Цель: закрепить знания о свойствах соединений азота со степенью окисления - 3, добиться использования учащимися этих знаний для объяснения наблюдаемых явлений.
Задачи.
Образовательные: формирование у учащихся необходимых теоретических навыков и умений, необходимых для выполнения лабораторных и практических работ; осуществление контроля за приобретенными знаниями.
Развивающие: развитие умений обобщать знания по данной теме, совершенствование учебных умений, развитие интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях.
Задачи для учащихся: учащиеся должны собрать прибор для получения аммиака, получить аммиак, используя лабораторный способ, изучить физические свойства аммиака, взаимодействие данного вещества с водой и кислотами; провести реакции, подтверждающие основной характер гидроксида аммония; рассмотреть химизм процессов с точки зрения теории электролитической диссоциации; объяснить наблюдаемые явления.
Методы проведения занятия: частично-поисковый, практические исследования, самостоятельные работы учащихся.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: штатив, пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, ложечка или шпатель, стеклянные палочки, нагревательный прибор, концентрированные азотная и соляная кислота, вода в химическом стакане, фенолфталеин, растворы серной кислоты и хлорида железа (111).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начинаем наш урок.
2. Повторение ранее изученного.
Часть В (задания с кратким ответом)
Среди перечисленных свойств укажите те свойства, которые характерны для аммиака:
- легче воздуха;
- тяжелее воздуха;
- газ желто-зеленого цвета;
- бесцветный газ;
- ядовитый;
- неядовитый;
- газ с резким запахом;
- газ без запаха.
Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.
Ответ: 1457.
3. Подготовка к выполнению работы.
1. Фронтальное обсуждение хода практической работы.
2. Составление схемы опытов.
3. Схема записывается на доске и несколько раз “озвучивается” технологическим планом. Это необходимо, так как учащимся надо быстро выполнить большое количество действий, а их последовательность забывается.
4. Фронтальное обсуждение вопросов.
- Как должна быть расположена в штативе пробирка для получения аммиака? Почему?
- Иногда пробирка для получения аммиака при нагревании лопается. Почему? Каким образом нужно нагревать?
- Как определить выделение аммиака? По каким признакам вы установите, что пробирка заполнена аммиаком?
- Почему аммиак собирают в пробирку, держа ее вверх дном?
- Что будем наблюдать при опускании пробирки с аммиаком в воду?
4. Повторение правил по технике безопасности.
Следует обратить внимание учащихся на то, что запах аммиака очень резок. Настолько, что может привести в чувство человека, потерявшего сознание, когда к его носу подносят ватку, смоченную нашатырным спиртом(10%-ным водным раствором аммиака). Вдыхание больших количеств аммиака сопровождается удушьем, слезотечением, головокружением и болями в желудке.
Поэтому желательно провести все опыты быстро, перенести прибор под тягу и не вдыхать аммиак.
5. Выполнение работы.
Перед началом работы целесообразно разделить класс на группы, с тем чтобы каждая группа выполняла свой вариант заданий. Если реактивов достаточное количество, можно разделить на три группы.
В ходе выполнения работы использовать инструктивную карточку.
Дифференцированные самостоятельные работы
Вариант 1 - задания этой группы необходимы умения: проводить эксперимент, правильно описывать наблюдаемые явления, анализировать результаты эксперимента, формулировать частные и общие выводы.
Вариант 2 - они должны провести теоретический анализ, экспериментально подтвердить высказанные предложения, объяснить наблюдения и сформулировать вывод.
Вариант 3 - теоретически обосновать гипотезу и экспериментально ее проверить.
Цель: познакомиться со способом получения аммиака и изучить его свойства.
Вариант 1
1. Получить аммиак.
Опыт №1
Инструкция.
1) Возьмите два кристаллических вещества: хлорид аммония и гидроксид кальция. Какие вещества образуются при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Напишите уравнение реакции.
2) Соберите прибор для получения аммиака.
3) Получите аммиак и соберите его в пробирку. Для этого равные объемы хлорида аммония и гидроксида кальция перемешайте в ступке и поместите в сухую пробирку. Осторожно нагрейте смесь.
4) Назовите четыре физических свойства аммиака, которые вы обнаружили в этом опыте.
5) Изучите растворимость аммиака в воде.
Опыт №2
Инструкция.
1) Пробирку с аммиаком закройте пробкой, в которую вставлена пипетка с водой. Выдавите воду из пипетки в пробирку с аммиаком и опустите пробирку с аммиаком в сосуд с водой. Под водой снимите с пипетки колпачок. Опишите наблюдения и объясните их. Обобщите, какими физическими свойствами обладает аммиак.
2) К полученному раствору аммиака прилейте каплю раствора фенолфталеина. Объясните наблюдения. Сделайте вывод, к какому классу соединений относится продукт взаимодействия аммиака с водой. Запишите уравнение реакции.
3) Изучите взаимодействие аммиака с кислотами.
Опыт №3
Инструкция.
1) Нагрейте смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, поднесите к отверстию газоотводной трубки палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой.
2) Опишите наблюдения, объясните их.
3) Запишите уравнение реакции.
4) Изучите свойства водного раствора аммиака.
Опыт №4
Инструкция.
1) Нагрейте водный раствор аммиака, в который добавлен раствор фенолфталеина; опишите наблюдения и объясните их. Запишите уравнение реакции.
2) Исследуйте раствор хлорида аммония на лакмус. На основании исследования среды раствора сделайте вывод о силе гидроксида аммония как основания.
3) Проведите реакцию гидроксида аммония с раствором серной кислоты: в пробирку налейте раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл. Добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина и прилейте к нему по каплям раствор серной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Объясните наблюдения, запишите ионные уравнения реакций (полное и сокращенное).
4) Проведите реакцию гидроксида аммония с раствором хлорида алюминия: в пробирку налейте раствор хлорида алюминия объемом 2-3 мл и добавьте раствор аммиака в воде того же объема. Объясните наблюдения, запишите ионные уравнения реакций (полное и сокращенное).
5) Сформулируйте вывод о свойствах водного раствора аммиака.
Вариант 2
1. Получите аммиак и изучите его свойства: растворимость в воде; химический характер продукта его взаимодействие аммиака с кислотами.
Опыт №1
Инструкция.
1) Выберите из стоящих на столе реактивов те, которые вам необходимы для получения аммиака и изучения его свойств.
2) Соберите прибор для получения аммиака и изучения его свойств.
3) Проведите опыты. Оформите результаты опытов. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
4) Сформулируйте вывод о физических свойствах аммиака.
5) Нагрейте водный раствор аммиака, в который добавлен раствор фенолфталеина. Опишите наблюдения и объясните их. Запишите уравнение реакции. Сформулируйте вывод.
6) Исследуйте раствор хлорида аммония на лакмус. Напишите уравнение реакции гидролиза хлорида аммония.
7) С какими из предложенных веществ: хлорид натрия, хлорид алюминия, серная кислота, азотная кислота, сульфат калия – будет взаимодействовать водный раствор аммиака? Докажите правильность ваших ответов. Оформите результаты опытов. Сделайте вывод о свойствах водного раствора аммиака.
Вариант 3
1. Получите аммиак и изучите его свойства: растворимость в воде; свойства продукта взаимодействия его с водой; взаимодействие с кислотами.
Опыт №1
Инструкция.
1) Выскажите обоснованные предположения о том, какие из предложенных веществ: гидроксид кальция, хлорид аммония, гидроксид натрия, серная кислота – можно использовать для получения аммиака.
2) Выберите наиболее простой способ получения аммиака. Отберите реактивы, необходимые для получения аммиака и изучения его свойств. Соберите прибор для получения аммиака. Проведите опыты.
3) Оформите результаты опытов. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
4) На основании результатов опытов сформулируйте вывод о физических и химических свойствах аммиака.
5) Предложите и проведите опыт, доказывающий, что водный раствор аммиака – слабый электролит.
6) Выберите из предложенных вам реактивов те, с которыми будет реагировать водный раствор аммиака: гидроксид калия, соляная кислота, азотная кислота, сульфат натрия, хлорид алюминия. Экспериментально проверьте правильность вашего выбора. Оформите результаты опытов. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
7) Сформулируйте вывод о свойствах водного раствора аммиака.
2. Оформление результатов практического занятия.
№ опыта | Действия | Наблюдения (рисунки) |
Объяснения, выводы |
Запись молекулярных и ионных уравнений реакций |
Закрепление знаний
Задание №1
Установите соответствие между индикатором и окраской этого индикатора в водном растворе аммиака. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
Индикатор | Окраска индикатора |
А) метилоранж, | 1) малиновая, |
Б) лакмус, | 2) синяя, |
В) фенолфталеин, | 3) фиолетовая, |
4) желтая. |
Ответ: 421.
Задание №2
В ходе синтеза аммиака из азота и водорода было израсходовано 140 г азота. Образовавшийся аммиак полностью прореагировал с избытком соляной кислоты. Определите массу (в граммах) образовавшегося хлорида аммония.
Задание №3
Аммиак реагирует с кислородом в присутствии металлической платины. Определите массу в граммах образовавшегося оксида азота (II), если прореагировало 1000 л (н.у) аммиака, а выход продукта реакции равен 70,9 %. Ответ дайте в виде целого числа без указания единиц измерения.
Задание №4
Укажите, какое суждение является правильным:
А) аммиак получают методои вытеснения воздуха, держа пробирку кверху дном; Б) в лаборатории аммиак получают, нагревая смесь сухих гидроксида кальция и хлорида аммония.
1) верно только А,
3) верны оба суждения,
2) верно только Б,
4) оба суждения неверны.
Ответ: 3.
Итог урока. После заполнения таблицы учащиеся делают вывод о том, что они научились делать в результате практической работы.
Они должны записать название и химическую формулу, сделать пояснения.
Домашнее задание: закончить оформление практической работы. Подготовить сообщение: “Нитраты”.