Цели: познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников. Создать совместно с родителями и детьми модель их совместной полезной деятельности.
Задачи: дать представление о причинах трудностей в обучении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы, отсутствием организации учебной деятельности (режима дня), отсутствием организации в выполнении домашнего задания; совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей; сплочение коллектива родителей.
Необходимые материалы: приглашение родителям; плакаты с цитатами (на доску); плакат “Дерево проблем” (рисунок дерева); кленовые листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные; плакаты трех цветов (формат А4): красный – “Недостаточное развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление)”, желтый – “Отсутствие организации учебной деятельности (режим дня в будни и выходные)”, зеленый – “Отсутствие организации в выполнении домашнего задания”; листы А3, А4 на каждом столе; папки с методической литературой на каждом столе, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.
Ход собрания
На доске – плакаты с цитатами, “Дерево проблем”, плакаты трех цветов с надписями.
I. Введение.
Сегодня у нас нетрадиционное родительское собрание. Тема собрания: “Адаптация первоклассников в школе”. Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как изменилась его жизнь, что нового появилось, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути? Вот об этом мы сегодня с вами и будем вести разговор. И скорее всего, это будет не разговор, а игра, которая поможет определить ваше место в жизни ребенка в этот сложный и ответственный период, подскажет, как ему помочь в решении возникающих проблем. [1]
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 19 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они “старались”. В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций. [2]
1-й эксперимент: “Хлопок”.
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем “делать хлопок” в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Их успехи – это мои успехи. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас все получится.
2-й эксперимент: “Все мы разные – и в этом наше богатство”.
На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами нарисуем солнышко с 7 лучами. Скажите нам, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых солнышка? (Нет.) А почему? (Высказывают мнения.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному.
Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое.
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках.
II. Деление на группы.
Для дальнейшей работы разделимся на три группы. Я попрошу выйти к доске трех человек, которые считают, что хорошо знают все школьные проблемы своего ребенка. Сейчас каждый из вас выберет себе по одному человеку, с которым ему хотелось бы работать, теперь еще по одному, потом еще и т.д. В этом составе вы будете работать на протяжении всего собрания. Прошу сесть за столы по своим группам.
III. Работа в группах (создание “Дерева проблем”).
Итак, перед нами дерево, но не просто дерево – это “Дерево проблем”, которые мешают ребенку как можно быстрее привыкнуть к школьной жизни и принять ее правила. И, конечно же, это волнует и вас, как родителей, и меня, как учителя. У вас на столах листы бумаги и ручки. Составьте список проблем, которые могут возникнуть у ребенка в начале школьного обучения. Сообщите о результатах своей работы (выступления групп).
Теперь попробуем эти проблемы систематизировать. Распределите их по группам и запишите на кленовых листочках соответствующего цвета. Прикрепите листочки к “Дереву проблем” (каждая группа приклеивает листочки с проблемами на дерево).
IV. Подведение итогов работы групп.
А теперь посмотрим на наше дерево. Итак, как мы видим: если у ребенка достаточно развита познавательная сфера, то есть устойчивое внимание, хорошая память, мышление; если дома у него четко выстроен режим дня, время выполнения домашнего задания – то проблем с учебой у него будет меньше. Эти показатели и являются фундаментом успешной учебной деятельности.
V. Работа в группах (создание “Школы без проблем”).
Как укрепить этот фундамент, мы с вами попробуем выяснить.
Участники каждой группы становятся жителями волшебной страны под названием “Школа без проблем”, где живут рядом три народа, с одной стороны, очень близких друг другу, а с другой – отличающихся друг от друга. Поскольку страна называется “Школа без проблем”, значит, вам повезло: у вас нет всех этих проблем, о которых мы говорили.
- 1-й народ (живущий в одном их трех городов) не испытывает недостатка в познавательной сфере.
- 2-й народ научился жить в будни и выходные по такому режиму, который помогает учиться.
- 3-й народ умеет так организовать выполнение домашнего задания, что делает это быстро и правильно.
Вам необходимо придумать название вашего города, записать его, а также нарисовать на листе, как он выглядит. Можно использовать различные символы.
Музыкальная пауза. Ритмическая композиция “Кот Леопольд” в исполнении первоклассников [4].
А теперь сделайте презентацию своего города (выступления родителей).
В городе “Умняшки” живут способные, талантливые, умные дети. Они отлично учатся в школе, поэтому им все дается легко. Дома в городе необычные, напоминают лица улыбающихся детей. Жители создали в своем городе экспериментальную площадку по выращиванию необычных сортов растений – гибридов: огурбуз, помидыня, яблослива и др. В свободное время они читают много познавательной литературы, разгадывают головоломки, ребусы, загадки.
Жители города “Успевайкин” все делают строго по часам. По городу они ездят, в основном, на велосипедах, поэтому никогда и никуда не опаздывают. По всему городу здесь расставлены различные дорожные знаки и указатели. Это самый организованный и дисциплинированный народ. Они строго соблюдают режим, поэтому живут без всяких проблем.
Город “Выполнялкин” напоминает большую просторную библиотеку с большим количеством познавательной литературы, учебных компьютерных программ. Жители этого города – маленькие веселые гномики. Работают они всегда сообща. Каждый отвечает за подготовку своего предмета. Они очень любят работать парами, поэтому задание делают быстро и с удовольствием, помогая друг другу.
Замечательные города у вас получились. Поделитесь опытом, какими чертами характера и навыками ваш народ обладает. Запишите их на листах А4.
Представьте полученный результат (выступления родителей).
VI. Работа с методической литературой (создание памятки).
Что нам нужно сделать, чтобы быть похожими на представителей вашего народа?
Сейчас вам предстоит создать памятки с советами, где необходимо подробно изложить план наших действий. В помощь вам на столах есть папки с методической литературой. Представьте полученный результат (выступления родителей).
Давайте обменяемся мнениями по вопросу воспитания наших детей. Как вам удается поддержать первоклассников в их желании добиться успеха?
Копилка школьных успехов.
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это – “копилка школьных успехов”, в которую, к примеру, будут “складываться” “пятерки” и “четверки”. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Как только “копилка” оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.
1. Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.
2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. [1]
Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха; Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.
3. Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребенок не понимает чужую речь. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость. Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.
4. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте учителя.
5. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребенка, которая определяет режим дня. В соответствии с особенностями ребенка нужно планировать домашний учебный труд.
6. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой.
7. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
Успехи ребенка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради.
Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно.
Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже.
Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Мальсургенов Р.С. Председатель управляющего Совета.
Я помню, как сложно было составлять образовательные программы по новым ФГОС. Я, как Председатель управляющего Совета, наблюдал эту работу. Уверен в том, что коллектив сумеет успешно реализовать эту программу. Поэтому, если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или администрации. Здесь работают компетентные люди.
VII. Памятка родителям от ребенка. [5]
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, о чем я прошу. Я просто испытываю вас на прочность.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
- Это ослабит мою веру в вас. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, иначе я стану “плаксой” и “нытиком”.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. У меня есть право на свои ошибки.
- Не читайте мне наставления и нотации, это не даст ожидаемого вами эффекта, скорее я поступлю наоборот.
- Не критикуйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы мне все скажете спокойно с глазу на глаз.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган я легко могу обмануть.
- Никогда не ведите себя так, будто вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение безуспешности попыток сравняться с вами.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то я буду искать ответы на них в другом месте.
- Не беспокойтесь, что мы проводим мало времени вместе. Значение имеет то, как мы его проводим. Хотя и количество тоже немаловажно!
- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
- И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же…
VIII. Подведение итогов собрания.
Как вам жилось в сказочной стране без школьных проблем? Теоретически у вас все получилось. Теперь наша задача – попробовать создать у себя такую страну, чтобы вашим детям жилось в ней без проблем. Думается, что это родительское собрание вам поможет. Нужно только постараться.
Спасибо вам за огромную методическую работу, которую вы сейчас провели. Всю информацию по данным вопросам я соберу в одну папку, которая будет находиться у нас в классе, и вы в любой момент можете ей воспользоваться (Приложение 1).
Закончить наше собрание мне бы хотелось словами классиков педагогики (прочитать цитаты на доске). [3]
Плакаты с цитатами
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной” (А.С. Макаренко).
“Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог”. (В.А. Сухомлинский.)
“Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца”. (А.С. Грибоедов “Горе от ума”.)
“Дети – зеркало нравственной жизни родителей”. (В.А. Сухомлинский.)
Я надеюсь, что мы с вами сегодня продуктивно поработали. Еще с нашей первой встречи в детском саду я каждый день чувствую вашу поддержку, спасибо вам за это. Надеюсь на дальнейшее наше сотрудничество. Успехов всем нам в обучении и воспитании детей!
Пусть наши дети будут всегда здоровы, счастливы и успешны!
(Приложение 2).
Приглашение родителям
(Раздать заранее.)
Дорогие наши помощники в учебной деятельности детей!
Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как изменилась его жизнь? Какие требования предъявляет к нему школа? Как непросто разобраться, в чем должна заключаться учебная поддержка ребенка со стороны родителей: в каждодневной опеке, предоставлении полной свободы и ответственности или сочетании того и другого? Какие проблемы возникают у ребенка с приходом в 1-й класс? Как помочь ему с ними справиться?
Ответам на эти и многие другие интересующие вас вопросы посвящена наша встреча, которая состоится 23.10.2012 года. Мы попытаемся помочь вам в поиске собственной модели помощи ребенку. Непременно приходите, мы приготовили вам сюрприз.
Литература:
- О.В.Хмельницкая, И.Л. Меняйло. Родительское собрание. Особенности и трудности периода адаптации к школе у первоклассников, с.82–91. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008.– 128 с. – (Занковское пространство; Вып.1).
- Дошкольник становится школьником. В.Д. Еремеева, с.18–27. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008.– 128 с. – (Занковское пространство; Вып.1).
- Амонашвили Ш.А. Как живете дети? – М., 1986.
- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., исправ. и допол. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с., с.106.
- С.Г. Ананьева, С.А. Шахматова. Материалы к родительскому собранию “Семья и школа: коллеги и партнеры”, с. 60–63.
- В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008. – 112 с. – (Занковское пространство; Вып.3).