слайд 17.
Самые мягкие металлы- натрий, калий, индий, их можно резать ножом самый твердый металл - хром, царапает стекло. Рассмотреть образцы щелочных и щелочноземельных металлов.
С представителями некоторых металлов мы сейчас познакомимся
Вступление к сообщениям обучающихся “Заморочки из бочки”
– Алхимики старались его получить используя философский камень для того,
чтобы править миром и вечно жить;
– Из-за этого металла пролилось много крови;
– Его используют в ювелирной промышленности) Это – Золото. (Сообщение про
золото. Слайд 18–27.)
Вступление к сообщению обучающегося о меди “МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!” Звон колокольчика под тканью.
Следующий металл, о котором мы поговорим, – медь. Медь называют музыкальным металлом. Почему, сейчас мы узнаем. Слайд 28. Когда на Русь нападали полчища врагов, когда нужно было собрать народ на важные собрания, ударяли в колокола. Давайте послушаем запись звонов ростовских колоколов. В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее, справедливее. Все злое, нехорошее от него уходит. Искусство колокольных дел мастеров осталось составной частью национальной культуры. И поныне остается загадкой, как удалось нашим предкам без измерительных приборов и точного анализа сплавов создать “стозвонные” колокола – каждый со своим звоном (прослушивание звона колоколов). После Слайда 31.
Сегодня медь широко используется в электротехнике и приборостроении. Но давайте рассмотрим, как и где применяли раньше медь и ее значение сегодня. Слайд 32–36.
Вступление к сообщению про железо (загадка – стихотворение).
Важнейший, древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии –
Он нужен всей стране родной.
Сообщение про железо. Слайд 37–42
А теперь, внимание! Знакомимся с самыми, самыми металлами. Слайд 43.
Проверка знаний по результатам изучения нового материала (тест на компьютере) обмениваемся работами и проверяем с выставлением оценок по ключу
Подведение итогов. “Свойства веществ зависят от строения”. Сегодня эту зависимость мы рассмотрели применительно к металлам. Проследили причинно-следственную связь между строением атома, химической связью и физическими свойствами.
Выставление оценок за урок.
Проведение рефлексии по результатам урока. Слайд 44. Рефлексия. Чтобы осмыслить все увиденное, услышанное и выполненное на нашем уроке мы предлагаем вам рефлексивный тест, направленный на оценку своих собственных действий. Рефлексивный тест. Я узнал (а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем, подумать. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Учитель:
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы,
В журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они хорошо и отлично.
Большое спасибо я вам говорю,
Мы цели достигли, благодарю.
Домашнее задание: параграф 5, 6 составить ребусы или загадки про металлы, подготовить сообщения про сплавы меди и сплавы железа, составить презентацию по теме “Сплавы”