Цели: сформировать умение вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд.
Задачи урока.
Предметные:
- распространить способ вычитания чисел с переходом через разряд столбиком на трехзначные числа;
- составлять и решать задачи по таблице;
- находить площадь фигуры дополнением до прямоугольника;
- применить знание частных случаев выполнения арифметических действий к числовым равенствам с неизвестным числом.
Метапредметные:
- создать условия для развития у учащихся познавательного интереса к новому учебному материалу;
- создать условия для развития принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- создать условия для развития умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
- развивать коммуникативные навыки (корректно излагать свое мнение, аргументировать свою позицию, уважать мнение партнера).
Ход урока
I. Организационный момент.
Содержит эмоциональный настрой на урок.
– Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться. Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила:
- Не выкрикивать.
- Учимся работать сообща.
- Мы слышим друг друга.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математическая разминка.
На доске даны числа:
415,425,435, ... (445,455)
- Прочитай числа.
- Что вы можете о них сказать?
- Какие задания можно выполнить данными числами?
а) представить в виде суммы разрядных слагаемых;
б) назвать числа, у которых одинаковые цифры единиц;
в) назвать числа, у которых разные цифры десятков;
г) найди закономерность и продолжи ряд. - Установите закономерность, продолжите ряд чисел (445, 455 – каждое следующее число на 10 больше предыдущего).
- Составить суммы чисел с данными числами (415 + 425, 425 + 435, 445 + 455, 455 + 415, 425 + 445, 455 + 425).
Выполняется сложение с переходом через разряд.
2. Создание проблемной ситуации.
– Составьте с данными числами выражения с действием вычитания.
(425 – 415, 435 – 425, 445 – 435, 455 – 445, 455 – 415).
– Как называются компоненты при вычитании?
– Изменится ли значение выражения: 455 – 417?
– Почему?
Вычитание столбиком (по желанию)
- 455
417
III. Определение темы и задач урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Коллективная работа (№ 137).
– Чем разности похожи?
– Чем различаются?
975 – 434
975 – 438
– Найди значение разностей, используя запись в столбик.
– Проверь вычисления второй разности по алгоритму (учебник стр. 66).
V. Рефлексия.
1. Выполнить вычитание столбиком по алгоритму (стр. 66).
VI. Динамическая пауза.
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.
VII. Творческое задание (№ 139, стр. 67).
1. Найди площадь фигуры разным способами.
S МН = S 1+ S 2
+ S 3
S 1 = 3 • 4= 12 см2 S 2= 4 • 3= 12см2 S 3= 2 • 4= 8 см2 S МН = 12+12+8= 32см2 |
|
S МН = S 1+ S 2
+ S 3
S 1 = 3 • 1= 3 см2 S 2= 2 • 1= 2см2 S 3= 9 • 3= 27 см2 S МН = 3+2+27= 32см2 S МН = S 1-S 2 S 1 = 9 • 4= 36 см2 S 2= 4 • 1= 4 см2 S МН = 36 – 4= 32см2 |
2. Работа в парах.
– Начерти другую фигуру, для которой удобным будет такой же способ нахождения площади. Найди ее площадь.
VIII. Закрепление пройденного (стр. 67, № 138).
IX. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Какие открытия мы сделали?
- Что вас заинтересовало?
- Чем вы удивились?
- В чем затруднились?
Детям поможет памятка:
- На уроке я узнал.
- Мне понравилось.
- Было трудно.
IX. Оценка работы.
– Вы сегодня хорошо потрудились.
– А вы сами довольны своей работой?
– Спасибо за урок.
X. Домашнее задание стр.67, № 40.
Использованная литература.
- Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: 1-я часть, – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012 г.
- Научно-методический журнал “Практика образования” № 2, 2012 г.
- Аргинская И.И. Методические рекомендации, – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2009 г.