Интегрированный урок (окружающий мир + технология) во 2-м классе по теме "Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цель: Раскрытие целостной картины мира, осознание его единства и вечного движения.

Задачи:

1. Формировать научное представление о Солнце как типичной звезде.
2. Ориентировать учащихся на самостоятельное добывание сведений по астрономии.
3. Формировать интеллектуальные умения, эмоционально-волевые нравственные качества, необходимые для успешного изучения темы.
4. Пробуждать интерес к учебному предмету, потребность в познании окружающего мира, путем решения проблемных, творческих задач.
5. Развивать мыслительную деятельность учащихся на основе самоанализа.
6. Воспитывать интерес к науке будущего – астрономии, через проектную деятельность.

Ход урока

1.Организационный момент.

– В конце 20 века группа астронавтов отправилась в межгалактическое путешествие с целью нахождения новых неизведанных миров. Но в результате столкновения с космическим обломком у судна отказали навигационные приборы, вышла из строя электронная галактическая карта с месторасположением Солнечной системы, в результате чего астронавты не могут вернуться на Землю. На Земле был получен радиосигнал следующего содержания:

“Мы, астронавты межгалактического судна “Звезда”, потерялись в космическом пространстве. Помогите вернуться на Землю. SOS”

2. Актуализация знаний. Целеполагание:

– Целью нашей работы является “выход” в космос, изучение звезды Солнце и создание карты Солнечной системы.

Надеюсь, что вы будете предельно внимательны не только к себе, но и к своим товарищам, так как мы должны помочь астронавтам вернуться на Землю. Сегодня мы “Скорая Космическая Помощь”. За каждый ваш правильный ответ и решение проблемы на уроке вы будете получать звезду, и эти звезды будут показателем вашей работы.

Для достижения цели начнем работу.

Стихотворение “Космос”. Презентация “Космические дали”.

3. Повторение пройденного материала.

– Для того чтобы отправиться в космос необходим определенный багаж знаний. Давайте вспомним некоторые понятия о космосе и людей, которые его исследовали.

Кроссворд “Космос и его герои”.

– Молодцы! Ваши знания хороши и мы можем двигаться вперед к нашей цели!

4. Изучение нового материала.

– Астронавты затерялись во Вселенной и не могут среди миллионов галактик найти нашу Галактику.
– Как вы представляете Вселенную, что это? (Ответы учащихся.)

Ученица покажет нам опыт, как Вселенная дышит и растет, и благодаря этому все во Вселенной движется! (Опыт с шариком.)

– Во Вселенной около ста тысяч миллионов галактик. А вы знаете, как называется наша Галактика?
– А как можно перевести слово Галактика, кто из вас знает?
– Послушайте легенду, как появился Млечный путь.
– А мы с Земли можем увидеть Млечный путь? Из чего он образован?
– Какой вид имеет наша Галактика? Какие виды галактик еще существуют?
– А теперь, пора собираться в путь.

Специально для нас, ученики сконструировали космические корабли, на которых мы отправимся в путь для создания карты Солнечной системы.

(Ученики представляют сконструированные из конструктора “Лего”, картона и цветной бумаги ракеты и объясняют их устройство.)

– На старт! Внимание! Даю обратный отсчет. Поехали!

С огромной скоростью и большими перегрузками мы удаляемся от Земли. Мы вышли на околоземную орбиту. Взгляните на Землю!

Что вы видите? Какая она, наша Земля? (Ответы учащихся.)

Опыт с кружками (круги вырезаны из картона D=10см).

– Возьмите кружки и поднесите их близко к глазам, что вы видите? (Сам круг.)
– А теперь удаляйте круги от глаза, что мы видим теперь? (Видим предметы вне круга.)
– Вот так и мы на Земле, видим только то, что вокруг нас – деревья, дома, а высоко в горах – линию горизонта.
Какой можно сделать вывод? (Ответы учащихся.)
– Вот так и в космосе, огромных размеров небесные тела на большом расстоянии могут казаться крошечными.

То, что мы принимаем за звезды, может оказаться целой галактикой!

5. Физкультминутка. Стихотворение А.Хайта “Над Землею ночью поздней…”

6. Работа с учебником.

– Осторожно, мы подлетаем к “сердцу” нашей Солнечной системы – Солнцу!
– Что мы знаем о Солнце? (Ответы учащихся.)

Давайте заглянем в навигатор знаний – учебник (учащиеся работают с текстом).

– Какой вывод мы можем сделать?
– А Солнце единственная звезда во Вселенной?
– Что такое звезды?

Стихотворение “Что такое звезды?”.

– Далеко ли Солнце от Земли?
– Если бы мы добирались до Солнца бегом, то нам бы понадобилось 4000 лет, на авто – 200 лет, а на самолете – 20 лет.
– Какой вывод можно сделать? (Солнце от Земли очень далеко!)

7. Проектная деятельность.

– Как красиво звучит “Солнечная система”, а это определенное расположение планет в ней.
– Что же такое планеты?

Они тоже как Солнце – ядерный реактор, такие же раскаленные? (Нет, они отражают свет звезды).

– Когда мы летели к Солнцу, какие планеты мы увидели? (Меркурий и Венеру.)
– А какие еще планеты есть в Солнечной системе? (Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
– Сейчас мы приступим к изготовлению навигационной карты, которую отправим в виде радиосигналов потерявшимся астронавтам.

Создавая карту, поглядывайте в космическое пространство и вы увидите особенности планет Солнечной системы.

Работа с пластилином. Изготовление “карты”.

Учащиеся создают модель Солнечной системы.

Работа с пластилином: на цветной картон дети наносят “планеты” Солнечной системы, выстраивая точное расположение планет по описанию.

– Теперь мы сможем помочь астронавтам, мы собрали нужную информацию и изготовили карту Солнечной системы, которую передадим при помощи сигналов – движения глаз – это и будет являться траекторией полета космолета “Звезда”, для возвращения его на Землю.

8. Физкультминутка для глаз “Звездная карта”.

9. Итог урока.

Чтобы помочь астронавтам наша “Скорая космическая помощь” перед собой поставила цели:

– Узнать что такое Солнечная система.
– Какие планеты есть в Солнечной системе.
– Научиться отличать звезды и планеты.
– Узнать о космосе и его строении.
– Создать карту Солнечной системы.

Все цели достигнуты, мы возвращаемся на Землю, а пока мы летим домой, закрепим полученные знания.

Кроссворд “Наша Солнечная система”.

10. Самооценка.

– В наш бортовой журнал мы занесем все звезды, полученные вами в космическом походе, и оценим свою работу!

11. Домашнее задание.

Сочинить фантастический рассказ “Жизнь на других планетах”.

12. Итог.